Методические указания по выполнению практических работ дисциплины «Физическая культура» по специальности 35.02.05 Агрономия
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические указания по выполнению практических работ дисциплины «Физическая культура» по специальности 35.02.05 Агрономия
Автор: Елисеев Виктор Викторович
Департамент образования Орловской областиБПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»Методические указания по выполнению практических работДисциплины «Физическая культура»по специальности 35.02.05 Агрономия2023 г.Методические указания по выполнению практических работДанные методические указания предназначены для оказания помощи студентам по выполнению практических работ по дисциплине "Физическая культура" по специальности 35.02.05 АгрономияСост. В.В. Елисеев, БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум» 2023г. АННОТАЦИЯМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Физическая культура " составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 35.02.05 Агрономия, рабочим учебным планом, рабочей программой и календарно- тематическим планированием. Методические указания содержат план проведения занятия, а также теоретический обзор, необходимый для выполнения практических работ. Данные методические указания развивают самостоятельную познавательную активность студентов, способствуют формированию умения систематизировать знания, анализировать, делать выводы.СодержаниеВведение………………………………………………………....……………………..……........5 1.Требования к знаниям и умениям при выполнении практических задач…………………….62. Рекомендации по оформлению практических занятий………………………………………..73. Практический раздел……………………………………………………………………………..74. Перечень практический раздел………………………………………………………………….9 Раздел 2. Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной деятельности………………………………………………………………………………………...11 Тема 2.1 Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физкультурой. Практическое работа № 1…….………11 Тема 2.2 Составление и проведение самостоятельных занятий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО» Практическая работа № 2…………………………………………15Тема 2.3 Методы самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособностиПрактическая работа № 3…………………………………………………………………………..17Тема 2.4. Составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально-ориентированных задач. Практическая работа № 4……………………………………………………………………21Тема 2.5. Профессионально-прикладная физическая подготовка Практическая работа № 5…25Тема 2.6. Физические упражнения для оздоровительных форм занятий физической культурой.Практическая работа № 6……………………………………………………………………………29Тема 2.7. Гимнастика. Тема 2.7 (1) Основная гимнастика. Практическая работа № 7……….32Практическая работа № 8……………………………………………………………………………36Практическая работа № 9……………………………………………………………………………39Практическая работа № 10…………………………………………………………………………..43Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт). Вопросы к дифференцированному зачёту………………………………………………………………………47Тема 2.7 (2) Атлетическая гимнастика. Практическая работа № 11……………………………..48Практическая работа № 12…………………………………………………………………………..52Практическая работа № 13…………………………………………………………………………..56Практическая работа № 14…………………………………………………………………………..602.8 Спортивные игры. Тема 2.8 (1) Футбол. Практическая работа № 15……………………...64Практическая работа № 16…………………………………………………………………………..67Тема 2.8 (2) Баскетбол. Практическая работа № 17………………………………………………70Практическая работа № 18…………………………………………………………………………..74Тема 2.8 (3) Волейбол. Практическая работа № 19……………………………………………….77Практическая работа № 20…………………………………………………………………………..79Практическая работа № 21…………………………………………………………………………..82Практическая работа № 22…………………………………………………………………………..87Тема 2.8 (4) Теннис (настольный). Практическая работа № 23………………………………….89Практическая работа № 24…………………………………………………………………………..92Практическая работа № 25…………………………………………………………………………..96Тема 2.9 Лёгкая атлетика. Практическая работа № 26……………………………………………98Практическая работа № 27………………………………………………………………………….100Практическая работа № 28………………………………………………………………………….102Практическая работа № 29………………………………………………………………………….104Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт). Вопросы к дифференцированному зачёту……………………………………………………………………...108Список литературы.............................................................................................................................109ВВЕДЕНИЕВедущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.1. Требования к знаниям и умениям при выполнении практических задачНастоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам достигать следующих результатов: Знать:- понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное), факторы, определяющие здоровье;- понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие;- технику безопасности при занятиях физической культурой; - влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное воздействие физических упражнений на организм занимающихся; - современные технологии укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;- основные способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, динамики физического развития и физических качеств;- физические упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;- современное представление о современных системах и технологиях укрепления и сохранения здоровья (дыхательная гимнастика, антистрессовая пластическая гимнастика, йога, глазодвигательная гимнастика, стрейтчинг, суставная гимнастика; лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба, северная или скандинавская ходьба и оздоровительный бег и др.) - знает правила и тактику игровых видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол);Уметь:- уметь использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);- развивать физические качества (ловкость. быстрота, выносливость, гибкость, сила);- выполнять технически правильно физические упражнения как с собственным весом, так и с отягощениями на различных тренажерах;- распределять физическую нагрузку при выполнении упражнений;- технически правильно выполнять строевые упражнения;- владеть техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в физкультурно-оздоровительной и соревновательной деятельности, в сфере досуга, в профессионально-прикладной сфере.2. Рекомендации по оформлению практических занятийЭтапы и содержание практического занятия: 1.