Занятие по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной группе «Казачий курень».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной группе «Казачий курень».
Автор: Алла Анатольевна Громадина
Цель: Систематизировать знания детей о внутреннем убранстве куреня и предметах быта, назначение помещений, особенности интерьера казачьего быта.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Образовательная область «Познавательное развитие»:- обобщить знания детей о внутреннем убранстве куреня. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:- вызвать интерес к народному творчеству;- знакомить с применением предметов в казачьем быту.Образовательная область «Речевое развитие»:- расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:-развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;-развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества.Образовательная область «Физическое развитие»:-Закреплять элементы игровой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности.Методы и приемы:Наглядный метод: Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами (виноград, подсолнух, колос пшеницы).Словесный метод:Побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов применительно к сфере внутреннего домашнего казачьего обихода.(Курень, узвар, коромысло, чугунок, лоскутное одеяло, валик и рубила, ухват, рушник). Практический метод: Планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;выполнение педагогом игровых действий.Предшествующая работа:Чтение художественной литературы, казачьих сказок, рассматривание иллюстраций о быте и убранстве казачьей горнице, д/и « Обустроим казачью горницу».Материалы, оборудование:Демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты казачьего куреня, печь, деревянные предметы интерьера казачьего куреня, (лавки, стол, сундук, полки, стулья), макет куреня в разрезе.Словарь: Курень, горница, «низы», «верхи». Рогоз, «конторка», «красный угол».Методика проведения.Я хочу прочесть вам стихотворение, которое называется «Весна в степи на Дону».Тихий Дон разливается тихо,И ничем по весне не сдержать.По-казачьи, задорно и лихо, Предъявляя могучую стать.Берега, что в верховьях крутые,Заросли вековым камышом.Пейзажи донские родныеВходят в душу прекрасным стихом.Растянулись вдоль дона станицы,Белизною блестят курени.Чернобровы донские девицы. И отважны донцы-молодцы.«Жилище казака».Строительство станиц велось по плану. В центре станицы площадь с церковью, школой, станичным правлением. Тяжёлое августовское солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом. Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица, представляла из себя множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи. Улицы, улочки, переулки, тупики все перемешалось. В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны. Но самое интересное было, что строили дома всей станицей, за помощь денег не брали. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение. (Перья, куски шерсти, полотенце, монеты, крест). Для чего нужны перья и шерсть? (Чтобы хозяйство водилось.) Правильно. При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть. Для чего были нужны монеты? (Чтобы деньги водились). Верно. Деньги закладывались под матицу. Матица - несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенцах. Зачем? ( Чтобы в доме не было пусто.) В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем? (Чтобы бог помогал). А какие материалы использовали казаки для строительства дома? (Солому, бревна, камыш). Казаки строили себе жилье из самана. Что такое саман? (Саман-кирпич из глины с примесью соломы). Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как ты думаешь, почему? (На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать, и быстрей, и веселей). Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формовали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой. Пол делали глинобитный.Потом дома начали строить из дерева или камня. Дома эти назывались курень. «Курень» по-монгольски - круглый. Казаки строили дома со смежными комнатами, так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Позже дома начали строить из двух этажей. (Первый этаж - полуподвальное помещение - низы, второй - верхи). Окна закрывались от жары ставнями - деревянными дверцами. У дома еще были балясы. Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы по нему можно было пройти закрыть или открыть ставни. (Показ слайдов). «А теперь давайте зайдем в казачий курень. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Застилали постель вышитыми покрывалами или из ткани. Одеяла шили сами казачки из ваты или шерсти овец, а верх его был из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати - занавеска. Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложки - деревянные. Вся семья ела из одной чашки. Начинали есть по старшинству, кто спешил, мог получить ложкой по лбу.В курене появилась печь. Ее топили сухой травой, соломой или кизяком (сухой помет животных), а потом клали дрова. Готовили в чугунах. Их ставили в печь ухватом.Любимые блюда казаков: лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.Молоко хранили в погребе в глиняной посуде - махотке.Одежду казаки хранили в сундуках. На них и спали. До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила. Белье наматывалось на валик, и по ней прокатывали вот этой доской с зубцами.Казаки были гостеприимны и набожны. В каждом доме в углу висела икона. В каждом доме у казачки была прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из нее одежду (носки, варежки, шарфы, платки).У куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был баз, где жил скот. Обязательно был огород, где выращивали овощи и фрукты.Физкультминутка.Игра «Ожившие вещи». На столе разложены предметы казачьего быта: ковш, веретено, деревянная ложка, чугунок, ухват, гребень, рубель, серп, рушник.Дети по желанию выходят, выбирают любой предмет и рассказывают о нём от первого лица (как называется, какую работу в доме выполнял, как относились к нему хозяева и т. д.). Работа с макетом куреняВоспитатель с детьми рассматривают макет куреня, закрепляя полученные на занятии знания.Итог занятия.Вот и подошло к концу наше путешествие. - О чём мы сегодня с вами говорили? - Для чего необходимо знать прошлое своего народа?- Что самое важное вы запомнили на занятии?- Как называлось жилище казаков?- Что использовали для постройки дома из самана? - Как называлась посуда? Какие предметы быта запомнили? Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик». Занятие по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной группе «Казачий курень». Воспитатель: Громадина А.А.