Консультация "Заучивание стихов для развития памяти и речи у дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация "Заучивание стихов для развития памяти и речи у дошкольников"
Автор: Пушкина Галина Анатольевна

Консультация для родителей«Заучивание стихов для развития речи и памяти у дошкольников»Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе –это память. Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются все виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Связная речь дошкольника также является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малышатрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.Один из способов развития памяти и речи ребенка – это заучивание стихов.Кстати, чем интереснее и веселее стихи, тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивание наизусть надо брать ритмичные и веселые стихи.Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком:1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения. Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение И. Токмаковой и правильно прочитаем его ребенку.К нам весна шагаетБыстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами.Черные проталины На полях видны.Видно очень теплыеНоги у весны.2этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении? Как шагает весна? Почему тают сугробы? Что видно на полях? 3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Обьяснить , что такое проталины. 4 этап. Прочитать стихотворение еще раз.5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук. Здесь можно сделать так : На перве две строчки показывать быстрые шаги, «сугробы тают под ее ногами» - смотреть под ноги, «черные проталины на полях видны» - поднести руку ко лбу и смотреть по сторонам,на последних строчках можно обнять себя руками, показывая теплоту.Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. 6 этап. Нарисовать стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: весна (девушка в зеленом платье), черные проталины на снегу, ноги. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого приобладает зрительная память.7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями. Читаем первую фразу « К нам весна шагает быстрыми шагами». И ребенок повторяет ее 2 – 3 раза. Затем к первой фразе приклеиваем следующую «И сугробы тают под ее ногами» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2 -3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и одну новую. И так далее. Затем повторить все стихотворение вместе 1 -2 раза и отложить на время. Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объеденить.8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не следует это делать в виде экзамена: « А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать папе, бабушке, соседке; если вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь; если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая ребенку картинками и движениями, если он забудет.Вот и все. Если вы пройдете эти этапы, то Ваш ребенок прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую, зрительную, образную) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка.