Лучший урок письма


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший урок письма
Автор: Гаврилко Елена Викторовна

Методическая разработка проведения Урока письма Гаврилко Елена Викторовна Учитель русского языка и литературы 2024 годТема урока:  Урок письма. Письмо ветерану (6 класс)Автор: Гаврилко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с. ДивноеПредмет: русский языкКласс: 6Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль, демонстрация, устный опрос, самостоятельная работа.Время проведения: 2 академических часа (90 минут)Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Урок письма. Письмо ветерану» Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение на уроках, системно-деятельностный подход в обучении.Данный урок проведен как открытый урок по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».Цели и задачи урока:Образовательные:1.Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре, познакомить с классификацией писем.2.Дать понятие о письмах, познакомить с алгоритмом написания письма; учить детей правильно оформлять письмо.3.Показать роль писем в жизни человека в наши дни.Воспитательные:1.Воспитывать уважение к ценностям родного языка, передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность2.Составить текст письма «Письмо ветерану»3. Воспитать достойного гражданина своей малой Родины, России, уважения, почитание старших и пожилых людей.Развивающие:1.Развивать коммуникативные способности учащихся;2.Развивать творческие навыки, устную и письменную речь учащихся;3.Способствовать формированию информационной культуры школьников;4.Способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру;Оборудование урока:мультимедийная презентация, доска, ноутбук, проектор. Ход урока.I. Организационный момент. Настрой учащихся. - Здравствуйте, ребята! Вспомните и скажите, когда вы в последний раз получали письмо, адресованное вам?- А кому и когда вы написали свое последнее письмо?- Теперь вспомните, когда вы в последний раз звонили по мобильному телефону или отправляли сообщение поТелеграмм?- Какой вывод вы можете сделать? (В наше время люди чаще общаются по телефону, отправляют SMS, чем пишут письма и пользуются услугами почты).II. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной проблемы.-Над чем нам предстоит сегодня работать, определите сами. У меня в руках необычный текст. Догадайтесь, что это может быть. (Слайд 1)Здравствуй, дорогой друг Игнат! С наилучшими пожеланиями пишу тебе я. Письмо твое я получил, за которое очень благодарю.Игнат ,я до сих пор провожу каникулы в деревне, в гостях у дедушки и бабушки. Мне здесь очень нравится, поэтому останусь здесь до конца лета. У меня появилось много друзей. С ними весело провожу время: играем в футбол, ходим купаться на речку, в лес за ягодами. Помогаю бабушке. С дедушкой пару раз ходили на рыбалку. Погода стоит летняя. Дни проходят очень быстро. Скоро в школу. Пиши, как отдыхаешь ты, чем занимаешься, что знаешь об одноклассниках. Передай им привет, если увидишь. Пиши. Буду рад. До свидания. 09.08.2021г. Твой друг Ваня-Правильно, ребята! Это письмо. Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения. (Слайд№2)-Зачем люди пишут письма? - Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить, информацию. - Сегодня мы поговорим о том, зачем, о чем и как писать письма. И какие бывают письма?III. Открытие нового знания.1.Подготовка детей к изучению нового материала.- Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко? Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. -Зачем люди пишут письма, как вы думаете? (ответы детей)-С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они слышали, видели, переживали. В письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. -А вы пишите письма? -Может, получали письма, открытки? -Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? -А какое удовольствие испытывает человек, который получает письмо, раскрывает его, вдыхает особый аромат бумаги и чернил, вчитывается в строчки, в которых отражено всё: и радость, и горе, и счастье, и одиночество.-Вы, ребята, наверное, скажите, зачем писать письма, когда есть телефоны, можно говорить и видеть друг друга по скайпу через Интернет?