Вступительная часть - Мотивация темы, цель занятия. - Оценка готовности спортивного зала, инвентаря, оборудования и студентов. - Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы.2. Актуализация теоретических знаний студентов.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.4. Личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культуры основывается на дифференцированном подходе, обеспечивающем достижение физического совершенства с учетом уровня физического развития, гендерных особенностей и медицинских показаний.Дифференцированный подход важен для обучающихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.5. Заключительная часть занятия (обобщение, выводы по теме, оценка.работы студентов на занятии, домашнее задание ).Вывод должен соответствовать условию задачи, быть полным и обоснованным.3. Практический раздел предусматривает организацию методикопрактических (МПЗ) и учебно-тренировочных занятий (УТЗ). Практический разделСодержание методико-практических занятий обеспечивает:формирование у обучающихся установки на сохранение и укрепление физического психического здоровья;освоение методов профилактики профессиональных заболеваний;овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями;знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья.На методико-практических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования у обучающихся учебных, профессиональных и жизненно важных умений и навыков средствами физической культуры и спорта, при самостоятельном, творческом воспроизведении основных методик, направленных на здоровьесбережение будущего специалиста.освоение методики составления и проведения комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений для коррекции осанки и телосложения;освоение методики составления и проведения комплексов упражнений различной функциональной направленности;освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для подготовки к выполнению тестовых упражнений;освоение методики составления планов-конспектов и выполнения самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»;осуществление самоконтроля за индивидуальными показателями физического развития и физических качеств, здоровья, умственной и физической работоспособностиВ методико-практических занятиях могут быть использованы: имитационные игры, проблемные ситуации, заполнение унифицированных форм по контролю и самоконтролю при занятиях физической культурой и спортом; составление индивидуальных программ занятий физической культурой по виду спорта и индивидуальных оздоровительных программ. Формы самоконтроля представлен в Приложении 3.Учебно-тренировочные занятия являются основной формой проведения образовательной деятельности и базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся. На учебно-тренировочных занятиях совмещается освоение нового материала с его закреплением.Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных возможностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.4. Перечень практических занятийРаздел 2. Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной деятельности Тема 2.1 Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физкультурой.Практическое занятие №1.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физкультуройВид занятия: практическое занятиеТип урока: учебно-тренировочныйЦели занятия: развитие физических качеств у обучающихся.Задачи занятия: Образовательные:.1. Развить силу.2. Развить координацию.3. Развить выносливость.4. Развить гибкость (растягивание и расслабление)5. Повышение общей работоспособности.6. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.Воспитательные:1. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.2. Воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, чувства уверенности в своих силах и воли к преодолению трудностей. Расширить кругозор и интерес к предмету физической культуры.4. воспитание морально-силовых качеств, решительности, настойчивости.Оздоровительные:1.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.2. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.Структура и ход урокаТема 2.2 Составление и проведение самостоятельных занятий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»Практическое занятие № 2.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Составление и проведение самостоятельных занятий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»Вид занятия: практическое занятиеТип урока: учебно-тренировочныйЦели занятия: подготовка к сдачи нормативов ГТО.Задачи занятия: Образовательные:.1. Закрепление навыков основных видов упражнения2. Способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, точности попадания в цель, скорости, выносливости3. Развить выносливость.4. Развить гибкость (растягивание и расслабление)5. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.Воспитательные:1. Воспитание патриотических чувств и любви к родине2. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, чувства уверенности в своих силах и воли к преодолению трудностей. 4. Воспитание морально-силовых качеств, решительности, настойчивости.Оздоровительные:1. Развитие физических способностей.2.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.3. