"Твое славное имя -Учитель!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Твое славное имя -Учитель!"
Автор: Савченко Елена Михайловна

Содержание: I. Введение………………………………………………………… с. 2 – 4 II. Жизненный путь и педагогическая деятельность Семенцевой Галины Константиновны. 1. Детство и школьные годы ………………………... с. 5 – 6 2. Студенческие годы………………………………… с. 6 – 7 3. Начало трудовой деятельности……………………с. 7 4. Мастер своего дела……………………………........ с.8 5. Учителями славится Россия……………………….. с.9 III. Заключение…………………………………………………….с.10 I. ВведениеЕдва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. Известные строки Н.А.Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка напыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю. Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей. Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна! К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед такой актуальной проблемой «вымирании» профессии учителя, ведь как показывает статистика, что через 10 -15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель – это фундамент современного общества. Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Недаром 2023 год был объявлен Годом Педагога и наставника, так как труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности. Как отметил Путин В.В. «государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». И сегодня руководство страны провозглашает одним из основных принципов новой государственной политики в образовании новый статус российского учителя.Данной работой мы начинаем исследовательскую серию «Жизнь замечательных учителей», в которой будут раскрываться личности выдающихся наставников, работавших и работающих в нашей школе. Она пополнит тематическую экспозицию нашего школьного музея «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом и заслуженном Учителе многих поколений жителей поселка Белозерный – о Семенцевой Галине Константиновне. Цель исследования: изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя геграфии и химии МБОУСОШ №59 п. Белозерный Семенцевой Галины Константиновны, определить какое значение ее деятельность сыграла в жизни её выпускников. Достижение цели обусловило наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о замечательных людях нашего поселка, педагогах МБОУСОШ №59 п. Белозерный . Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.Задачи:
  • Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Семенцевой Г.К.
  • 2. Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов.3. Оформить собранный материал. Методы исследования:
  • Интервьюирование
  • работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки.
  • Встречи с выпускниками учителя, коллегами, родственниками.
  • изучение и исследование литературы, материалов периодической печати
  • Обобщение полученных данных.
  • - Объектом исследования является история жизни и педагогической деятельности Семенцевой Г.К. Предмет исследования: жизнь и педагогическая деятельность учителя.II. Жизненный путь и педагогическая деятельность Детство и школьные годы.В селе ты не просто порядочный житель, У всех на виду, твоё имя – учитель! И спрос с тебя строгий, и честь высока, И ноша твоя на миру не легка..29 октября 1946 года в хуторе Сметановка Цимлянского района, что на Дону в семье Бутовченко Константина Михайловича и Агафьи Андреевны родилась удивительная, милая девочка Галя. (приложение 1) Трудное тогда было время. Не так давно закончилась война. В дружной семье подрастали четверо детей – Василий, Валентин, Антонина и Галя. Главным и единственным работником в семье был отец. Жили не богато. Когда через землю их хутора была проложена железная дорога, отец Гали, бывший фронтовик, стал работать путевым обходчиком. Мама занималась воспитанием детей. Из воспоминаний Галины Константиновны: «Папа очень много работал, чтобы мы ни в чем не нуждались. Было небольшое хозяйство. Держали коз, курей». [3.1] Пока Константин Михайлович работал на железной дороге, жили неплохо. Но вскоре коммуниста Бутовченко, по партийной линии, перевели работать бригадиром в колхоз. В колхозе жизнь была очень тяжелая. Работали за трудодни. В сентябре 1953 году Галя пошла в первый класс Маркинской семилетней школы.(приложение 2) Когда Галине исполнилось 9 лет, тяжело заболела мама. Старшие братья и сестра уже покинули отчий дом и все домашние дела легли на плечи худенькой, маленькой Галинки. Прикованная к постели мать всегда старалась поддержать дочку добрым словом, советом, сохраняя жизнелюбие, доброту. По словам Галины Константиновны, с большим пониманием относились к ней и учителя, когда она пропускала занятия для того чтобы один раз в неделю испечь хлеб. Галя все успевала. Была активная , училась очень хорошо. Об этом свидетельствуют похвальные листы, которыми девочка награждалась каждый год. (приложение 3) Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их решение часто влияют те учителя, которые открыли им дверь в ту или иную страну знаний. Из воспоминания учителя «Софья Ивановна Кузнецова была моим первым учителем.