-Это сейчас мы набираем номер телефона и слышим родные голоса . Вот представьте, что телефонов нет, Интернета тоже нет, как бы вы общались между собой?Наверное, писали бы письма.2. Из истории письма. ( Слайд№3-№4)-Откуда пошел обычай писать письма? Как вы думаете? Кто может рассказать? -Верно, все началось в древности. Какие виды почтовых сообщений Вы знаете?- узелковое письмо - изобретение инков- голубиная почта - изобретена в древнем Риме- пони-экспресс - изобретение американских ковбоев- барабанная почта в Африке- корпоративная почта средних веков (почта духовно-рыцарских орденов, университетская, “почта мясников”), затем появилась частная почта (династия Таксисов)- Станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в VI веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В. Путине.- факельная почта в древней Греции - изобретение Полибия в 200 г. до н.э.- электронная почта с 70-х годов ХХ века. - Вообще, письмо существует столько же, сколько существует человек. Еще в глубокой древности человек ощутил стремление к общению с другими людьми, о чем-то сообщать, делиться, что-то рассказывать. Первое упоминание о письме дошло до нас из древнего Египта, но как же доставлялись эти письма? Как функционировала эта почта?а) Сообщение ученицы Беловицкой Александры:- В древнем Египте послания писались на папирусе. Гонец брал его в руку и отправлялся в путь. Гонцы пользовались в пути огромными привилегиями и даже защищались специальными законами.В древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Люди стали перемещаться быстрее, а письма доставлялись адресатам. Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь « на свежую», отдохнувшую. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили людей, грузы и конечно письма. В XIII веке в ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было доставить и передать возчику.Конечно, их доставка была достаточно медленной и нерегулярной: все зависело от занятости посыльных и состояния дорог. Зимой и летом письма возили скорее, а осенью и весной – медленнее.Важное государственное сообщение, требующее срочной доставки, обычно поручались специальному посыльному – фельдъегерю. Эта служба дожила и до нашего времени, и занимается доставкой дипломатической и правительственной переписки- Сегодня мы считаем вполне обычным делом, что государство заботится о доставке наших писем и посылок. Сама идея создания такой государственной службы развивалась очень медленно, новый мощный толчок в развитии почтовая служба получила в начале XVII века в Англии.б) Сообщение ученицы Дробиной Ксении.- Государственная почтовая служба Англии возникла при короле Генрихе VIII и доставляла только правительственные письма. С 1680 г. появилась частная почтовая служба, которая обслуживала и доставляла за умеренную плату личную переписку граждан. Но работа курьеров была сложной и запутанной, так как ни в одном городке Англии не было названий улиц, номеров домов и почтовых ящиков. Все это требовало изменений. И только в конце XVIII века в Англии впервые появилась нумерация всех домов и название улиц, что значительно ускорило время доставки почтовой корреспонденции. А в 1840 году в Англии были введены единые расценки на доставку почты в пределах страны. В 1867 году появилось такое понятие как «АДРЕС» (от французского слова место проживания) и в 1850 году «МАРКА» (от латинского слова означающего – сбор в пользу государства). По образцу почтовой службы Великобритании создали свои службы все другие страны.-Свой путь развития имела отечественная почтовая связь. Прежде чем стать быстрой, современной и надежной службой почте России пришлось преодолеть много трудностей. в) Сообщение учеников Бугаева Дмитрия и Магомедовой Замиры- Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ям-чи", что означает проводник.В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшейся доставкой почты..По инициативе боярина А.Л. Ордина - Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина - Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым орлом".В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы..В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.- Сегодня мы редко обращаемся к ручке, бумаге и конверту. Новые информационные технологии облегчают нашу жизнь. Это хорошо, удобно, а с другой стороны, мы в связи с этим теряем очень многое. И порой ценное. Мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.-Приходилось ли вам перечитывать письма, написанные несколько лет назад?- Что вы можете сказать о своих впечатлениях?- Многое забылось. Стерлось в памяти, а письма сохранили эти события. - Почему нам, людям, живущим в 21 веке, так интересно и любопытно читать письма, написанные 200, 100, и даже 50 лет назад?- Письма содержат живую информацию о прошедших временах. По ним можно понять, что волновало и чем жили люди когда-то.- Иногда маленькое письмецо, дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. Бывает и так. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Представим, как человек покупал конверт, шел домой, садился к столу, брал ручку и кому-то писал...- Письмо - частичка человека, частичка России.- Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. - Какие формы общения вам известно? (электронная почта)- Во всём мире люди начали общаться по телефону и писать друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту. Электронная почта очень удобная. Но такие письма невозможно хранить 70 лет. Потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются.Простые письма можно хранить долго. Они хранят память о близком человеке. К сожаленью, в последнее время люди стали писать письма всё реже .3.Знакомство с видами писем. (Слайд №6)Чтение учителем писем.-Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные: письма - пожелания, письма - поздравления, письма - информация, деловые, дружеские. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом. 4. Словарная работа. (Слайд №7-№10)- Что в письмо включает?- Письмо включает в себя:1.Адресат - это тот, кто получает письмо, телеграмму, посылку. Кому адресовано. 2.Адресант-это тот, кто отправляет письмо.3.Написанный текст.4.Оформление конверта. Написание адреса. На конверте указывается адрес: имя, фамилия, улица, дом, квартира, почтовый индекс.IV. Усвоение новых знаний.1Как правильно надо писать письмо? (слайд №11)Правило первое: начинай письмо с обращением к адресату- Что мы напишем во вступлении письма? ( Приветствие)- Какие слова приветствия вы знаете? - Здравствуйте! Привет! Дорогой! Милый друг! Правило второе: Раскрытие основного содержания письма. ( Максимальное количество предложений)- О чём будем писать в основной части письма? - сообщение о себе; вопросы; рассказ о каких-то событиях; поздравления;- новости;- советы, просьбы, пожелание. Правило третье: Заключительная часть. Прощание, подпись. Дата.С уважением____До свидания!_____ « Правила оформления письма»Правило четвертое: В культурно оформленном письме выделяют составные части:дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение;вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;основной текст - изложение о предметах, интересующих адресата;заключение – изъявление почтения, формула вежливости и собственноручная подпись.постскриптум (лат. – после написанного) При законченном уже письме бывает иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P.S. или N.B. (Что значит post scriptum или nota bene) и за ним приписывается забытое.2.Особенности эпистолярного жанра:обращения;лирический подтекст;разговорная лексика;вопросительные и восклицательные предложения;вводные слова;сложные предложения;повторы.V. Творческая работа учащихся на основе ранее усвоенных знаний и умений. Письмо ветерану. ( Слайд № 12- №14) Читает учитель:Письма с фронта. Вот две открытки, три письмаВремен тяжелых для страны.Их брат берег как талисман-Те письма от отца, с войны.Не знал отец, что письма будутВ музее под стеклом лежать.(О них потомки не забудут!),Вел воинов страну спасать.Как много веры в этих письмахВ победу нашу над врагомИ благодарности любимым.Что бьют врага в тылу трудом. Шлаитова Юлия.- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Более 20 миллионов жизней унесла война. И во время войны работала почта . В тяжелые годы письмо с фронта было единственной ниточкой, связывающей людей, живущих в тылу с бойцами за линией фронта. На фронте конвертов не было. Солдаты складывали написанное письмо треугольником, и каждый заклеивал, кто как мог. Письма "треугольником" шли не только с фронта, но и на фронт. Таким способом решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт. Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись . В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест- накрест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адресата, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или был расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с "крестом" на адресной стороне треугольник заменял "похоронку". Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на "чистой" стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма "гуляли" годами и находили солдата через несколько лет после войны. Путь к победе был трудным и долгим. Война шла 1418 дней. И вот пришла долгожданная победа! После войны еще около десяти лет письма в армию и из армии шли в таких треугольниках. Но этим правом могли воспользоваться только солдаты срочной службы на территории СССР - Война давно закончена, прошло много лет, но Родина не забыла своих героев. Дороже письма, наверное, ничего не было у матерей, сестер и братьев, с надеждой и тревогой ожидающих ежедневно почтальона у своих дверей. Письма с фронта приходили не часто, поэтому к ним относились как к реликвии, много раз перечитывали, и мы с вами имеем возможность увидеть эти солдатские треугольники писем. -Как–то однажды я приобрела книгу «Строки, опаленные войной», целиком состоящая из писем воинов с фронтов Великой Отечественной войны, воинов-участников Курской битвы родным, близким, труженикам тыла. (Учитель раздает письма из книги каждому ученику)- Ознакомьтесь с содержанием письма и приготовьтесь ответить на вопросы.1. - Кому чаще всего писали письма солдаты? (матери, отцу, членам семьи, друзьям, подругам) Приведите примеры обращений.2.- Скажите, почему мы не встретили ни одного не датированного письма? (во-первых, этого требуют правила эпистолярного жанра, во-вторых, дата написания письма на фронте очень важна, т.к. боец может погибнуть в любую минуту, а родственники будут точно знать, что в этот день и час он был еще жив)3. - Что общего и чем отличаются прочитанные вами письма? Приведите примеры (общее – готовность защищать Родину, патриотизм, любовь к своей Родине, тревога о близких. Различаются письма личными сведениями об отправителе письма, фактами из его биографии).4. - Скажите, важно ли было солдату, чтобы его письмо дошло до адресата? Почему? (очень важно, т.к. у каждого человека есть родные, близкие, знакомые и друзья, которым небезразлична его судьба).5. - Кто доставлял письма адресатам по обе линии фронта? (почтальоны)6. - Кто приносил в каждый дом счастливые, радостные, горькие, тревожные вести? (почтальоны)7. - Как вы думаете, труд почтальона легок или тяжел? (тяжел, так как сумка с газетами, журналами, письмами достаточно тяжела, и почтальон чаще всего должен не только доставить прессу адресату, но и поговорить с человеком, порадоваться вместе с ним радостному известию или поддержать в трудную минуту)- 9 мая 2018 года наша страна будет отмечать 73-летие Великой Победы. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Время бежит вперед. И вот уже, те молодые стройные солдаты стали седовласыми ветеранами. Давайте будем бережно к ним относиться, уважать и благодарить их за Великую Победу. К сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Я предлагаю вам написать письма ветеранам, которые освобождали нашу страну от фашистских захватчиков. В том письме вы можете рассказать о себе, расспросить о том, как они смогли выстоять в такое трудное и военное время. И, конечно же, поздравить их с предстоящим праздником Победы. Пусть ваше маленькое письмо, согреет душу ветерана. Он улыбнется и ему будет на сердце радостно.-При написании письма нужно соблюдать все правила письма. Почерк должен быть красивым и аккуратным.VI. Итог урока. Рефлексия. (Слайд№15)- Чему мы учились на уроке? - Что узнали нового?- Какое задание было трудным для тебя?- Как вы справились с заданием?VII. Домашнее задание. - Напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны.- Спасибо за урок! До свидания!Литература:Лирика 1940-х годов / Сост. В. В. Вакуленко. Фрунзе: Кыргызстан, 1977.К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.Говорят погибшие герои. / В. А. Кондратьев, З. И. Политов. – Политиздат, 1975.Приложение 1.