"Развитие и совершенствование вокально-хоровых умений и навыков в хоре"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие и совершенствование вокально-хоровых умений и навыков в хоре"
Автор: Беневоленская Наталья Валерьевна

План-конспект открытого урока Тема: «Развитие и совершенствование вокально-хоровых умений и навыков в старшем хоре» Классы: Хор старших классов 5-8 классУчебный предмет: Хоровой класс (Хоровое пение) ДОПП, ДООПТема урока: «Развитие и совершенствование вокально-хоровых умений и навыков в старшем хоре»Форма организации урока:Практическое занятиеФорма проведения урока: Коллективная, работа в ансамбляхТип урока: Комплексное применение вокально-хоровых умений и навыковЦель урока: Формирование у обучающихся обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведенияЗадачи:Образовательные:
  • Продолжать формировать у обучающихся основные певческие навыки.
  • К ним мы можем отнести:
  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
  • Развивающие:
  • Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки и умения;
  • Продолжать развивать гармонический слух;
  • Продолжать развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
  • Расширять музыкальный кругозор обучающихся через хоровой репертуар.
  • Воспитательные:
  • Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости обучающихся;
  • Продолжать работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой;
  • Продолжать работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения в коллективе, организованности;
  • Воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у обучающихся.
  • Методы обучения:Наглядный (слуховой и зрительный);Словесный (образные сравнения, вариативность, словесная оценка исполнения);Проблемно – поисковый;Практический (объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным и вокальные иллюстрации голосом преподавателя и воспроизведение услышанного детьми).Методические приёмы:- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;- вариативность заданий при повторении произведений;- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность ребят.Психологические условия на уроке:- создание здоровьесберегающей среды в коллективе- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;- учёт индивидуальных особенностей;- дифференцированный подходОборудование: рояль (фортепиано), пюпитр, хоровые партии. План занятия: Пояснительная записка Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.Работать надо постепенно, без торопливости.Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся. Одной из важнейших является особенность формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений. ХОД УРОКА I Организационный этап Приветствие учащихся, подготовка к дыхательной гимнастике и вокальным упражнениям (распевкам). Постановка цели и задач урока. Сегодня мы с вами будем закреплять, развивать и совершенствовать вокально-хоровые умения и навыки, в наших, ранее взятых произведениях. Но чтобы в полной мере исполнить наши хоровые произведения, что мы с вами должны сделать в первую очередь? Предполагаемый ответ – распеться. Наша задача при распевании – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые умения и навыки. Приступим к первому этапу.II. Основная часть.Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой) Дыхательная гимнастика по авторскому методу Стрельниковой подразумевает активное включение в работу всех систем и частей организма. В том числе задействуется диафрагма, которая активно используется во время пения. Объем каждого легкого увеличивается, в связи с чем, глубина дыхания повышается и человек может дольше выдыхать. Такое свойство повышает качество голоса, чистоту и длину издаваемого звука, что просто необходимо для правильного и красивого пения.1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, спина прямая, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. 2. Один вдох носом, два выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, спина прямая, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. Руки на поясе.3. Упражнение «Ладошки». Данное упражнение является разминочным. Выполняется по следующему алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять. Работать нужно только пальцами.3. Упражнение «Обними плечи» (Прямая спина, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч). Обнимаем себя и в это же время делаем короткий вдох носом шумно, при этом диафрагму выталкиваем вперед. Выдох происходит самопроизвольно. Широко разводить и напрягать руки запрещается. Упражнение делаем быстро.4. Упражнение «Насос» Прямая спина, руки свисают вдоль туловища. Выполняется легкий, без напряжения, поклон с тягой руками к полу (касаться пола не нужно) с одновременным шумным и коротким вдохом носом во время поклона. 5. Делаем небольшой вдох носом, а выдох распределяем равномерно, не торопясь, но с опорой на диафрагму на звук «С», сдуваемся как шарики.6. Задание тоже только на звук «З» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.7. Упражнение «Ёжик» для работы диафрагмы. Мы многократно произносим звук «Ф», подталкивая каждое произнесение животом.8. Упражнение «Бррр». Имитируем автомобиль, который не заводится, Короткое произношение «Бррр» подталкивая каждое произнесение животом.А затем, имитируем автомобиль, который завелся, то есть берем короткий вдох носом и спокойно, не торопясь произносим звук «Бррр», опираясь на диафрагму. Молодцы!Вокальные упражнения (распевание):1.Распевание на одном звуке закрытым ртом «М». Следим за нашим ртом, зубами, губами, нёбом, дыханием, выравниваем звук, работаем над унисоном.2. Затем звук «М» мы должны превратить в звук «МО» — на звуках по тонам вверх. Следим за сформированным положением «зевка», развитием одинакового звукообразования.3. Пение арпеджио полного трезвучия (Т53) вверх на слог «Ми-и-и-и», а вниз по D43 «Я-а-а-а» с разрешением в основной тон на слог «Ми». Мы должны хорошо поднять нёбо, свободная нижняя челюсть, петь на «зевке», опираясь на диафрагму. 