Литературные игры в младших классах как средство воспитания положительного отношения к школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Литературные игры в младших классах как средство воспитания положительного отношения к школе
Автор: Милова Татьяна Викторовна


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассматриваются литературные игры как возможность формировать и воспитывать интерес к школе.
Формирование и воспитание положительного отношения к школе – это важная научно-педагогическая проблема. В современном мире отмечается тенденция снижения мотивации к обучению в школе. Из-за большого потока негативной информации об образе школы и учителе отношение к образовательным учреждениям ухудшается из года в год. Это в свою очередь, сказывается и на отношении самих учащихся к обучению. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь своим ученикам комфортно чувствовать себя в школьных стенах, в коллективе.
Нежелание учащихся учиться отмечается даже в начальных классах, хотя в этом возрасте именно учебно-познавательная деятельность является ведущей. Отчасти это объясняется учебными перегрузками школьников, отчасти содержанием и методами работы учителей.
Школа – фабрика необходимых знаний и неизбежно требует усилий. Преподаваемые предметы – орудия воспитания ответственности. Учителя – механизмы запуска этих орудий, и нельзя требовать от них, чтобы они проповедовали бескорыстную радость познания, поскольку образование подчинено в первую очередь рынку труда, - пишет Д. Пеннак о школе.
Из этих слов можно сделать вывод, что школа – серьёзный труд для школьника, тяжелый, ответственный. И чем комфортней ученик будет чувствовать себя в классе, тем успешнее будет проходить его обучение. Важно сформировать положительное отношение к школе, чтобы не отбить у ребенка желания получать знания.
Огромную возможность для этого предоставляют уроки литературного чтения, в том числе и внеклассного. Именно внеклассное чтение даёт возможность неформализованного общения, выбора содержания, разнообразия активных и творческих форм деятельности.
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.
В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном материале. Занятия с использованием литературы, развивают память, воображение, фантазию, остроумие и находчивость учеников. С помощью литературных игр формируются такие качества, как самостоятельность, организованность, умение работать в коллективе, развиваются творческие способности.
На формирование положительного отношения к образовательному учреждению и обучению будут благотворно влиять литературные игры, в основе которых лежат произведения о школе, подходящие ученикам по возрасту. С их помощью дети могут погрузиться в ситуации, близкие к своим проблемам, понаблюдать, как преодолевают трудности в книгах их ровесники в схожих ситуациях, прочувствовать, как можно поступать и как нельзя в той или иной ситуации.
Основными вариантами литературных игр в младших классах являются инсценировки, разнообразные викторины, игры в ассоциации, составление синквейнов и различных рассказов. Активное использование на уроке игровых приёмов в начальной школе позволяет ребенку проявить себя в устной работе, создать для него ситуацию успеха.
Вид игры
Описание проведения игры
Игра Мой домашний любимец
Смысл этой игры – рассказать сказку, в которой главным героем было бы животное, которое живет у вас дома. Пусть ребенок внимательно осмотрит вашего любимца, понаблюдает за его повадками, за его привычками, за тем, как он двигается, за тем, с кем он любит общаться, а с кем – нет. Пусть ребенок сочинит сказку про встречу этого персонажа со своим братом или с другим представителем мира фауны. Как они встретились, что между ними произошло, какой разговор и о чем. И чем закончилась эта встреча.Выбор героя, который может подвигнуть малыша на сочинительство, – это ваше право. И собака, и кот, и попугайчик, и рыбки, и хомячок – буквально все обитатели домашнего зоопарка имеют реальную возможность стать еще и обитателем сказки.
Игра Напиши письмо писателю
Даже если ребенок пока еще не владеет грамотой и не умеет писать, он может сочинить это письмо вместе с вами устно. Пусть расскажет. Как мама подарила ему книжку, какой она была – большой или маленькой? Как он рассматривал в ней картинки, какие они были, понравились ли ему, кого изображали? О чём рассказала эта книжка, какие там были герои, кто из них был хорошим, а кто не очень, и почему. Попросите, чтобы ребёнок дал как можно больше ответов на вашу устную экскурсию по новой книге. Можно даже записать какие-то выражения, высказанные ребёнком, на листе бумаги и пообещать ему действительно опустить письмо в почтовый ящик.
Игра Второстепенный персонаж.
Суть игры – пересказ известной сказки словами второстепенного персонажа. Вот как, например, будет звучать пересказ сказки Репка словами мыши. Как мы все помним, мышка там появляется самойпоследней. Но зато без нее не могло бы состояться глав вытаскивание репкиизземли.– Моя норка находится как раз под грядкой, на которой выросла эта огромная репка. И вот в одно прекрасное осеннееутро я была разбужена топотом ног и криками; Эй, ухнем! Еще разик, ещё раз.Что это было? Япобежала, вылезла из норки и посмотрела: дед, бабка, Жучка и Мурка, вцепившись друг в друга, старательно дёргали эту огромную редьку из земли. Она так крепко вросла в землю, что они уже все вспотели, а она – ни с места. Они уж дергали-дергали, в моей норке весь потолок от их усердий осыпался. Так и пришлось им меня звать. Послали за мной Мурку. Я, понятно дело, сначала испугалась. Представляете, всовывается в мою норку кошачья голова и орет: Мяу! Мышка, где ты? А потом, когда она меня позвала репку из земли тянуть, я долго отказывалась, говорила, что мне некогда...Попробуйте сами досочинить, что могло произойти дальше, ведь конец этой истории всем хорошо известен.Вот и многие другие сказки можно пересказать совершенно по-иному – от лица второстепенного персонажа. Увидите, как по-новому они станут выглядеть.
Игра Сообрази!
1. Представьте, что вы – космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попросите описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс: Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав…И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер.2. Представьте что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами".
Игра Живые картины
Мимически представить эпизод из знакомой книги, чтобы другие игроки смогли угадать, о каком произведении идёт речь. Для этой цели удобно воспользоваться сюжетами из басен И.А. Крылова – Ворона и лисица, Стрекоза и муравей, Квартет, Слон и Моська и другие.
Литературные игры в руках мудрого педагога – ключ к дверям души каждого ученика, и их смело можно считать не просто развлечением, а возможностью сделать процесс обучения более интересным и радостным.
Библиографический список:
Артюхова И.С.Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.– М.: Первое сентября, 2004
Бугаева З.Н.Открой в себе гения. Развитие устной речи и дикции.– М.: БАО – ПРЕСС, 2005.
Одарённые дети. Под редакцией Бурменской Г.В. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: Аркти, 2001. – 160.
Пеннак Д. Как роман, из-во Самокат, 2005.-160 с.
Перевозная Е.В. Внеклассная работа по литературе//Литература в школе, №10,2009, - с.27 – 30.
Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения [Текст] : Кн. для учителя /Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с. -(Библиотека учителя начальных классов)