Литературные игры в младших классах как средство воспитания положительного отношения к школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Литературные игры в младших классах как средство воспитания положительного отношения к школе
Автор: Милова Татьяна Викторовна


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассматриваются литературные игры как возможность формировать и воспитывать интерес к школе.
Формирование и воспитание положительного отношения к школе – это важная научно-педагогическая проблема. В современном мире отмечается тенденция снижения мотивации к обучению в школе. Из-за большого потока негативной информации об образе школы и учителе отношение к образовательным учреждениям ухудшается из года в год. Это в свою очередь, сказывается и на отношении самих учащихся к обучению. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь своим ученикам комфортно чувствовать себя в школьных стенах, в коллективе.
Нежелание учащихся учиться отмечается даже в начальных классах, хотя в этом возрасте именно учебно-познавательная деятельность является ведущей. Отчасти это объясняется учебными перегрузками школьников, отчасти содержанием и методами работы учителей.
�Школа – фабрика необходимых знаний и неизбежно требует усилий. Преподаваемые предметы – орудия воспитания ответственности. Учителя – механизмы запуска этих орудий, и нельзя требовать от них, чтобы они проповедовали бескорыстную радость познания, поскольку образование подчинено в первую очередь рынку труда,� - пишет Д. Пеннак о школе.
Из этих слов можно сделать вывод, что школа – серьёзный труд для школьника, тяжелый, ответственный. И чем комфортней ученик будет чувствовать себя в классе, тем успешнее будет проходить его обучение. Важно сформировать положительное отношение к школе, чтобы не отбить у ребенка желания получать знания.
Огромную возможность для этого предоставляют уроки литературного чтения, в том числе и внеклассного. Именно внеклассное чтение даёт возможность неформализованного общения, выбора содержания, разнообразия активных и творческих форм деятельности.
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.
В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном материале. Занятия с использованием литературы, развивают память, воображение, фантазию, остроумие и находчивость учеников. С помощью литературных игр формируются такие качества, как самостоятельность, организованность, умение работать в коллективе, развиваются творческие способности.
На формирование положительного отношения к образовательному учреждению и обучению будут благотворно влиять литературные игры, в основе которых лежат произведения о школе, подходящие ученикам по возрасту. С их помощью дети могут погрузиться в ситуации, близкие к своим проблемам, понаблюдать, как преодолевают трудности в книгах их ровесники в схожих ситуациях, прочувствовать, как можно поступать и как нельзя в той или иной ситуации.
Основными вариантами литературных игр в младших классах являются инсценировки, разнообразные викторины, игры в ассоциации, составление синквейнов и различных рассказов. Активное использование на уроке игровых приёмов в начальной школе позволяет ребенку проявить себя в устной работе, создать для него ситуацию успеха.
Вид игры
Описание проведения игры
Игра �Мой домашний любимец�
Смысл этой игры – рассказать сказку, в которой главным героем было бы животное, которое живет у вас дома. Пусть ребенок внимательно осмотрит вашего любимца, понаблюдает за его повадками, за его привычками, за тем, как он двигается, за тем, с кем он любит общаться, а с кем – нет. Пусть ребенок сочинит сказку про встречу этого персонажа со своим братом или с другим представителем мира фауны. Как они встретились, что между ними произошло, какой разговор и о чем. И чем закончилась эта встреча.Выбор героя, который может подвигнуть малыша на сочинительство, – это ваше право. И собака, и кот, и попугайчик, и рыбки, и хомячок – буквально все обитатели �домашнего зоопарка� имеют реальную возможность стать еще и обитателем сказки.
Игра �Напиши письмо писателю�
Даже если ребенок пока еще не владеет грамотой и не умеет писать, он может сочинить это письмо вместе с вами устно. Пусть расскажет. Как мама подарила ему книжку, какой она была – большой или маленькой? Как он рассматривал в ней картинки, какие они были, понравились ли ему, кого изображали? О чём рассказала эта книжка, какие там были герои, кто из них был хорошим, а кто не очень, и почему. Попросите, чтобы ребёнок дал как можно больше ответов на вашу устную �экскурсию� по новой книге. Можно даже записать какие-то выражения, высказанные ребёнком, на листе бумаги и пообещать ему действительно опустить письмо в почтовый ящик.
Игра �Второстепенный персонаж�.
Суть игры – пересказ известной сказки словами второстепенного персонажа. Вот как, например, будет звучать пересказ сказки �Репка� словами мыши. Как мы все помним, мышка там появляется самойпоследней. Но зато без нее не могло бы состояться глав вытаскивание репки�из�земли.– Моя норка находится как раз под грядкой, на которой выросла эта огромная репка. И вот в одно прекрасное осеннееутро я была разбужена топотом ног и криками; �Эй, ухнем! Еще разик, ещё раз�.Что это было? Япобежала, вылезла из норки и посмотрела: дед, бабка, Жучка и Мурка, вцепившись друг в друга, старательно дёргали эту огромную редьку из земли. Она так крепко вросла в землю, что они уже все вспотели, а она – ни с места. Они уж дергали-дергали, в моей норке весь потолок от их усердий осыпался. Так и пришлось им меня звать. Послали за мной Мурку. Я, понятно дело, сначала испугалась. Представляете, всовывается в мою норку кошачья голова и орет: �Мяу! Мышка, где ты?� А потом, когда она меня позвала репку из земли тянуть, я долго отказывалась, говорила, что мне некогда...Попробуйте сами досочинить, что могло произойти дальше, ведь конец этой истории всем хорошо известен.Вот и многие другие сказки можно пересказать совершенно по-иному – от лица второстепенного персонажа. Увидите, как по-новому они станут выглядеть.
Игра �Сообрази!�
1. Представьте, что вы – космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попросите описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс: �Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав…И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер�.2. Представьте что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами".
Игра �Живые картины�
Мимически представить эпизод из знакомой книги, чтобы другие игроки смогли угадать, о каком произведении идёт речь. Для этой цели удобно воспользоваться сюжетами из басен И.А. Крылова – �Ворона и лисица�, �Стрекоза и муравей�, �Квартет�, �Слон и Моська� и другие.
Литературные игры в руках мудрого педагога – ключ к дверям души каждого ученика, и их смело можно считать не просто развлечением, а возможностью сделать процесс обучения более интересным и радостным.
Библиографический список:
Артюхова И.С.�Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.– М.: Первое сентября, 2004
Бугаева З.Н.�Открой в себе гения. Развитие устной речи и дикции.– М.: �БАО – ПРЕСС�, 2005.
Одарённые дети. Под редакцией Бурменской Г.В. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: �Аркти�, 2001. – 160.
Пеннак Д. �Как роман�, из-во �Самокат�, 2005.-160 с.
Перевозная Е.В. Внеклассная работа по литературе//Литература в школе, №10,2009, - с.27 – 30.
Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения [Текст] : Кн. для учителя /Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с. -(Библиотека учителя начальных классов)