"Мини-музей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мини-музей"
Автор: Шубина Оксана Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»КОНСУЛЬТАЦИЯ«Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Подготовили воспитатели:Шубина О. М., Евсеева Н. И.г. Стерлитамак, 2023В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание нравственно-патриотических качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ является работа по созданию мини-музеев. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.  Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников.  Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.  Позволяет заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.  Активизирует мыслительные процессы, облегчает процесс познания.  Развивает воображение, фантазию, творческое отношение к миру.  Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.  Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями. Принципы музейной педагогики: Наглядность Доступность Динамичность Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-викторины и дидактические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.) Назначение создаваемых мини – музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора. Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также – это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Цель создания мини-музея:  Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.  Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения. Для реализации данной цели определены следующие задачи:  Формирование у дошкольников представления о музее.  Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.  Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.  Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.  Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев. Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. 1. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения. 2. Создание разнообразных экспозиций: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. 3. Организация детской деятельности в мини-музее: подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве. Виды оформления мини-музея: 1. Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости. 2. Вертикальное расположение экспонатов на полочках, стеллаже (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 3. На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду). Формы работы в мини-музее: 1. Беседы с детьми. 2. Экскурсии для детей и родителей. 3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 5. Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами. В процессе создания мини-музеев учитывать следующие принципы:  интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, “Социализация”, по воспитанию у детей патриотических чувств;  деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);  научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком; гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”;культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;  динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;  разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;  регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Процесс модернизации дошкольного образования предполагает развитие ребенка посредством приобщения его к народным истокам через игровую деятельность, с использованием народных игр и игрушек. Народная культура передает национальную самобытность народа. Этот богатый материал не только формирует любовь к традициям своего народа, но и обогащает знания детей об окружающей жизни. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Создание мини-музея «Народной игрушки» в образовательном пространстве значительно обогащает развивающую среду группы. Выполняя свою педагогическую функцию, мини-музей народной игрушки открывает для детей возможность узнать культуру, историю страны, родного края, для формирования основ патриотического воспитания. Мини-музей «Народной игрушки» позволяет приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Таким образом, создание музейной среды в дошкольной организации с помощью детей и их родителей, социальных партнеров предоставляет редкую возможность приобщения к природным, материальным и внутренним богатствам общества в процессе интересной деятельности. Музейная педагогика научит детей, и не только их, дорожить и оберегать наследие предшествующих поколений и умело ими воспользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет содействовать формированию единства картины мира и исторического процесса, социализации личности. Использование средств музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в воспитательно-образовательном процессе: • помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры; • способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности; • позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!