Использование кейс-технологии на уроках в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование кейс-технологии на уроках в начальной школе
Автор: Труфанова Татьяна Евгеньевна

Кейс – технологии и их использование на уроках в начальной школе (из опыта работы).Труфанова Татьяна Евгеньевна На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.В связи с модернизацией образовательной системы -  предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.Для себя я выбрала кейс-технологии.Суть «кейс - технологии» заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся.Хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики. На своих уроках я чаще использую работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями учащихся начальной школы. Работая  в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся  в процессе  обучения.Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.Разрабатываются  квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения.  Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.Результатом работы   кейс – технологии являются работы учащихся в виде  презентаций (в начальной школе)Виды заданий для кейсов:
  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
  • В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
  • Кроме того, дети:
  • получают коммуникативные навыки
  • развивают презентационные умения
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  • приобретают экспертные умения и навыки
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  • изменяют мотивацию к обучению.
  • Требования к содержанию кейса.В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.Виды пакетов кейсов в обучении:
  • Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
  • Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
  • Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
  • Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).
  • Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).Структура кейса:Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.Структура обучения методом кейсов Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”.  Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.    Технология включает в себя следующие этапы:      На подготовительном этапе для каждой группы я подготовила свой кейс с заданием в соответствии с темой урока. Подготовила источники информации. На данном уроке источниками стала статья Интернет-ресурса «Как курение влияет на здоровье. В чем основная причина курения»-статья научно-популярного блога, учебник «Окружающий мир» 4класс, ч.1 под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  На других уроках это может быть статьи газет, детских журналов, научно-популярной литературы, цитаты из книг, высказывания великих людей, ученых и др.  Этот материал позволил учащимся представить ситуацию, найти проблему и пути ее решения. Для решения данной проблемы необходимо получить определенные знания, которые созвучны теме урока.  Отсюда появились  учебные задачи урока: 1. Узнать какие органы входят в состав дыхательной системы?; 2. Узнать, как работает дыхательная система?; 3. Какие вредные привычки могут губительно повлиять на дыхательную систему человека и на весь организм вцелом?;4. Разработать правил бережного отношения к дыхательной системе.       Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. На данном уроке Интернет – ресурс был представлен в печатном виде в кейсе каждой группы.        На основном  этапе данного урока начинается работа в группах. Хотя форма проведения урока может быть разной: индивидуальной или групповой. Каждая  группа, а их было 4 , получила свое задание, пояснение к выполнению, форму презентации выполненного задания и критерии оценки.  Задания были следующие:1 группа, используя учебник «Окружающий мир» изучала органы дыхательной системы человека;2  группа изучала вопрос «Как работает дыхательная система?;3 группа изучает вопрос о влиянии вредных привычек, в нашем случае курения, на организм человека,а 4 группа, изучив научно-популярную статью, составляет правила бережного отношения к дыхательной системе.           На заключительном  этапе  учащиеся представили результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала были предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями последствий курения. Тема вызвала необычайный интерес.  В классе нет курящих ребят, а вот папы и даже некоторые мамы, являются курильщиками. Появилось масса вопросов о продолжительности жизни курильщика, о развитии заболеваний, связанных с курением, выдвинули предложения рассказать обязательно о черных легких курильщика родителям, потому что они якобы не знают, ведь в школе  они уже не учатся. Одним словом, проблема, поставленная а уроке, стала актуальной, ее прочувствовали и попытались найти  пути решения.     В конце урока были подведены итоги. Учитывалась грамотная речь, правильность и логичность изложения,  количество правильных ответов на поставленные вопросы; интересные предложения, самостоятельность решения; умение работать в команде. На уроке все учащиеся получили оценки.          В качестве рефлексии даётся возможность учащимся присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.      Кейс-технология не является обязательным на каждый день, ее можно использовать на уроках изучения новой темы и уроках закрепления.Кейс-технология развивает следующие навыки:1.    Аналитические: учит мыслить ясно и логично.2.    Практические: проблема, представленная в кейсе, всегда носит практический характер;3.     Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения разных  решений, которые нельзя найти логическим путем;4.    Коммуникативные: учит вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.5.    Социальные: в ходе обсуждения проблемы вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии,  аргументировать противоположное мнение, контролировать себя .6.    Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.Список литературы 1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 20033.  Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.5. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.6. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.