ПИСЬМА ЛЮБЫ ЯСИНСКОЙ, УЧАСТНИЦЫ БОЕВ НА КУРСКОЙ ДУГЕ, ФРОНТОВОЙ МЕДСЕСТРЫ РОДНЫМ. Здравствуйте, дорогие родные! Получила от Вас сразу три письма и была очень рада, а когда прочитала их, расстроилась и целый день плакала. Я очень жалею Вас, и почему-то у меня сильно болит сердце. Мамочка, обо мне не беспокойся, работаю я на старом месте. С конаковсками девчатама вижусь каждый день. Я подружилась с Николаем Шатуновым, он капитан, разведчик, очень хороший человек. Папочка, узнав о вашей болезни очень расстроилась и плакала, при первой возможности буду проситься домой на побывку. Очень, очень по Вас соскучилась. Вспоминаю вечерами о Вас, посмотрю на фотографии иа сделается так грустно и плачешь потихоньку о Вас. Ну ничего, скоро увидимся. Крепко целую Вас.  Люба.Здравствуйте, мамочка! Получила Ваше письмо и очень рада, что оно написано твоей рукой. Мамочка, сегодня мы все переживаем большое горе: у нас берут доктора Савельева Сергея Ильича начальником госпиталя. Он передает свои дела другому врачу. Мамочка, ныне можете представить, как мы все его любим, как отца. Мама, Люба Голованова мне прислала письмо, она уже была в боях два раза; а сейчас пашет, предстоит еще более серьезное дело, это воевать не так, а в тылу врага. Она гордится своей службой и обещает с честью выполнить свой долг перед Родиной.Наши конаковские девчата пока все вместе, нам выдали новое обмундирование, одели с ног до головы во все хорошее. Мамочка, выслала Вам свое фото, получили ли вы его. Шлю привет тебе самый, самый… знаешь сама. Крепко целую Вас. 25 июня 1943 г Люба.ОТ СТАРШЕГО СЕРЖАНТА Н. А. БЕЛОЗЕРЦЕВА К ЖЕНЕс. Ракитное Курской обл.Белозерцев Николай Александрович, командир взвода пешей разведки 955-гострелкового полка 309-й стрелковой дивизии, которая в период Курской битвы сражалась под Белгородом. Погиб 30 августа 1943 года, подорвавшись на мине. Похоронен в городе Лебедин Сумской области. За проявленное высокое мужество и героизм в боях на Курской дуге ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.Письмо написано Н. А. Белозерцевым в селе Ракитное (ныне РПГТ), где находилось подразделение, в котором он служил.ЩЖниБ0, ф. 1140, оп. 8, д. 21. Подлинник.10 мая 1943 г. Здравствуй, Мое Золотко! Шлю тебе свой горячий армейский фронтовой привет и желаю наилучших успехов в твоей повседневной жизни и работе. Леля! Все время я шлю тебе свои письма, но от тебя не имею на одного ответа. Скажи, что это значит? Ты болеешь? Или что-либо с тобой случилось тяжелое? Меня крайне интересует, почему ты молчишь? Вот уж месяц, как я нахожусь на отдыхе, за это время я отослал тебе шесть писем, а ответа не получил ни одного. Леля! Я жду твоих писем как воздух, меня крайне интересует состояние здоровья твое и Вовы с Колей, а также все новое в семье. Прошу тебя написать пару слов обо всем, что у тебя нового в доме и как ты живешь? Учти, Леля, что своим молчанием ты обижаешь меня. Потом сообщи, как растут ребята, и что ты думаешь делать в этом году с Вовуськой? Ведь о нем, Леля, нужно особенно позаботиться. Его нужно подготовить к школе. Леля,, это нужно сделать, родная, обязательно. Не жалей его, не думай, что он у тебя еще мал - он должен учиться и обязательно. Об этом, Лелек, Золотко, подумай, милая, заблаговременно. Я знаю, что тебе трудно - труднее, чем мне на фронте, но мы привыкли к этим невзгодам, научились переживать трудности - переживем и это несчастье. Все равно: как он, враг, не хотел закабалить нас, сделать нас рабами - этого ему не удастся. Он погибнет скорее сам, чем мы будем его жертвой. Верь, родная, в одно, что мы победим врага. Пусть он объединит все свои черные силы - это будет его последним вздохом перед смертью. Будь, мое Золотко, здорова, обо мне не беспокойся, я бил врагов и буду бить их с тройной энергией. Я жив, здоров, чувствую себя хорошо. Готовлюсь к решительной схватке с фашистами. На днях уйду в тыл к врагу, и буду бить их с тыла. Привет маме с папой и Зинушке с Алексеем. На прощание крепко, крепко целую и Вову с Колей. Пиши, жду ответа. Остаюсь твой Н. Белозерцев ИЗ ПИСЕМ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. Т. ТКАЧЕНКО МАТЕРИ МАРФЕ ВАСИЛЬЕВНЕ. Ткаченко Григорий Тихонович родился в 1923 г. в поселке Красная Яруга Ракитянского района. В сентябре 1941 г. был призван в Красную Армию. 