Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Автор: Елена Борисовна Гвоздовская

«Развитие математических способностей у детей старшегодошкольного возраста через игровую деятельность»В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества. Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Цель работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:1.Развивать у детей интерес к математике.2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.Решению данных задач способствовали следующие методы:1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, аразвиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множествпредметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами,использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:- «Выложи цифру из палочек»;- «Собери цифру правильно»;- «Слепи из пластилина»;- «На что похожа цифра?»;- «Назови предметы, напоминающие цифру».А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:- Стихи,- Задачи,- Загадки,- Сказки,- Скороговорки,- Считалки,- Физкультминутки.Стихи о цифре 3:1. «Погляди на цифру 3,словноласточка – смотри».2. «Тройка – не двойка,Она положительна,Но это не «хорошо»,А «удовлетворительно».Физминутка:1.Малыши, малыши – дружныеребяткиМалыши, малыши – вышли назарядку.Раз. Два, три! Раз, два, три!Ноги поднимайте!Раз, два, три! Раз, два, три!Весело шагайте.Загадывание загадок:1.Треугольная доскаА на ней три волоска,Волос тонкий, голос звонкий(балалайка).Возле леса на опушке,2.Трое их живет в избушке,Там три стула и три кружки,Угадайте без подсказки.Кто герои этой сказки? (три медведя).Решение задач:Вот зашла Маринка,А за ней - Аринка,А потом пришел Игнат,Сколько стало всех ребят?На плетень взлетел петух,Повстречал там еще двух.Сколько стало петухов?У кого ответ готов?Скороговорки:1.По утрам мой брат Кирилл,Трех крольчат травой кормил.2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.Сказки, где есть число 3:«Три поросенка», «тримедведя»,«Три орешка для Золушки».Пословицы и поговорки:Обещанного 3 года ждут.От горшка, три вершкаЧасто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо. Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:«Назови лишнюю фигуру»«Подбери заплатку»«Найди крышку каждой коробочке»«Геометрическое лото»«Назови фигуры».Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры:«геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются:предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двухпалочек, используя угол стола.Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т.д.Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека? В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:- «Чет-нечет»,- «Сколько нас без одного?»,- «Какое число я задумала?»,- «Назови число на единицу больше - меньше»,«Кто знает, пусть дальше считает»,«Какие числа пропущены?»,«Назови соседей».Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет. При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме. Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;- путешествие;- экспериментирование;- подгрупповая работа;- игра-путешествие;- математический КВН;- эксперимент;- познавательные игры;- математический ринг;- индивидуальная работа.Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!Список используемой литературы:1. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» -Москва,1990г.2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.3. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.4. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки кшколе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» -Санкт-Петербург, 2002г.6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания поматематике» - Москва, 1989г.7. О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.8. под редакцией А.А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.9.  Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993 10.  Аргинская И.И.Математика, математические игры.- Самара: Федоров,2005 г.- 32 с. 11. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичныхпредставлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. -№8. – С.30-39 12. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностейдошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с 13. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логическогомышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978. 14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детейдошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989 15. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детейдошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974