«Азбука финансовой грамотности» Подготовительная группа
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Азбука финансовой грамотности» Подготовительная группа
Автор: Анна Валентиновна Атавова
МАДОУ №1 «Белоснежка»Проект «Азбука финансовой грамотности»Подготовительная группа 2024Характеристика проекта:Тип проекта: информационно - ориентированный, игровой.Вид проекта: групповой.Продолжительность проекта: краткосрочный (март - апрель 2023).Режим работы: во время и вне занятий.Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, подготовительная группа.Участники проекта: воспитатели Москвина Т.А., Бондарева Н.Н., дети, родители.Возраст детей: 6 - 7 лет.Взаимодействие с социумом: историко – краеведческий музей.Актуальность проекта:Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансоваяграмотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой отребенка с ранних лет его жизни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,воспитывается в течение продолжительного периода времени на основепринципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения изакрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннеговозраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления иприобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основуфинансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитанияочень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать двестороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения кним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток иблагосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценностьпредставляют только честно заработанные деньги.Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложныхсоциальных и экономических отношений. Это потребует от них уменияправильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творческидействовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно,интересно.Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольноговозраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарныхэкономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическуюжизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями вмагазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.Обоснование значимости проекта Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные ивзвешенные решения в будущем.Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства. Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.Задачи проекта:ОбразовательныеФормировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость).Познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями: деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы.Расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления.-Увеличить словарный запас детей.-Расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего.Формировать у детей умение соотносить свои потребности с возможностями, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).Закреплять навыки счета.Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.Совершенствовать коммуникативные качества детей.РазвивающиеРазвивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.Развивать внимание, память, мышление, речь. ВоспитательныеВоспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.Воспитывать дружеские взаимоотношения.Воспитывать умение ценить, и бережно относиться к окружающим предметам и своим вещам, уважение к труду, как к источнику зарабатывания денег.Воспитывать нравственные качества - ответственность, честность, аккуратность, бережливость.Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.Предполагаемые результаты проекта.Для детей:приобретение знаний социально-экономического характера;приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;применение практических советов в решении конкретных ситуаций;развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;повышение интереса к изучению окружающего мира.Для родителей:участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.Для педагогов:повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.Методы формирования финансовой компетентности Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.Методы, повышающие познавательную активность:• элементарный анализ;• сравнение;• метод вопросов;• метод повторения;• решение логических проблем.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:• игровые;• сюрпризы и моменты новизны.Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:• перспективное планирование.Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:• индивидуальная беседа,• сравнительный анализ,• оценка,• разъяснение,• воображаемая ситуация,• совместный поиск выхода из ситуации,• проигрывание положительных ситуаций,• обсуждение способа действия,• прием опосредованного воздействия.Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различнымиметодами, средствами и приемами, а также их сочетанием.Использование разнообразных средств: материалы к сюжетно – ролевым играм, театральный уголок в группе, разнообразные наглядные материалы.Форма реализации проекта:- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и презентаций;- беседы, решение проблемных игровых ситуаций, чтение художественной литературы;- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры);-продуктивная деятельность…Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеоматериалы, интернет.Оборудование для детей: игры по финансовой грамотности, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности), литература, тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, атрибуты для театрализации.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитиеРасширять представления детей об окружающем мире.Речевое развитиеПродолжать работу над развитием связной и диалогической речи. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи).Познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками. Чтение рассказов, беседы.Художественно - эстетическое развитиеФормирование устойчивого интереса к изо-деятельности. Формировать навыки аккуратной работы.Социально - коммуникативное развитиеРазвивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.Физическое развитиеРазвивать мелкую и крупную моторику.Мероприятия:Этапы реализации проекта:1 этап. Подготовительный:Планирование работы.Сбор информации из разных источников (книги, интернет).3.Опрос детей «Что я знаю о деньгах? Что такое финансы?...» (модель трех вопросов).- Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме.- Разработка (календарного плана) реализации проекта и согласование его со всеми участниками реализации проекта.- Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.- Прогнозирование ожидаемых результатов.2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).Цель:Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…Проведение игр, бесед, просмотр презентаций, чтение произведений на развитие финансовой грамотности у детей.С родителями (законными представителями) воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т.д.).Деятельность по осуществлению проекта.3 этап. ЗаключительныйЦель: обобщить полученные детьми знания по финансовой грамотности.- Подведение итогов в реализации проекта.- Презентация проекта. 4 этап. Продукт проектной деятельности.1. Выставка работ по изо – деятельности.2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т.д. (совместно с родителями).3. Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.4. Создание альбома «История денег», «Деньги разных стран».Презентация проекта:Выставка детских работ. Викторина с детьми и родителями.Работа с родителями.Консультации, участие в создании РППС (см.план).Выставка совместного детско-родительского творчества «Копилка своими руками».Фотоотчет.