(приложение 4) Для меня она была непререкаемым авторитетом. Она учила нас не только читать и писать. Учила пришивать пуговицы, вышивать, топить печь, готовить нехитрую еду. Учила тому, чему должны научить родители. Софья Ивановна была мудрой женщиной и понимала, что наши родители работают от зари до зари и им просто некогда заниматься нашим воспитанием. Мы очень любили и уважали своего учителя, и мне казалось, что лучше профессии нет на земле. Именно Софья Ивановна оказала большое влияние на выбор моей профессии». [3.1] В 1961 году Галина окончила восьмилетнюю школу. Перед ней не стоял выбор «Куда пойти учиться?». Она уже знала, что её призвание - это учитель.СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ. После окончания школы Галина подала документы в Каменское педагогическое училище. Первого сентября 1961 начались занятия в училище, а 9 сентября умерла мама. Галя очень тяжело пережила эту утрату. Но надо было жить, и надо было учиться. По натуре энергичная, бойкая, веселая она с головой окунулась в учебу и комсомольскую работу. Это помогло пережить горе потери самого близкого человека. Студенческие годы оставили неизгладимый след в сердце Галины Константиновны. Девушки из разных районов нашей области стали одной дружной семьёй. Жизнь в общежитии, походы в кино, сессии, педагогические практики , работа пионервожатыми летом в пионерском лагере рождали настоящую дружбу. Со своими студенческими подругами Тамарой и …Галина Константиновна поддерживает отношения и сейчас. (приложение 5) С большой благодарностью Галина Константиновна вспоминает свою классную руководительницу в педучилище – Екатерину Матвеевну Юрченко, которая сумела подарить ей истинно материнскую любовь.(приложение 6) Их духовная связь-учителя и ученицы –не прерывалась в течении 35 лет, до самой смерти Екатерины Матвеевны.НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В советское время выпускники учебных заведений после окончания учебы должны были отработать по распределению три года. В 1965 году распределение специалистов было всесоюзным, и молодая учительница из теплых цимлянских степей поехала работать учителем начальных классов в Красноярский край, в начальную школу деревни Лапино. Год проработала Галина Константиновна в начальной школе, а после ее перевели учителем музыки и пения в среднюю школу села Долгий Мост. Вот где пригодились передавшийся от мамы отличный музыкальный слух, звонкий голос и любовь к музыке. Через два года Галина вернулась в родную станицу Маркинскую. Вышла замуж за Владимира Петровича Семенцева1. В 1968 году поступила на заочное отделение геолого-географического факультета Ростовского Государственного Университета. Работала воспитателем в интернате, учителем начальных классов и географии в разных школах Цимлянского района: Большовской, Калининской, ее родной Маркинской. (приложение 7) В 1970 году судьба привела Галину Константиновну в новый строящийся поселок в Сальском районе. Поселок очаровал молодую семью Семенцевых. В совхозе «Северный» нашлась работа для Владимира Петровича. Ну, а в школе нового учителя географии и пения дети встретили с радостью. Здесь, в поселке Белозерный, родились сын Константин и дочь, которую Галина Константиновна назвала в честь своего классного руководителя Екатериной.МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА. Галина Константиновна на своих уроках всегда использовала педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний, а не быть просто пассивным слушателем учителя. Свою любовь к предмету педагог старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Ребята под ее руководством путешествовали по странам и материкам, учились разбираться в графиках и диаграммах, и даже самое запутанное и сложное становилось ясным и понятным.(приложение 8) На вопрос «А много ли у Вас было талантливых учеников?», Галина Константиновна ответила: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя». [3.1]16 лет Галина Константиновна Семенцева была заместителем директора по воспитательной работе. Под её руководством коллектив учителей и учащихся принимал активное участие в уборке урожая, оказывал помощь совхозу «Северный».