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.4. Способствовать развитию мышц опорно-двигательного аппарата.Структура и ход урокаТема 2.3 Методы самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособностиПрактическое занятие № 3Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Методы самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособностиВид занятия: практическое занятиеТип урока: учебно-тренировочныйЦели занятия: развитие физических качеств у обучающихся.Задачи занятия: Образовательные:1. Дать определение понятию «самоконтроль».2. Изучить основные методы самоконтроля, их показатели и критерии оценки.3. Формировать знания о требованиях к ведению дневника самонаблюдения. 4. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.Воспитательные:1. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.2. Воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.3. Воспитание морально-силовых качеств, решительности, настойчивости.Оздоровительные:1.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.2. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.Структура и ход урокаТема 2.4. Составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально-ориентированных задачПрактическая работа № 4Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально-ориентированных задач.Вид занятия: практическое занятиеТип урока: учебно-тренировочныйЦели занятия: развитие физических качеств у обучающихся.Задачи занятия: Образовательные:1. Дать определение понятию «физическое упражнение».2. Изучить основные комплексы упражнений.3. Формировать знания о различных комплексов упражнений в физической культуре. 4. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.Воспитательные:1. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.2. Воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.3. Воспитание морально-силовых качеств, решительности, настойчивости.Оздоровительные:1.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.2. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.Структура и ход урокаТема 2.5 Профессионально-прикладная физическая подготовкаПрактическая работа № 5Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Профессионально-прикладная физическая подготовка. Вид занятия: практическое занятие.Тип урока: учебно-тренировочныйЦели занятия: развитие физических качеств у обучающихся.Задачи занятия: Образовательные:1. Дать определение понятию «Профессионально-прикладная физическая подготовка».2. Осваивать прикладные умения и навыки.3. Формировать необходимые прикладные знания. 4. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.Воспитательные:1. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.2. Воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.3. Воспитание морально-силовых качеств, решительности, настойчивости.4. Воспитывать прикладные специальные качества.Оздоровительные:1.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.2. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражненийСтруктура и ход урокаТема 2.6. Физические упражнения для оздоровительных форм занятий физической культуройПрактическое занятие № 6Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Физические упражнения для оздоровительных форм занятий физической культурой. Вид занятия: практическое занятиеТип урока: учебно-тренировочныйЦели занятия: развитие физических качеств у обучающихся.Задачи занятия: Образовательные:1. Дать определение понятию «оздоровительная система».2. Рассмотреть оздоровительную суть современных оздоровительных систем физического воспитания.3. Формировать знания о различных комплексов упражнений в физической культуре. 4. Рассмотреть виды оздоровительных систем.5. Научиться технически правильно выполнять упражнения, по средствам их пракического выполнения.Воспитательные:1. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.2. Воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.3. Воспитание морально-силовых качеств, решительности, настойчивости.Оздоровительные:1.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.2. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.Структура и ход урокаПонятие "Оздоровительная система" Здоровье – это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды, или коротко, здоровье – это способность жить свободно. Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия.Человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья – здоровье должно формироваться в процессе всей жизни. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию. Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры – Индии и Китая. Это йога, у-шу, цигун. Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, такие, как аэробика, стретчинг и другие разновидности фитнеса. Оздоровительная физическая культура – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды. По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры можно разделить на две группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения – это двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяются одинаковые законченные циклы. Среди таких упражнений ходьба, бег, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Ациклические упражнения – двигательные акты, структура которых не имеет цикла и изменяется в процессе выполнения. Это гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные игры, единоборства.Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, что приводит к повышению силы мышц, быстроте реакций, гибкости и подвижности в суставах, лабильности нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием циклических упражнений относятся гигиеническая и производственная гимнастика, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки, ритмическая и атлетическая гимнастика и др. Утренняя гигиеническая гимнастика призвана привести организм в рабочее состояние после пробуждения, поддержать высокий уровень работоспособности в течение трудового дня, совершенствовать координацию нервно-мышечного аппарата, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и водных процедур происходит активизация деятельности кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышение возбудимости центральной нервной системы, в результате чего улучшаются функции опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Производственная гимнастика – один из видов оздоровительной физкультуры, использующийся в различных формах на производстве. Гимнастика в начале рабочего дня активизирует двигательные нервные центры и усиливает кровообращение в рабочих мышечных группах. Такая гимнастика особенно важна для сотрудников, длительное время сидящих на одном месте, и для людей, выполняющих мелкие механические операции.Во время работы необходимо устраивать физкультурные паузы. Время их проведения приходится на периоды спада работоспособности сотрудников, производственная гимнастика должна опережать фазу снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты производственного процесса. Ритмическая гимнастика отличается от других видов гимнастики темпом движений и интенсивностью выполнения упражнений, которые задаются ритмом музыкального сопровождения. В данном виде гимнастики используются различные комплексы, оказывающие влияние на организм:• беговые и прыжковые упражнения, влияющие преимущественно на сердечно-сосудистую систему;• наклоны и приседания, развивающие двигательный аппарат;• методы релаксации и самовнушения, которые важны для нормализации деятельности центральной нервной системы;• упражнения в партере, развивающие силу мышц и подвижность в суставах;• беговые серии, тренирующие выносливость;• танцевальные упражнения, развивающие пластичность, и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств ритмическую гимнастику разделяют на: атлетическую, танцевальную, психорегулирующую и носящую смешанный характер. Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наибольшее влияние на систему кровообращения, при этом все физические характеристики не превышают аэробной нормы, т. е. работа в партере носит преимущественно аэробный характер.В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, танцевальные, глобальные упражнения (наклоны, глубокие приседания) существенно учащают пульс, увеличивают давление и частоту дыхания.Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определенном темпе пульс может достигать 180–200 ударов в минуту, а потребление кислорода – 2–3 л. В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь как спортивную, так и оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня 180–200 ударов в минуту может использоваться лишь в спортивной тренировке молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носит преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энергообеспечения. Существенной стимуляции жирового обмена при таком характере энергообеспечения не происходит, в связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности. Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития для молодых здоровых мужчин – в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости.Необходимо учесть, что силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Во время натуживания в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнений вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца систолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и более, а диастолическое резко падает. Эти изменения могут быть в значительной степени нейтрализованы при изменении методики тренировки (работа с отягощениями не более 50 % от максимального веса и подъем снаряда в фазе вдоха), что автоматически исключает задержку дыхания и натуживание.Важно также помнить, что люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др.) в качестве дополнения после тренировки на выносливость в циклических упражнениях. Гимнастика по системе йоги довольно популярна в нашей стране, однако ее влияние на организм изучено пока недостаточно. Йога включает в себя целый ряд физических упражнений, целью которых является совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. В гимнастике выделяются статические элементы (позы) дыхательных упражнений и элементы психорегуляции (аутотренинга). Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее двух третей мышечной массы тела. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20–30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания, такие как повышение сократительной и «насосной» функции сердца, улучшение утилизации миокардом кислорода и др.Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. Оздоровительная ходьба – ускоренная ходьба при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч). Ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима. При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект – для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем по мере роста тренированности занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.2.7. ГимнастикаТема 2.7 (1) Основная гимнастикаПрактическое занятие № 7Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина: Физическая культураТема: Требование технической безопасности при занятиях гимнастикой. История появления гимнастики.Вид занятия: практическое занятие.Тип урока: учебно-тренировочный Цели занятия: изучить технику безопасности на уроках физической культуры при занятиях гимнастикой, познакомить с гимнастикой, акробатикой ее историей и значением в жизни человека.Задачи занятия.Образовательные: 1. Провести инструктаж по технике безопасности при занятиях гимнастикой.2. Знать особенности организации и проведения самостоятельных занятий гимнастикой; правила контроля и требования техники безопасности;3. Уметь вести дневник самонаблюдений с помощью тестовых упражнений; анализировать динамику показателей;4. Проводить простейший анализ и давать оценку технике осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталонным образцом.