18 января 1944 г. в бою за село Троща на Украине повторил подвиг Александра Матросова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 г. ефрейтору комсомольцу Г. Т. Ткаченко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он в селе Поповка Липовецкого района Винницкой области, В поселке Красная Яруга именем Г. Т. Ткаченко названа улица, у здания средней школы, которая носит его имя, установлен бюст Героя. Мать Ткаченко Марфа Васильевна умерла в 1965 г.Подлинник. Хранится у родственников Г. Т. Ткаченко.Август 1943 г. Дорогая мама, теперь я воин нашей доблестной Красной Армии. ФЗУ буду кончать после победы над заклятым врагом. Учиться буду обязательно. Участвовал в боях. Ранен. Подлечусь и снова пойду в бой. Я этих проклятых фашистов ненавижу. Как только испортила они нам жизнь! Если буду проходить где-то рядом с домом, постараюсь забежать и посмотреть на тебя, на соседей, на поселок. А ты, мама, и не узнаешь своего Гришутку. Теперь я, Григорий Ткаченко, боец Красной Армии, участник Великой Отечественной войны. По тебе соскучился крепко-накрепко. Трудно тебе одной без нас. Знаю, родная. Потерпи. Не плачь. Не надо. Жди, мама. Надейся на встречу. Верь, дорогая, вернемся. Пропиши мне о братьях, о себе, о нашем поселке, о колхозных делах. Скучаю, хотя и некогда скучать. Мама, целую тебя. А ты целуй всех за меня. Жди с победой. Твой Гришуха. Не позднее 18 января 1944 г.Это письмо датируется по времени гибели Григория Ткаченко: пробитое пулями и залитое кровью, оно было найдено в кармане погибшего. Дорогая, любимая мама! Мне кажется, что я не видел тебя целую вечность. Как хочется снова очутиться дома... За все совершенные зверства враг получает сполна. Мы гоним гитлеровцев с нашей земли. Быть может, когда-нибудь меня заденет фашистская пуля, но я не боюсь смерти. До свидания, мама. Крепко целую и обнимаю. Твой сын Григорий.Герои-белгородцы. Сборник материалов оГероях Советского Союза. Воронеж, Центр. –Черноземное издательство. 1972, с. 232.Приложение 2Письма ветеранам, написанные учениками 6а класса МКОУ СОШ №3 с.Дивное. Здравствуйте уважаемый, ветеран!Пишет вам ученик 6а класса МКОУ СОШ №3 с Дивное Рубанов Сергей. Огромное спасибо вам за то, что вы доблестно сражались, шли в последний бой за свою Родину, за близких, за будущую жизнь своих потомков. Вы спасли великую, Россию. Дорогие, родные наши ветераны! Живите как можно дольше. Живите во имя правды, во имя  памяти! Я хочу, что бы вы знали: Мы вечно будем вам благодарны за вашу смелость, отвагу, любовь к своей Родине.  09 .04.2018г Рубанов С.Уважаемый ветеран! С большим уважением пишет к Вам ученица 6 а класса Левченко Елена.  Я хочу выразить слова благодарности Вам за все, что для нас сделали. Ваша смелость, упорство, духовная сила помогли пережить Вам эту войну. Многие из Вас отдали свои жизни за жизнь других. Благодаря Вам у нас сейчас спокойная, благополучная жизнь. Спасибо Вам за все, что вы сделали для Победы!09.04.2018г. Левченко Е.  Дорогой ветеран! Пишет Вам ученик 6 класса Шпаков Борис. Я обращаюсь к Вам, ветеран войны, чтобы выразить благодарность за то, что защитили нашу любимую Родину от врагов, за то, что выдержали все испытания, за то, что дошли до конца.      Я читал, как в то время вы жили, голодали, спали, беспокоясь и волнуясь о родных. Вы видели смерти других, но не сдавались и шли вперед.      Я горжусь Вами. Благодарю Вас, за все спасибо!09.04.02018г. Шпаков Борис Дорогие ветераны! К Вам обращается ученица 6 класса Рябкова Лина.  Мы живем в мире и согласии, благодаря Вам. Вы участвовали в войне и отдавали свои жизни. Сколько на войне было раненых, убитых ..         Мой прадед – участник войны, он вернулся с войны с осколком в сердце и, прожив недолгую жизнь, умер. Мне его очень не хватает. Я желаю Вам здоровья  и долголетия.09.04.2018г. Рябкова Лина         Здравствуй, дорогой мой ветеран! С уважением к Вам Асанова Маргарита. Прошло уже много лет со времен войны, но мы Вас не забыли, мы помним о ваших подвигах. Вы воевали ради нашей жизни, а не ради похвалы. Я хочу сказать всем ветеранам «Большое спасибо» за то, что мы живем, дышим, радуемся жизни. Если бы не вы – нас бы не было на свете. Мы перед вами в долгу. Мы очень дорожим памятью о вас. Вы заслуживаете большого уважения и почета. 09.04.2018г Асанова Маргарита