Технология Марии Монтессори в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология Марии Монтессори в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения
Автор: Шляндина Елена Дмитриевна
Технология Марии Монтессори в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения.
Из опыта работы по внедрению ФГОС ДО.
Шляндина Елена Дмитриевна
учитель -дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ №37 Теремок
e-mail: dou37@cdo.atomlink.ru
Нашу группу посещают 17 детей разного возраста (от 3-х до 7 лет), 14 детей имеют нарушение рефракции, 3 имеют статус ОВЗ (ТНР). Группа работает по ООП ДО на основе примерной ООП Детский сад по системе Монтессори под редакцией Е.А.Хилтунен. Инклюзивное образование осуществляется по АОП ДО в области речевого развития.
В группе создана рациональная развивающая предметно-пространственная образовательная среда согласно требований технологии М. Монтессори, направленная на развитие детской инициативности, самостоятельности и активности. Структурированный по всем направлениям развития ребенка дидактический материал позволяет каждому ребенку строить собственную работу сообразно его способностям и возможностям.
Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие ребёнка, предопределяет процесс взаимодействия ребёнка с нарушением зрения с окружающей средой, а Монтессори-материал по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствует периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка и соответствует целенаправленной работе с детьми, имеющими глазную патологию. Монтессори-материал помогает ребенку с нарушением зрения проводить самокоррекцию с целью автоматизма формирующей деятельности (от умения к навыку) с учётом его зоны ближайшего развития. Такой подход к ребёнку с нарушением зрения позволяет ему учиться, применять полученную информацию, используя в качестве основы для принятия собственных решений уже в дошкольном возрасте. Именно способность принимать ответственные, точные решения оказывается особенно востребованной в современном мире, в отличии от способности к точному исполнению инструкции.
Наша задача в работе с детьми состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что мы считаем важным, нужным для блага ребенка или реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.
Структура работы с Монтессори-материалом включает в себя основные аспекты:
- презентации новых материалов и упражнений, трехступенчатый урок (при инициативной роли педагога ребенок остается слушателем-собеседником, активно знакомящимся с новым материалом);
- дидактический круг: ходьба по линии, урок тишины, коллективное упражнение / игра (активность педагога и ребенка при планировании деятельности педагогом);
- работа с Монтессори-материалом (самостоятельность детей при пассивной роли педагога. Воспитатель ведет Карту развития детской инициативы, где отмечает выбор материала, инициативность работы, частоту ее смены, самостоятельность).
Решение об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослым принимается самим ребенком, признается право выбора работать в центре или свободно играть. Ребенок может с равным правом делать что – либо в рамках общей темы или отказаться от участия в ней, имеет возможность обратиться за помощью или отказаться от неё. Множественные ситуации выбора позволяют ребенку с нарушением зрения научиться принимать решения, оценивать собственные возможности, искать ресурс, обращаясь к взрослому, товарищу за помощью. Чтобы научиться из нескольких вариантов выбирать оптимальный для себя, ребенку требуется постоянная практика.
Через самостоятельное обращение с Монтессори-материалом ребенок приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить соответствующие пути решения. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослого, Монтессори-материалы дают ребенку возможность контроля над ошибками, позволяющую самостоятельно находить и исправлять ошибки, это приучает к точности и деловитости, а понимание того, что мы можем совершить ошибку, видеть и контролировать ее без помощи, является одним из величайших достижений психической свободы.
Наш опыт работы показывает, что личность ребенка строится его собственной работой, и к этой работе его толкает внутренняя потребность, неодинаково сильная у различных детей, но существующая у всех. В нем изначально заложено стремление к развитию так же, как в его организме запрограммированны рост и взросление, и любое принуждение и вмешательство подавляет в ребенке это стремление.
Возможность выбирать занятия, материалы, партнеров помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем, учиться принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий, учиться быть инициативным, реализовывать задуманное. Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому ребенок приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их.
Вместе с тем мы находим то, чему ребенка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным, постоянно создавая и поддерживая связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой через наблюдение помогая организовать ребенку самостоятельную работу.
Дети работают самостоятельно, и, кажется, здесь не важна работа педагога, однако ребенок может знать все цифры до 10, но без помощи взрослого он не перейдет к следующей группе математического материала, ребенок просто не знает, что логически следует за освоенным им материалом.
Иногда ребенок может всю неделю выполнять одно и то же задание, - здесь сигнал педагогу: либо ребенок неуверен и поэтому боится брать более сложный материал, либо он попал в зону комфорта - когда он работая с данным материалом успешен, это его очень устраивает и он хочет еще и еще испытать это чувство. Поэтому важно наблюдать и видеть, что не смотря на то, что ребенок делает одно и то же, он может проявлять интерес к работе другого ребенка (ходит рядом, возит машинку), или трогает материал, но не берет – важно предложить Давай я тебе помогу, покажу, как с ним работать. Здесь важно понимание как это сделать, а не навыки, они проявляются позже, воспринятые и впитанные на уровне чувств, они постепенно превращаются в понятия и переходят в навыки, становятся собственным опытом ребенка.
Можно выделить следующие навыки, являющиеся основой для занятий с материалами:
ребенок уже имел возможность выбирать материал или род деятельности, время и место работы, а также партнера, поэтому свобода выбора не является для него чем-то совершенно новым;
он имеет представление как о порядке предметов, так и последовательности действий;
он может самостоятельно принести материал и убрать его на место;
он знает, что начатое дело доводят до конца;
происходит развитие внимания, мышления, памяти ребенка;
ребенок тренировал способность терпеливо и сосредоточенно работать;
совершенствовалась его моторика, он учился координировать и контролировать движения.
Для решения проблемы индивидуального сопровождения ребенка в Монтессори-группе деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога была вынесена в пространство группы, и носит конкретные формы диалога специалистов по взаимодействию в команде, что означает жить в группе, вместе заниматься, вместе делать дела. В зависимости от конкретно сложившейся ситуации воспитатель или специалист занимает позицию ведущего (круг, индивидуальные презентации) или ассистента. Во время совместной деятельности с детьми специалистами активно используются коррекционные возможности Монтессори-материалов. Продуктивное взаимодействие всех специалистов параллельно осуществляется при реализации совместных проектов, акций, клубного дня, образовательных событий.
Включенность родителей в жизнь группы осуществляется через практическое участием в родительском клубе Познаем секреты детства, в событиях группы, в совместной деятельности с детьми, где дети обучают родителей в освоении Монтессори - материалов. Совместные занятия детей и родителей помогают снять многие проблемы на начальной стадии, пробуждают у родителей интерес к развитию ребенка, способствуют эффективному общению со своими детьми. Такая активная деятельность, обсуждение жизни группы, доверительные отношения – все это способствует тесному сотрудничеству с семьей.