Дополнительная общеразвивающая программа "Ура, каникулы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа "Ура, каникулы"
Автор: Цветкова Елена Владимировна, Капинос Анжелика Владимировна

Управление образования администрации ЕМР Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Центр «Луч»Дополнительная общеразвивающая программа «Ура, каникулы»Наименование программыВозраст обучающихся: 7-12 летСрок реализации: каникулярный периодНаправленность: социально-гуманитарная Уровень: краткосрочнаяСоставители: Цветкова Е.В., заместитель директора по УВР, Капинос А.В., педагог - организаторг. Елизово2022г.Пояснительная запискаВ одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка». Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений. Понятие «Каникулы» произошло от названия одной из звезд созвездия Большого Пса. В конце XIX века оно было связано с жарким летним временем и означало праздную пору в учебных заведениях. Следуя определению В.И.Даля, каникулами надо было называть время, «когда нет дела, когда нечего работать». В XX столетии слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив основную характеристику: это время, когда дети не занимаются в учебных заведениях общего среднего или профессионального образования.Учреждения дополнительного образования, наоборот, как правило, продолжают свою деятельность. Центр «Луч» имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый образовательный процесс.Главная задача организации работы с детьми в этот период – оздоровление (психическое и физическое) детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул. Она (задача) может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, экономических, психологических и материально-технических условий.Дополнительная общеразвивающая программа «Ура, каникулы» (далее-Программа) является по содержанию: вариативной; по форме: массовой; по функциональному значению: досуговой; по времени реализации: краткосрочной.Актуальность Программы «Ура, каникулы» заложена в следующих ее качествах:социальная полезность. У детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, бытовой самоорганизации, коммуникативные навыки. Содержание Программы дает ребенку возможность социального и допрофессионального самоопределения.многообразие направлений деятельности.  Программа предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый обучающийся получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свой статус.- свободный выбор вида деятельности. Профиль деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями.- обновление «предлагаемых обстоятельств». Форма организации воспитательной среды позволяет ребенку начать «жизнь с белого листа».Продуктивный отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта обучающегося.Программа имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:1. Временный характер детского объединения.2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью – является очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность обучающегося каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребёнка.4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.Цель Программы: создание единой образовательно-воспитательной среды, способствующей восстановлению духовных и физических сил детей, психологического комфорта; развитию творческих способностей, позитивного восприятия детьми здорового образа жизни.Задачи:Воспитательные:
  • сочетать различные формы игровой и развивающей деятельности;
  • создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
  • создать условия для воспитания культуры общения.
  • способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива
  • Образовательные:
  • способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик познавательных процессов.
  • обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в досуговой деятельности.
  • обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.
  • способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в некоторых (тематических) областях действительности.
  • Развивающие:
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • формирование у детей индивидуальности;
  • развитие мышления, эмоционально-волевой сферы, воображения и расширение зоны творческих возможностей детей;
  • развитие коммуникативных способностей.
  • Программа реализуется по запросу родительской общественности в дни школьных каникул.Программа адресована детям в возрасте 7-12 летПрограмма предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся. Формирующиеся новообразования данной возрастной группы:Программа рассчитана на возрастной диапазон обучающихся: 7-12 лет, так как занятия носят познавательный, социальный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их адаптировать к конкретному возрасту. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, ребята активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Педагогов воспринимают через призму общественного мнения группы.Прогнозируемый результат:
  • обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
  • сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации Программы; профилактика случаев детского дорожно-транспортного травматизма;
  • создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания;
  • приобретение новых знаний и умений;
  • развитие личностных качеств и способностей;
  • улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений;
  • формирование социальной потребности «Быть личностью», развитие ценностных отношений к окружающему миру и людям;
  • положительное отношение к социально-значимой деятельности, проявление потребностей работать в коллективе.
  • Формы организации деятельности:
  • интегрированные воспитательные события;
  • практикумы;
  • спортивные тренинги;
  • танцевальные флешмобы;
  • образовательные квесты;
  • игротеки;
  • просветительские лектории;
  • конкурсные программы;
  • встречи с интересными людьми.
  • Учебный планПримерное календарно-тематическое планирование. Список литературы и источники1. Алиева Л.В. Летний детский лагерь – уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка. – (Тв. Лето) // «Дети, техника, творчество» - 2011. - №3 (07).с.44-45.2. Арсенина Е.Н. Возьми с собой в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007.3. Бесова М. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. - М.: Академия развития, 2017. - 160 c.4. Волохов А.В. Внимание каникулы. – М.: Центр гуманной литературы, 2015.5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздникам: материалы авторских смен.- Волгоград: Учитель, 2007.6. Жук Л.И. Каникулы без скуки. – Минск: ИООО «Красико-Пинт», 2003.7. Ковалева Е. Веселые игры на свежем воздухе. – М., 2012.8. Косе О.А. Летние каникулы – время открытий, содружества и сотворчества взрослых и детей. – М.: Образование в современной школе, 2004.9. Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно-методическое пособие. – М.: Перспектива, 2015. – 136 с.10. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. – М, 2014.11. Руденко В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.12. Степанова, Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере / Т.М. Степанова. - М.: КрасикоПринт, 2016. - 176 c.13. Фантазия + Творчество = Каникулы. Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. - М., 2004.Материалы сайтов
  • «Вожатый.ru».
  • .
  • .
  • .
  • .