«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»
Автор: Анисимова Ирина Викторовна
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательное учреждение должно:• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;• обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;• реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;• помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Важно отметить, что любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника является игра.Все дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и т.д. Создание условий для ранней профориентации дошкольников. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет: углубить практические знания воспитанников выявить интересы и склонности воспитанников; развивать интерес и умение осуществлять действия. Использование игрового пространства позволяет: актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников; позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе; использовать полученные знания в практическом применении; принимать во внимание деятельность других воспитанников; предусматривать игровой замысел; корректировать и развивать игровой сюжет.Предметно-развивающая среда включает в себя: познавательную зону ;развивающую игротеку; тематическую библиотечку.При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками. Традиционные формы: традиционные, комплексные и интегрированные занятия, трудовая деятельность и различные виды игр, решение проблемных задач и ситуаций, наблюдения и экскурсии, экспериментальная деятельность, тренинги, дискуссии, театрализованная деятельность, развлечения, чтение художественной литературы и беседы за ней, ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, имитационные упражнения, изобразительная деятельность, обдумывание и проигрывания заданных ситуаций ,разгадывание кроссвордов и загадок. Нетрадиционные формы: творческое моделирование и проектирование, разработка и составление алгоритмов, просмотр слайд-шоу, фильмов, изготовление технологических карт. Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ .Особенностью проектной деятельности дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.Таким образом, проектная деятельность поднимет на более высокий уровень профориентационную работу с дошкольниками и позволит педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и их родителями.