Формы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио
Автор: Терновская Василина Валерьевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДМШ №1 г. Южно-Сахалинска
Методический доклад на тему:
Формы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио
Подготовила:
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Терновская В.В.
Октябрь 2022
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Формы работы над развитием гармонического слуха…………………...4
а). работа с интервалами;
б). работа с аккордами;
в). значение многоголосного пения;
г). гармонический анализ.
3. Заключение…………………………………………………………………9
4. Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………..10
Введение
Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.
Необходимо уже с начальных классов готовить детей к восприятию музыкального языка. Изучение разнообразных гармонических созвучий даёт возможность к концу обучения в детской музыкальной школе сформировать у обучающихся разносторонний гармонический слух. Ученики часто хотят подобрать аккомпанемент к любимой песне, и педагог по сольфеджио должен помочь им освоить аккорды, нужные при подборе аккомпанемента.
Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе. И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений.
Гармонический слух – это музыкальный слух в его проявлении по отношению к комплексам звуков в их одновременном сочетании, он отвечает за умение слышать звуки по вертикали. Музыкальное мышление во многом определяется законами гармонических последовательностей.
Гармонический слух – это прежде всего способность мысленного представления звучания произведения полифонического или гомофонно-гармонического склада, способность воспринимать многоголосие. И здесь особенно важно то, что дети сначала слушают, получают эмоциональные ощущения, потом приступаем к теоретическому осознанию. В процессе восприятия многоголосия направляем внимание учащихся на различные стороны звучания – на окраску интервала, аккорда, на его фонизм, на функциональное значение созвучий, на их связи между собой. Так же внимание может быть направлено на отдельные голоса или звуки. Таким образом, третья особенность гармонического слуха связана с голосоведением, с составом каждого аккорда. В школе мы должны воспитывать инстинктивное ощущение логики движения голосов и чувство строя, т.е. понимание того, что для стройности звучания аккорда нужно, чтобы голос нашёл свое место в созвучии. Это воспитывается при многоголосном пении.
Итак, над развитием гармонического слуха следует работать в трёх направлениях:
первое – ощущения краски или фонизма созвучия;
второе – функциональных связей аккордов;
третье – чувства голосоведения или строя.
Ни одно из этих направлений не может быть изучено досконально в музыкальной школе, но мы должны способствовать накоплению слуховых впечатлений, музыкального багажа у детей.
Развитие гармонического слуха начинается с 1-2 класса на этапе знакомства с интервалами, их краской. Звучание гармонического интервала дается на контрасте консонанс - диссонанс, вводится понятие узкого и широкого интервала, за каждым интервалом закрепляется определенная образная ассоциация. Интервал так же осваивается и в мелодическом звучании, на песенках-попевках и постепенно переходим к его полной характеристике (например, секста – несовершенный консонанс, широкий, благозвучный интервал, имеет мажорную или минорную окраску).
Следующим этапом для развития чистоты интонации и гармонического слуха является пение интервальных цепочек в ладу. В них используются диатонические интервалы, тритоны, характерные интервалы. На начальном этапе следует строить интервалы на устойчивых ступенях, которые не нуждаются в разрешении. Запоминаем, что в мажоре на I ступени строятся ч.1, б.3, ч.5, ч.8, на III - м.3, м.6, на V – ч.4, б.6. На неустойчивых ступенях интервалы должны разрешаться по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
С 4го класса даются упражнения на разрешение диссонирующих интервалов, исключительно на ладовой основе. После небольшой тональной настройки ученики поют данный диссонирующий интервал с разрешением в мажоре и миноре. Сначала полезно спеть всем классом верхний голос цепочки в нужном ритме и размере, затем нижний голос. После этого ученики поют эту интервальную цепочку на два голоса по вертикали: одни поют основание интервала, а другие вершину. Такая форма работы приучает учеников взаимно слушать друг друга и подготавливает их к многоголосному пению.
Изучение аккордов начинается так же с фонического звучания 4х видов трезвучий, их обращений. Фоническая краска созвучий связана с их акустической природой, с явлениями консонантности и диссонантности. Мажорное и минорное трезвучия являются наиболее универсальными среди всех аккордов (яркая ладовая окраска, согласованность, полнота звучания). Акустические признаки аккордов лучше проявляются при звучании в среднем регистре, в тесном расположении, с него и следует начинать работу.
А.Островский предлагает упражнения на допевание недостающего звука для образования трезвучия или его обращения (с.204). Искомый звук поется то выше заданного интервала, то ниже. Данные упражнения так же полезны для усвоения интервального строения аккордов.
Прием определения аккорда путем пропевания каждого его звука – неполноценен, он основан на интонировании интервалов, аккорд воспринимается не как комплекс, а мелодически. Учащийся должен ощутить именно гармоническую краску, а если это последовательность, то и его функциональное значение. Самое важное и полезное – больше играть и именно вслушиваться в звучание аккордов.
