«Создание единого пространства сотрудничества для развития когнитивных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание единого пространства сотрудничества для развития когнитивных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Автор: Курова Елена Сергеевна
Образовательный митап« единого пространства сотрудничества для развития когнитивных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» Подготовила: учитель-дефектолог Курова Е.С.г. Ноябрьск2024 г.Девиз: от движения к мышлению. Когнитивные (психические) возможности являются высшими функциями мозга, к ним относятся мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать. Еще Джон Локк (англ. педагог и философ) утверждал, что ребенок рождается «чистой доской», что напишешь на ней, таким он и станет. Применительно к когнитивным процессам и интеллекту сторонники теории утверждают, что когнитивные способности приобретаемое качество, а не врожденное. Соответственно, можно развивать интеллектуальные и творческие способности выше имеющегося уровня, а значит, для любого ребенка можно подобрать подходящую методику.Развитие когнитивных способностей детей крайне важно для улучшения их обучаемости в детском возрасте и школьной успеваемости. Готовность ребенка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умений обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. К моменту поступления в школу развитие ребенка должно достигнуть определенного уровняю. Прежде всего речь идет о развитии памяти, внимания, интеллекта.Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития.Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром. Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, сознают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш - исследователь.Осознание этих истин, вера в творческие возможности ребенка, забота о нем, создание благоприятных условий для его развития и неустанное повышение своего педагогического мастерства - все это поможет воспитателю обеспечить высокий уровень интеллектуального развития детей.Главное условие интеллектуального развитие ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно реагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Осознанное включение родителей в совместный с педагогом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагог осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Чтобы сделать обучение и воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным, необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. Задача педагогов — сделать этот процесс интересным и продуктивным.Общение педагога с родителями необходимо строить, руководствуясь девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ». Даже минимальная помощь, оказанная родителями, даёт им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.Создание эффективной системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников обеспечит стабильно высокий результат в работе. Дети, несомненно, будут отличаться высокой познавательной активностью, любознательностью, самостоятельностью при выполнении различных заданий. А к моменту начала обучения в школе отметится не только высокий интеллектуальный потенциал воспитанников, но и сформированность мотивационной и нравственно-волевой сферы.Для развития когнитивных способностей детям необходима помощь взрослых (педагогов, родителей). Данная помощь должна быть целенаправленной, и включать в себя разнообразные формы, методы, приемы, специальные игры и упражнения. Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным? Делайте ему массаж Ауглина для активности мозга!Есть много способов вырастить умного ребенка. И один из них — специальный массаж лица, повышающий активность головного мозга. Методика отлично подходит не только для детей, но и для взрослых!Массаж профессора Ауглина. Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р.Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению автора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Существует еще одно название данного вида массажа — интеллектуальный массаж. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговаривая, мама. По мере взросления малыша нужно постепенно обучать его самостоятельно выполнять простые упражнения. Комплекс по развитию познавательных функций через движение рекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или расторможенность, трудности адаптации, несформированность ведущей руки, так и ученикам младших классов, у которых наблюдаются проблемы с обучением. Детям, имеющим в анамнезе СДВГ, ЗПР, ОНР, комплекс рекомендуется как часть коррекционной работы. Техника интеллектуального массажа Ауглин 1 . Взяться за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек (от глазницы до ушей опускаясь к нижней челюсти и подниматься обратно через углы рта к крыльям носа и выше вдоль носа до глазницы).3.Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазнице до внутренних углов глаз.4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположном направлении (т.е. Правая рука массирует лоб по часовой стрелке, а левая рука в этот момент выполняет массирующие движения на подбородке против часовой стрелки).5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки на каждую по очереди по 10 раз, точки парные находятся симметрично относительно переносицы:- точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаз;- точка 2 - на середине носовой кости;- точка 3 - у края носовой кости (над крыльями носа)- точка 4 - поставит указательные пальцы на кончик носа и спускаться вниз по крыльям носа попадете в точку.