Воспитательные:1. Воспитание уважительного отношения к гимнастике;2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности и смелости во время выполнения акробатических упражнений;Оздоровительные:1. Развитие практических навыков и умений для организации и проведения самостоятельных занятий гимнастикой.2. Развитие и укрепление основных групп мышц, развитие гибкости и координации.3. Овладение техникой выполнения гимнастических упражнений.4. Составлять простейшие комбинации из числа выученных гимнастических упражненийСтруктура и ход урокаПрактическое занятие № 8Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культураТема: Упражнения у гимнастической стенке.Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: изучить технику выполнения упражнений на гимнастической стенке.Задачи занятия.Образовательные:1. Совершение двигательной функции с целью овладения более совершенной техникой.Развивающие:1. Развитие практических навыков и умений для организации и выполнения упражнений на гимнастической стенке.2. Развитие и укрепление основных групп мышц, развитие гибкости и координации.4. Выполнение простейших гимнастических упражнений.Воспитательные:1. Воспитание уважительного отношения к гимнастике.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности и смелости во время выполнения акробатических упражнений.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 9Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культураТема: Упражнения на гимнастических брусьях.Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить технику выполнения упражнений на гимнастических брусьях.Задачи занятия.Образовательные:1. Совершение двигательной функции с целью овладения более совершенной техникой.Развивающие:1. Развитие практических навыков и умений для организации и выполнения упражнений на гимнастических брусьях.2. Развитие и укрепление основных групп мышц, развитие гибкости, силы и координации.4. Выполнение простейших гимнастических упражнений на гимнастических брусьях.Воспитательные:1. Воспитание уважительного отношения к гимнастике.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности и смелости во время выполнения акробатических упражнений.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 10.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Техника безопасности при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: изучить технику выполнения упражнений при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Задачи занятия.Образовательные:1. Совершение двигательной функции с целью овладения более совершенной техникой.Развивающие:1. Развитие практических навыков и умений для организации и выполнения упражнений с отягощением.2. Развитие и укрепление основных групп мышц, развитие гибкости, силы и координации.Воспитательные:1. Воспитание уважительного отношения к атлетической гимнастике.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаПромежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)Перечень вопросов к дифференцированному зачету пофизической культуре 1. Современное состояние физической культуры и спорта.2. Здоровье и здоровый образ жизни.3. Современные системы и технологии укрепления и сохранения здоровья.4. Основы методики самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и самоконтроль за индивидуальными показателями здоровья.5. Физическая культура в режиме трудового дня.6. Подбор упражнений, составление и проведение комплексов общеразвивающих упражнений.7. История возникновения ГТО.8. Подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО». Основные направления.9. Методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом.10. Требование технической безопасности при занятиях гимнастикой.11. История появления гимнастики.12. Спорт в физическом воспитании студентов.13. Физическая культура в обеспечении здоровья.14. Физическая культура и спорт как общественное явление.15. Основы здорового образа жизни.Тема 2.7 (2) Атлетическая гимнастикаПрактическое занятие № 11.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Техника безопасности при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: изучить технику выполнения упражнений при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Задачи занятия.Образовательные:1. Совершение двигательной функции с целью овладения более совершенной техникой.Развивающие:1. Развитие практических навыков и умений для организации и выполнения упражнений с отягощением.2. Развитие и укрепление основных групп мышц, развитие гибкости, силы и координации.Воспитательные:1. Воспитание уважительного отношения к атлетической гимнастике.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 12.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Жим штанги лёжа на горизонтальной скамье узким хватом, средним хватом, широким хватом. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить технику выполнения упражнения: жим штанги лёжа на горизонтальной скамье. Задачи занятия. Образовательные:1. Изучить технику жима штанги на горизонтальной скамье узким хватом.2. Изучить технику жима штанги на горизонтальной скамье среднем хватом.3. Изучить технику жима штанги на горизонтальной скамье среднем хватом.Развивающие:1. Развить физические качества: силу, выносливость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерахСтруктура и ход занятияПрактическое занятие № 13.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Приседание со штангой на плечах.Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить технику выполнения упражнения: приседание со штангой на плечах.Задачи занятия.Образовательные:1. Изучить технику приседание со штангой на плечах.