(приложение 9) За что награждались туристическими путёвками по городам СССР, ездили в Москву, Харьков, Одессу, Новороссийск. Коллектив школы много раз становился победителем районных конкурсов художественной самодеятельности. На базе школы был создан один из самых лучших в Сальском районе танцевальный коллектив, вокальная группа, хор. А какими яркими запомнились всем ученикам и учителям конкурсы «А, ну-ка, парни!» и «А, ну-каевушки!». И все эти замечательные дела проходили под чутким руководством Галины Константиновны.(приложение 10)Галина Константиновна была не только организатором, но и участником творческих коллективов и в школе, и в сельском доме культуре. Без ее участия не обходился ни один концерт, ни одно творческое мероприятие в поселке. (приложение 11)УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ РОССИЯ… Трудовой путь Галины Константиновны был ярким и насыщенным. В 2004 году Галина Константиновна начала преподавать в школе, помимо любимой географии, еще и химию. По словам героини нашего исследования, трудно было освоить совершенно новый для нее предмет. Учить приходилось вместе с детьми, своими учениками. Но и эти трудности были с успехом преодолены. О таланте учителя можно судить по успехам его учеников. Ученица Галины Константиновны, Ашихина Евгения успешно сдала ЕГЭ по химии, поступила на химический факультет ЮФУ, который успешно закончила. Одним из замечательных учителей нашей школы является еще одна выпускница Галины Константиновны, учитель биологии и географии Гафиатуллина Людмила Александровна. В последние годы преподавательской работы Галина Константиновна была руководителем школьного музея, оказывала методическую помощь учителям и классным руководителям в подготовке внеклассных мероприятий. И, конечно же, никого не могли оставить равнодушными ее увлекательные, яркие и эмоциональные экскурсии.(приложение 12) За свою более чем 50- летнюю педагогическую деятельность замечательный педагог получила множество наград, грамот, благодарственных писем. В 1994 году решением Министра образования , председателя ЦК профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Семенцевой Галине Константиновне было присвоено звание «Отличник народного просвещения». В октябре 2001 года за многолетний , кропотливый труд по воспитанию и обучению молодого поколения российских граждан Администрация Ростовской области присвоила ей почетное звание «Ветеран труда».(приложение 13) Но героиня нашего исследования главной своей заслугой в жизни считает своих воспитанников, их благодарность за вложенный труд, свою душу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заканчивая интервью, мы задали Галине Константиновне два вопроса:Хотелось бы Вам изменить свою жизнь? - «Нет, я ни о чем не жалею. Мне немного обидно за отношение к профессии учителя сегодня, ведь это дело всей моей жизни». [3.1] Считаете ли Вы себя счастливым человеком? – «Да, так как у меня была и есть любимая работа, семья, внимание со стороны моих учеников, коллег и просто окружающих меня людей. Любовь близких и родных». [3.1]Работая над этой темой, мы поняли, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем. В результате изучения документов и фотоматериалов из архива Семенцевой Г.К., а также во время бесед с учителями и учениками (нынешними и бывшими), друзьями, самой Галиной Константиновной нам открылась удивительная личность: высокообразованный, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг. Даже уйдя на заслуженный отдых, Галина Константиновна интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. А ученики ее любят, уважают, звонят, потому что она всем подарила частичку своего доброго сердца. Огонёк, зажженный когда-то Галиной Константиновной, по-прежнему горит в сердцах - сердцах её учеников и коллег. Изучив жизнь и педагогическую деятельность учителя мы решили, что учащиеся нашей школы должны знать имена учителей преданных своему делу, поэтому следующим нашим обектом исследованием будет учитель изобразительного искусства и технологии Наталья Ивановна Лукьянченко.Список литературы.
  • Архив Семенцевой Г.К.
  • Материалы архива школьного музея.
  • Интервью с Семенцевой Г.К.
  • Районная газета «Сальская степь».
  • Список приложенийПриложение 1- Семенцевы Константин Михайлович и Агафья АндреевнаПриложение 2- Галя Семенцева ученица 3 классаПриложение 3- Похвальная грамота за успехи в учебе Приложение 4 – первая учительница Кузнецова Софья ИвановнаПриложение 5 – студенческие подруги Приложение 6- Марченко Екатерина Матвеевна классный руководительПриложение 7- Маркинская школа Приложение 8- Семенцева Г.К. на уроке географииПриложение 9 - на работе вместе с учениками Приложение10- любимый конкурс «Ау-ка парни!»Приложение 11-выступление в сельском Доме культурыПриложение 12- экскурсия в школьном музееПриложение 13- удостоверение «Ветеран труда»ПРИЛОЖЕНИЯ