Чтобы сила надавливания на точку была достаточной, локти следует развести в стороны, руки - параллельно полу.Каждое упражнение проводится медленно по 10 раз. Предпочтительнее в утренние часы. Количество дней не ограничено. Противопоказания как для любого массажа:- Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у выполняемого или ребенка- гематомы на массируемом участке тела- активная форма туберкулеза- болезни крови и капилляров- тромбоз сосудов- острая крапивница, отек Квинке в анамнезе- онкологические заболевания- инфекционные раны- фурункулез- ОРЗ- гиперчувствительность- эпилепсия• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.После основного комплекса, можно сделать еще одно упражнение: открыть рот и нижней челюстью выполнить несколько резких движений справа налево и наоборот.От этих простых упражнений дети в восторге и совсем не устают, поскольку занятие длиться не долго. Если вы будете ежедневно делать такой интеллектуальный массаж своему ребенку (да и про себя забывать не стоит). То результаты вас могут удивить!Если вы будете ежедневно делать такой интеллектуальный массаж своему ребенку (да и про себя забывать не стоит). То результаты вас могут удивить!Творческих открытий в работе!!! Приложение 1 Приложение 2Комплекс « Зарядка для ума и тела»После отработки на практике и проработки эффективности каждого упражнения вошли элементы следующих методик:Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга»,Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»,Массаж профессора Ауглина,Кинезиологические упражнения А.Л. СиротюкУпражнения, стимулирующие мозговую деятельностьКаждое упражнение делать на медленный счет до 10.МАССАЖ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ: левая рука работает с правой частью головы, а правая с левой. Начать с поглаживания, затем – растирание, т.е. более интенсивные поглаживания, затем – разминание, т.е. сдвигание кожи, закончить опять поглаживанием. Делать движения как радиальные (от макушки или к макушке), так и поперечные. МАССАЖ УШЕЙ: - оттянуть вниз мочки ушных раковин; - потянуть вверх верхушки ушей; - взявшись за середину ушей, оттянуть их вперед, назад и в стороны.МАССАЖ ЩЕК: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» сходящиеся и расходящиеся круги по контуру щек. МАССАЖ ЛБА И ПОДБОРОДКА: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения выполнять в противоположных направлениях. МАССАЖ ВЕК: указательными и средними пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза открыты). Движения от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.МАССАЖ НОСА: подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки: - на переносице на уровне внутренних углов глаз, - на середине носовой кости, - у края носовой кости (над ноздрей), - под ноздрей (чтобы сила надавливания была достаточной, локти следует развести в стороны, руки параллельны полу).Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, поэтому специалист обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем обучить детей, если занятия проходят с детьми-дошкольниками, то родителей этих детей. Длительность – 60-90 дней.СОВЕТ: если упражнения используются на развивающих занятиях, то учебный процесс прерывать можно, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка или творческая, то лучше применять комплекс перед началом работы. Приложение 3РекомендацииСайт «Умные игры и упражнения когнитивной стимуляции для детей»Стимулировать, тренировать и реабилитировать функции детей в игровой форме. Задания, упражнения и игры-онлайн для улучшения головного мозга в детском возрасте.Кто может использовать программу когнитивной стимуляции для детей?Несмотря на простой дизайн, программа CogniFit ("КогниФит") не рассчитана на то, чтобы дети самостоятельно управляли своими тренировками. Это могут делать взрослые с помощью различных платформ.Платформа для членов семьи. Для когнитивной стимуляции детей: это идеальный инструмент, позволяющий родителям регулировать вид тестов и тренировок, которые ребёнок может выполнять у себя дома.Профессиональная платформа для врачей и психологов. : CogniFit ("КогниФит") позволяет с лёгкостью управлять и следить за когнитивным развитием пациентов. Когнитивные тренировки являются прекрасным вспомогательным инструментом при коррекции, их можно использовать как на консультации, так и на дому у ребёнка.Профессиональная платформа для учителей и воспитателей. : преподаватели и воспитатели могут с удобством управлять с помощью CogniFit ("КогниФит") когнитивными тренировками детей, испытывающих трудности в учёбе.Профессиональная платформа для исследователей. : кроме того, CogniFit ("КогниФит") с помощью платформы для научных исследователей позволяет управлять исследованиями с участием детей.ЛитератураБерезина Т.Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 6-19.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика-Синтез, 2007.Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ под. ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 160с.Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Партнерство семьи и детского сада: новые горизонты // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 10. - С. 34-44.Мурзина, Н. П. Взаимодействие педагогов и родителей: противостояние или согласие, или время объединять усилия / Н. П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №4. - С. 9 - 14.Фасхутдинова Ю.Ф. — К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР. // Психолог. – 2013. – № 5. – С. 24