Развивающие:1. Развить физические качества: силу, выносливость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерСтруктура и ход урокаПрактическое занятие № 14Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Становая тяга штанги.Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия. Изучить технику выполнения упражнения: становая тяга штанги.Задачи занятия.Образовательные:1. Изучить технику тяги штанги.Развивающие:1. Развить физические качества: силу, выносливость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урока2.8 Спортивные игры2.8 (1) ФутболПрактическое занятие № 15Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Техника безопасности при занятиях футболом. Правила игры в футбол. Тактика игры в защите и нападении.Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить технику безопасности при занятиях футболом. Задачи занятия.Образовательные:1. Изучить правила игры в футбол.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 16Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Способы владение мячом, виды ударов по мячу. Игра в футбол.Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Использовать полученные навыки в игре в футбол.Задачи занятия.Образовательные:1. Изучить способы владения мячом.2. Изучить виды ударов по мячу.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаТема 2.8 (2) БаскетболПрактическое занятие № 17Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Техника безопасности. Правила игры в баскетбол. Техника владения мячом. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить технику безопасности при занятиях баскетболом.Задачи занятия:Образовательные:1. Изучить правила игры в баскетбол.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 18Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить техники защиты при занятиях баскетболом.Задачи занятия:Образовательные:1. Изучить техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаТема 2.8 (3) ВолейболПрактическое занятие № 19.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Техника безопасности. Правила игры в волейбол. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: Изучить технику безопасности при занятиях волейболом.Задачи занятия:Образовательные:1. Изучить техники безопасности при игре в волейбол.2. Изучить правила игры в волейбол.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерахСтруктура и ход занятияПрактическое занятие № 20.Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Прием мяча, передача мяча, нападающие удары, виды подач. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: обучить передача мяча, нападающим ударам и приемам мяча.Задачи занятия:Образовательные:1. Изучить техники нападающих ударов.2. Изучить технику приема мяча.3. Изучит технику передачи мяча.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 21Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Игра в защите, игра в нападения. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: обучить технике игры в защите и нападении.Задачи занятия.Образовательные:1. Изучить технику блокирования.2. Изучить технику приема мяча.3. Обучение технике игры в защите.4. Обучение технике нападающего удара.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход урокаПрактическое занятие № 22Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Тренировочная игра. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: использовать знания и умения в тренировочной игре.Задачи занятия.Образовательные:1. Научиться правильно применять приемы игры в волейбол.2. Научиться использовать тактику в игре.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, упорства и смелости при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах.Структура и ход занятияТема 2.8 (4) Теннис (настольный)Практическое занятие 23Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Вводное занятие. Изучение правил игры и техника безопасности при занятиях настольным теннисом. Вид занятия: практическое занятие Тип урока: обучающийЦели занятия: изучение правил игры и техники безопасности. Задачи занятия. Образовательные:1. Обучение техники и тактики настольного тенниса.2. . Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость, гибкости.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.3. Развития умения выделять главное, анализировать происходящее, постоянно контролировать себя.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание силы воли посредствам преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процессаСтруктура и ход занятияПрактическое занятие 24Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Изучение элементов стола и ракетки. Техника игры. Вид занятия: практическое занятие. Тип урока: обучающийЦели занятия: изучение элементов стола и ракетки, техника игры. Задачи занятия. Образовательные:1. Обучение техники и тактики настольного тенниса.2. . Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость, гибкости.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.3. Развития умения выделять главное, анализировать происходящее, постоянно контролировать себя.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание силы воли посредствам преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса.Структура и ход урокаПрактическое занятие 25Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культура.Тема: Учебная игра с ранее изученными элементами. Вид занятия: практическое занятие. Тип урока: обучающийЦели занятия: изучение правил игры и техники безопасности. Задачи занятия. Образовательные:1. Обучение техники и тактики настольного тенниса.2. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.Развивающие:1. Развить физические качества: выносливость, координация, скорость, гибкости.2. Развитие и укрепление основных групп мышц.3. Развития умения выделять главное, анализировать происходящее, постоянно контролировать себя.4. Развить стремление к победе, соревновательный характер.