Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наши пернатые друзья"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наши пернатые друзья"
Автор: Налобина Вера Геннадьевна

«Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Наши пернатые друзья"»Задачи. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Закрепить и расширить знания детей о птицах. Способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать. Способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков. Способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.Развивающая среда: грамзапись «Голоса птиц», мультимедийная установка для показа перелётных птиц, материал для опыта (ёмкость с водой, тампоны, масло, сухие салфетка), карточки с изображением перелётных птиц, фломастеры, перья, веер, листы бумаги (ровный и смятый в шарик).Ход занятия. Организационный момент. - Дети, встаньте в круг, я предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты».Начну я: «Ульяна, ты добрая девочка, всегда помогаешь Никитке одеваться».Ульяна кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем Ульяна говорит комплимент своему соседу и т. д. Воспитатель говорит: «Я думаю, у всех хорошее настроение». Звучит грамзапись «Голоса птиц». - Дети, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (о птицах).Как приятно проснуться, встать,Птиц в окно увидатьИ снова узнать, что повсюду весна,Что солнце и утро прекраснее сна! - Дети, сегодня я проснулась от весёлого пения птиц за окном. Птицы весело и звонко пели свои песни. Откуда же прилетело столько птиц? (из тёплых стран, с юга). - Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (перелётные). - Как называют тех птиц, которые остаются с нами на зиму? (зимующие). - А почему всё – таки многие птицы улетают? (они боятся морозов). - Что происходит осенью в природе? (осенью насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле. А птицы питаются насекомыми, им зимой нечем прокормиться, поэтому они улетают). - Почему птицы возвращаются к нам? (они возвращаются на свою Родину, потому что стало тепло). - А почему стало тепло? (потому что наступила весна). - А какая весна? (тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая, добрая). - Какие чудеса происходят в природе весной? (снег превращается в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и появляются маленькие листочки, зелёная трава, возвращаются птицы из тёплых краёв). - Но самое главное чудо – то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях. - Дети, как вы думаете, то, что птицы улетают от нас, это хорошо или плохо? - Что в этом хорошего? (Птицы не погибнут от холода. Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега. Птицы не погибнут от голода, им нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые круглый год). - Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц. Мы не слышим пения птиц. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги). - Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (да). Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовём птиц. Дети встают в круг. Уж вы, птички,Уж вы, пташечки – щебетушечки,Прилетайте к намВесну ясную, весну краснуюПринесите нам! - Птицы нас услышали и прилетели к нам. Просмотр птиц на мультимедийной установке. Дети называют птиц и рассказывают о ласточке. Воспитатель рассказывает о граче. - Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди (показать на мультимедтйной установке). - Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде купался, а сух остался». - Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из воды? - Давайте проведём опыт. - В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите внимательно на руку. Какая рука? (мокрая, покрыта тонким слоем воды). Теперь вытрите руку и слегка смажьте её маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, собирается в капельки). Встряхните руку. Что произошло? (на руке нет воды, потому что капельки слетели с руки). - Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды? (встряхивают пёрышки и становятся сухими). - Ребята, а сейчас давайте представим, что мы тоже лебеди.Физкультминутка «Лебеди»Лебеди летят, крыльями машут,Прогнулись над водой, качают головой,Плавно и гордо умеют держаться,Очень бесшумно на воду садятся. - Дети, вы хотите летать, как птицы? Попробуйте взлететь (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь). - Ребята, у вас не получилось взлететь? Давайте разберёмся, почему. - Посмотрите, у меня 2 листа: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Я одновременно отпущу эти листы и мы посмотрим, что же произойдёт. - Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист медленно планирует? Делается вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь. - А как вы думаете, почему птицы могут летать по воздуху? (когда птицы раскрывают свои крылья, они становятся широкими и могут опираться на воздух). После высказывания детей воспитатель предлагает подойти к столу с птичьими перьями (маховыми и перовыми).- Чем перья отличаются друг от друга? (одни мягкие, а другие жёсткие).- Покажите перья, которые согревают птицу? (мягкие).- Где у птицы находятся такие перья? (по всему телу).- Покажите перья, которые помогают птице летать.- Где у птицы находятся такие перья? (на крыльях и хвосте).- Лёгкие они или тяжёлые? (лёгкие). - Почему они лёгкие? (потому что в середине пустые).- Посмотрите на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится.- Какой становится птица с раскрытыми крыльями и хвостом? (большой, широкой).- С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой. Поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые перья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.- Мы на прогулке наблюдали за птицами. Скажите, как едят птицы: много или мало? (мало). Часто или редко? (часто). - Ребята, давайте обобщим, что же помогает птице летать по воздуху:*широкие и жёсткие крылья и хвост;*лёгкие перья с полым стержнем;*птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто. - Дети, а вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? У разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют круг. Скворцы, дрозды и мелкие птички порядка не любят: они летят как попало. А крупные хищные птицы, такие, как орлы и ястребы компаний не признают: летят в одиночку. - Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением птиц. Садитесь за столы и нарисуйте, в какой стае летят птицы. Дети рисуют фломастером птичьи стаи. - У вас на столах лежат листы бумаги. Что можно из них сделать? (птиц). Какую птицу можно сделать? (лебедя). Я покажу вам, как делать лебедя. Сейчас мы сделаем птиц из бумаги, но прежде разомнём пальчики.Пальчиковая гимнастика - Руки скрещены в запястьях. Пальцы – крылья расслаблены, лежат на предплечьях – птицы отдыхают. Вот птица пошевелила одним крылом, другим, взлетает. Взмахи рук – крыльев лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев. - Но ведь все птицы летают по – разному. Вот летит Колибри. Пальцы – крылья движутся быстро – быстро. У синицы взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица всё время меняет направление полёта. У чайки плавные взмахи крыльев, временами птица парит в воздухе на распахнутых крыльях. Орёл – резкий, быстрый, хищный. Взмахи крыльев вверх, а потом медленное, спокойное движение вниз. Дети делают птиц из бумаги. По предложению воспитателя одной птице склеивают крылья и наблюдают её падение. - Почему птица не смогла лететь? (потому что повреждено крыло). Итог. - Дети, о ком мы сегодня говорили? (о птицах). - Что нового вы узнали о птицах? (узнали, почему птицы могут летать; птицы летят по – разному: клином, по кругу, прямой линией, по – одному, как попало; у водоплавающих птиц не намокают перья, потому что они смазаны жиром; научились делать лебедя из бумаги). - Что было самым интересным? (звать птиц закличкой, делать птиц из бумаги…). - А сейчас мы пойдём на прогулку и что сделаем? (понаблюдаем за птицами).