4. Пение гаммы C-Dur на 2 голоса на слог «Лё» (по терциям) a capella, поднимаясь поочередно вверх. Мы должны развивать гибкость и подвижность голоса. Следить, чтобы звуки интонационно пропевались чисто, «без подъезда» в ансамбле. На этом упражнении мы поработаем еще и над динамическими оттенками, а именно (piano-forte). Работа по партиям. Построение аккордовое в C-Dur T53-S64-D6-T53.(S-верхний звук, А1-средний звук, А2-нижний звук) Выстраиваем аккорды по полутоновым гаммам вверх a capella. В этом упражнении мы работаем над гармоническим строем, развиваем умение петь аккорды на legato и слушаем друг друга. Уравнивание всех звуков по качеству звучания в хоре. Цель всех упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые умения и навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Мы хорошо разогрели свой голосовой аппарат для дальнейшей работы. Итак, мы переходим к нашим произведениям. Сегодня мы поработаем над тремя произведениями из нашего репертуара. Работа над произведениями Наша задача на этом этапе - достижение точной интонации, унисона, развитие гармонического слуха, работа над дыханием, ритмом, ансамблем; работа над воплощением художественного замысла в произведениях. Муз. В. Гевиксмана, сл. Г. Фере переложение Н. В. Беневоленской «Березовые сны»Беседа о характере, о настроении песни.Песня советского композитора Виталия Артемьевича Гевиксмана из киноэпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная», а в англоязычных странах она называлась «Неизвестная война». Трепетная, величавая, душевная, проникновенная песня. В этой песне композитор передает нам весь героизм, самоотверженность нашего народа, горе и страдание людей в годы Великой отечественной войны. Работа над ансамблем в припеве, четкой дикцией, дыханием.Отработка округлого звука.Ваша задача, ребята, слышать и слушать друг друга.петь фразы на одном дыхании; на хорошей опоре.Работа над припевом.Исполнение песни от начала до конца собранно и осмысленно (стоя).Муз. А. Бородина Хор из оперы «Князь Игорь» «Улетай на крыльях ветра»Беседа о характере, о настроении песни.Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин хорошо известен во всем мире. В научной среде он признан как выдающийся ученый химик, а любители классической музыки почитают его как талантливого композитора. Среди множества его сочинений следует особо выделить оперу «Князь Игорь» - произведение, которое воспевая беззаветную любовь к родине и верность, завоевало особое признание публики. В опере очень много ярких номеров, как например, ослепительно красочная сцена «Половецкие пляски», составляющим фрагментом которой является хор «Улетай на крыльях ветра».Это одна из частей финальной сцены второго акта оперы. За основу композитор взял исторический шедевр «Слово о полку Игореве».Эта древнейшая летопись повествовала о неудачном походе, совершенном в 1185 году против половцев новгород-северским князем Игорем Святославовичем. На протяжении 18 лет композитор сочинял эту оперу, однако скоропостижная смерть композитора оставила произведение незавершенным. Музыканты коллеги Николай Римский-Корсаков и Александр Гурилев сумели восстановить, а затем оркестровать незаконченные сцены оперы. Премьера оперы прошла в 1890 году с Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. Александр Бородин написал либретто, а также слова для арий и хоров. Хор «Улетай на крыльях ветра» открывает балетно-хоровую композицию «Половецкие пляски». Это восточный мир. Эта сцена приобрела такую популярность у публики, в настоящее время она довольно часто с успехом исполняется как самостоятельный хореографический номер. Музыкальная тема хора так востребована исполнителями разных музыкальных направлений. Ее аранжировку можно услышать в композициях пианиста Р. Клайдермана, рок-гитариста Д. Баутиста (Испания) и саксофониста А. Козлова (Россия), Т. Баннет, Т. Мартина, Х. Иглесиаса, рэппера Уоррена Джи , российской рок-группы «Ария» и многих других. По структуре хор можно разделить на 3 части. Девушки – невольницы половецкого правителя хана Колчака поют о любви к родине, вспоминают о ее красотах и присутствующей там благодати. Работа над унисоном, точной интонацией в партиях.Распевание слогов округлым звуком с четкой дикцией, следим за дыханием.Хлопаем ритм по партиям, проговаривая текст вслух.Работа в ансамбле. Работа над двухголосием в 3 части.Исполнение песни от начала до конца собранно и осмысленно (стоя).Муз. и сл. С. Смирнова «Мой город» Беседа о характере, о настроении песни.Песня современного композитора Сергея Ивановича Смирнова о Нижнем Новгороде. Патриотическое направление. Музыка торжественная, написана в мажорной тональности. Автор песни Сергей Иванович известный хоровой дирижер, композитор, профессор Нижегородской консерватории. Работа над унисоном в куплетах.Работа над дикцией, артикуляцией, дыханием.Работа над точным интонированием в песне.Работа в припеве над двухголосием.Исполнение песни от начала до конца собранно и осмысленно (стоя).III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):Ребята, сегодня мы с вами работали над тремя произведениями композиторов разных эпох (русской, советской и современной).Но что же их связывает между собой?(Ребята: патриотизм, любовь к родине). Какими они у нас получились? (Ребята отвечают, что получилось, а что не получилось).Итак, на что в первую очередь мы должны обращать внимание при разучивании этих произведений? (Ребята отвечают: петь свою партию, слушая другую, петь в ансамбле, четко проговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение, прохлопывать ритм, проговаривая текст вслух, следить за дыханием).Домашнее задание:1. Доучить тексты во всех произведениях (литературный и нотный). 2. Прохлопать ритм, проговаривая текст вслух, свою партию петь, другие - играть. 3. Записать спетые вами партии a capella, задав тон, на любые технические устройства, а затем проверить оригинальный нотный текст, сыграв его на инструменте или включить записи этих песен, которые находятся в папке нашей группы в вайбере. 4. После проделанной работы доработать текст (нотный и литературный) в отдельных местах. Следить за дыханием во фразах, не рвать их в словах. Все молодцы! Спасибо всем за работу! До новых встреч!