Воспитательные:1. Воспитать морально-волевые качества.2. Воспитание силы воли посредствам преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса.Структура и ход урокаПрактическое занятие 26Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культураТема: Техника безопасности. Правила соревнований Вид занятия практическое занятиеТип урока: комбинированныйЦели занятия: приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни.Задачи занятия. Образовательные:Ознакомить обучающихся с техникой безопасности на уроках легкой атлетики.Ознакомить обучающихся с правилами соревнований по легкой атлетике. Развивающие:Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.Содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся.Воспитательные:Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.Структура и ход урокаПрактическая работа № 27Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культураТема: Совершенствование техники спринтерского бега. Бег 100м., 200 м.,400 м.Вид занятия практическое занятиеТип урока: обучающий.Цели занятия: приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни.Задачи занятия. Образовательные:Обучить техники спринтерского бега.Обучить бегу на 100 м., на 200 м., 300 м. Развивающие:Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.Развить такие физические качества как скорость, выносливость.Воспитательные:Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.Структура и ход урокаПрактическая занятие № 28Группа: Коммерция по отраслям 1 курс. Дисциплина Физическая культураТема: Совершенствование техники кроссового бега. Бег 1000м., 2000 м.,3000 м.Вид занятия практическое занятиеТип урока: обучающий.Цели занятия: приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни.Задачи занятия. Образовательные:Обучить техники кроссового бега.Обучить бегу на 1000 м., на 2000 м., 3000 м. Развивающие:Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.Развить такие физические качества как скорость, выносливость.Воспитательные:Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.Структура и ход урокаПрактическая занятие № 29Группа: Агрономия 1 курс. Дисциплина Физическая культураТема: Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши).Вид занятия практическое занятиеТип урока: обучающий Цели занятия: приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни.Задачи занятия. Образовательные:Ознакомить обучающихся с техникой метания гранаты.Ознакомить с дистанциями метания гранат. Развивающие:Развить физические качества: ловкость, силу, координацию.Развить умения оценить дистанцию и траекторию полета гранаты.Воспитательные:Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощиУкрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.Структура и ход урокаПромежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)Перечень вопросов к дифференцированному зачету пофизической культуре 1. Техника безопасности при занятиях атлетической гимнастикой, при занятиях с отягощениями и на тренажерах. 2. Физические качества человека, их развитие.3. Техника безопасности при занятиях футболом.4. Правила игры в футбол.5. Техника безопасности при занятиях баскетболом.6. Правила игры в баскетбол.7. Техника безопасности при занятиях волейболом.8. Правила игры в волейбол.9. Техника безопасности при занятиях настольным теннисом.10. Правила игры в настольный теннис.11. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.12. Правила соревнований по лёгкой атлетике.13. Виды соревновательных дистанций в легкой атлетике. Методика тренировок.14. Физическая культура в обеспечении здоровья.15. Физическая культура и спорт как общественное явление.Список литературы3.2.1. Основные печатные издания1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник [для всех специальностей СПО] /А.А.Бишаева.- [7-eизд.,стер.]- Москва: Издательский дом Академия, 2020.-320с.-ISBN 978-5-4468-9406-2 -Тескт: непосредственный2. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования /Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 176 с.- ISBN 978-5-4468-7250-33.2.2.Основные электронные издания1. Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта / Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 68 с. — ISBN 978-5-8114-9763-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры / А. В. Журин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 56 с. — ISBN 978-5-507-44156-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.3. Зобкова, Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для спо / Е. А. Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-7549-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.4. Зобкова, Е. А. Менеджмент спортивных соревнований : учебное пособие для спо / Е. А. Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 38 с. — ISBN 978-5-8114-7548-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.5. Орлова, Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова, А. Ю. Марков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-7886-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.6. Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специальной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.7. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.Б. Муллер [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.08.2021).8. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Конеева [и др.]; под редакцией Е.В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 599 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13554-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.08.2021).3.2.3.Дополнительные источники Аллянов, Ю.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 493 с.— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02309-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.08.2021).