В пении аккордовых последовательностей необходимо фиксировать внимание на линии каждого голоса, голосоведении. Учащимся легче всего выделить мелодию (верхний голос), затем линию баса. Линии средних голосов менее яркие, выделить труднее, они требуют особого внимания и отработки. Мелодию среднего голоса лучше пропевать в звучании полного аккорда, не изолированно, внимательно слушая звучание гармонии.
Важный этап - знакомство с ладовыми функциями. В 3ем классе учащиеся знакомятся с трезвучиями главных ступеней, их значением, ролью, взаимосвязью внутри лада. Дети убеждаются, что первая, четвертая и пятая ступени являются главными, благодаря своей способности настраивать слух на нужную тональность. Здесь тоже включаем образное мышление, цветовые ассоциации: Тоника – зеленая (спокойствие), Субдоминанта – синяя (небо, движение), Доминанта – яркая, красная (напряжение, вопрос).
Одно из упражнений, которое дается на уроке: все поют песню под аккомпанемент педагога, один ученик играет бас T-S-D.
Перед прослушиванием аккордовой последовательности, определением функций на слух, детям даются установки: начало и конец на Тонике, после Доминанты только Тоника.
Е. В. Давыдова советует довольно долго осваивать функции Тоники и Доминанты, причём, Доминанту нужно брать в любом виде: трезвучие, доминантсептаккорд, нонаккорд.
Изучение функции Субдоминанты значительно сложнее. Объяснить её следует как особый оборот, где Тоника переходит в новую гармонию. Это очень важно, потому что так мы можем показать красоту Субдоминанты, не умаляя ее значения. Важным является подбор ярких, красочных примеров.
Конечно, это главные ступени для классической гармонии, но детям с самого начала стоит дать понять, что трезвучие может быть построено везде, на любой ступени, а не только на первой, четвёртой и пятой. Это им поможет в подборах аккомпанемента, который может включать аккорды всех ступеней.
Значительную роль в развитии гармонического слуха играет многоголосное пение. На подготовительном этапе - в исполнении попевок -следует стремиться к чистому унисону. Задача педагога гармонизовать попевку в разных вариантах, а детям удержаться на заданном звуке.
Немного скажем о пении канонов. В них каждый голос поет свою мелодию, но учащийся может не слышать другую партию и весь ансамбль и, следовательно, - не слушать гармонию. Скорее, здесь больше о развитии мелодического слуха, чем гармонического.
Эффективнее такая форма работы, как интонирование параллельных интервалов. Следует добиваться, чтобы дети слушали друг друга, интервалы, созвучия. Останавливать на каждом интервале, просить учащихся вслушиваться в их звучание. Пение гаммы в терцию так же непросто, начинать нужно с гаммообразных попевок. (примеры-А.Островский – с.197-198)
Пение примеров с модуляциями так же является одной из форм развития гармонического слуха. Развивается умение перейти в другую тональность, так называемое преодоление тональности. К примеру, упражнение Прогулка по тональностям. Рассуждаем с детьми: Спели Ля,- куда мы пришли? – в Си бемоль мажор; теперь поём Соль- диез- куда пришли?- в Ля мажор и т.д. В шестом, седьмом классе уже определяют, как сделана модуляция, через какой звук, учатся делать её в одноголосии или самостоятельно строят модулирующий аккорд. В детской музыкальной школе, в младших классах необходима слуховая подготовка. На этом основано воспитание функционального слуха.
Пение двухголосных номеров ансамблем и самостоятельно (играя на фортепиано противоположный голос). Перед учеником стоит несколько непростых задач: соблюдать чистоту интонации, точную высоту, слушать звучание образующихся гармонических созвучий, при этом сохраняя единство темпа и метроритма. Фундаментом в пении ансамблем является унисон. Учащиеся часто переходят на мелодию соседнего голоса, для устранения этого полезно поучить мелодию каждого голоса, отметить ее особенности, что должно поспособствовать сознательному исполнению своей мелодии.
Гармонический анализ. На первом этапе – простые последовательности аккордов с постепенным усложнением, добавлением новых аккордов. Затем включать в работу примеры из хрестоматий по гармоническому анализу. Примеры для слухового анализа следует проигрывать несколько раз – сначала в предусмотренном композитором характере и темпе, затем медленнее, определяя аккорд за аккордом. При анализе примера педагог обращает внимание учащихся на особенности фактуры, функциональные связи, неполные аккорды и т.д. В качестве домашних заданий полезно задавать записывать гармонической последовательности цифровкой и нотами (в виде гармонической схемы).
Все рассмотренные формы работы способствуют развитию гармонического слуха, который в свою очередь ведет к раскрытию творческих навыков - пения, подбора на слух, сочинения.
Основным условием успешного развития гармонического слухового восприятия является систематичность и последовательность работы, постепенное усложнение материала. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства педагога и ученика.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1986.
Кузьмина Е.В. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.
Лукомская В.Е. Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хрестоматия для IV-VII классов ДМШ. – Л.:Музыка, 1983.
Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио. М.:Музыка, 1970.
Семенова И.А. Развитие гармонического слуха в старших классах ДШИ.
HYPER13PAGE HYPER15
2