«Сравнительное наблюдение сосны и ели»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сравнительное наблюдение сосны и ели»
Автор: Соколова Татьяна Вениаминовна
Конспект занятия на тему: «Сравнительное наблюдение сосны и ели»Задачи:Познавательное развитие – формировать способность обобщённого понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками хвойных деревьев. Создать условия для развития приёмов сравнительного наблюдения, анализа и синтеза на основе сравнения веток, шишек, взрослых деревьев сосны и ели.Речевое развитие – обогащение активного словаря детей (ель колючая, голубая, сосна Веймутова, хвоя, хвойные, фитонциды). Развитие связной речи (сравнительное описание)Социально-коммуникативное развитие – воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям и к природе в целом. Познакомить с разнообразием ценных хвойных пород на участке детского сада, скверах, парках, особо охраняемых территориях города Ульяновска (парк «Семья», «Дружбы народов»).Художественно-эстетическое развитие – развивать эстетическое восприятие, воображение и фантазию детей. Умение аккуратно выполнять аппликацию. Вызвать эмоциональный отклик и чувство удовлетворения от проделанной работы.Физическое развитие – развивать представления об оздоровительной роли хвойных растений, способствовать сохранению и восстановлению положительно-эмоционального состояния детей.Оборудование: иллюстрации и репродукции картин И.Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», ветки и шишки хвойных деревьев сосны и ели, картон цветной, заготовки из бумаги, украшения для изготовления открытки, клей, фломастеры.Предварительная работа: чтение художественной литературы Г.Х.Андерсен «Ёлочка», чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечнозелёные?», И.Токмакова «Деревья», наблюдение на прогулке ели обыкновенной, ели колючей, сосны Веймутова. Ход занятия: Ребята, отгадайте загадку!Я модница такая,Что всем на удивление!Люблю я бусы, блёстки,Любые украшения.Но на мою поверьте,Великую бедуНаряд мне одеваютВсего лишь раз в году!Ответы детей: ёлка.- Какой праздник мы скоро будем отмечать? Ответ: Новый год.- Каждый год по традиции мы украшаем своё жилище ёлкой.Ребята, а вы какую ёлочку поставите живую или искусственную? Ответ: искусственную, наверное живую.- Живую ёлочку очень жалко ставить. Ведь она украсит праздник всего лишь на несколько дней, а потом её выкинут. И она не сможет расти и приносить пользу. Хвойные деревья очень красивы и полезны – они выделяют кислород необходимый для дыхания и вещества. Которые убивают микробы. Эти вещества называются – фитонциды. Повторите это новое слово.А ещё сосну и ель называют «лёгкими» планеты, так как они очищают воздух, поскольку издревле известно свойство эфирных масел этих деревьев убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции.- Давайте с вами посмотрим на веточку настоящего хвойного дерева.- Как вы думаете, ветку какого хвойного дерева я вам сейчас показываю? (ветка сосны). Я их собрала на ёлочном базаре.Ответ: ветка ёлки.- А вот эта ветка с какого дерева? (ель).Ответ: тоже ёлки.- А разве они похожи?Ответ: нет.- Давайте разберёмся и внимательно рассмотрим. Ветка с длинными иголочками – это ветка сосны. А что такое иголки?Ответ: это листья.- Правильно иголки – это те же листья. А по-другому иголочки называются хвоинки. Поэтому и деревья хвойные. У сосны иголки, хвоинки – длинные и растут пучками. По две хвоинки в каждом пучке. (рассматриваем вместе с детьми).- А у ели хвоинки – короткие. И в пучке по одной иголочке.- А давайте сорвём иголочку ели и сосны. И попробуем уколоть кожу на руке, на запястье. Какая иголочка более острая и колется больнее?Ответ: иголка сосны, ели.- А теперь ребята, давайте посмотрим сколько раз длина хвоинки ели уместится в длине хвоинки сосны?Ответ: 3 раза, 3,5 раза.- Ребята отличите ель и сосну?Ответ: да.- А теперь разотрите иголочку в руке и ощутите хвойный, приятный аромат.- А что вы видите на сосне?Ответ: шишки.- А шишки одинаковые?Ответ: разные.- Шишки бывают закрытые и открытые. В тепле шишки открываются. У еловой и сосновой шишки чешуйки расположены по-разному. Обе шишки имеют разную форму. - Закрытые шишки сосны – продолговатые, заострённые. У ели – яйцевидные, то есть по форме напоминают яйцо.Каждому ребёнку даётся две шишки ели и сосны.- Ребята, покажите еловую шишку?- А теперь сосновую?- А что находится в шишке?Ответ: семена.- А для чего нужны семена?Ответ: это корм для птиц, белок, из семян вырастают молодые ёлочки и сосенки.- Как одним словом можно назвать сосну, ель и другие деревья у которых листья в виде хвои – хвоинок?Ответ: хвойные, хвойные деревья.- А чем похожи ель и сосна?Ответ: оба дерева хвойные, имеют хвою. Смолистые и зелёные.И ель, и сосна обладают душистым ароматом и изящной формой кроны. Встречаются в лесу и парках каждого города. Им посвящено много стихов и песен. Художники любят изображать их на картинах. Хвоя и смола используются в медицине и косметологии.Сосна по праву считается символом русского леса. В высоту дерево достигает 35 – 40 метров, поэтому заслуженно называется деревом первой величины. Продолжительность жизни хвои у сосны – 3 года, с наступлением осени хвоинки желтеют и опадают. Но не все сразу, а постепенно и почти не заметно для человека. Поэтому сосна всегда зелёная.Физкультминутка:Горит огнями ёлочка – поднимаем руки вверхКолючие иголочки, как будто в белом инее – опускаем через стороны внизОгни на ёлке яркие, повсюду зажигаются – наклоны вправо, влевоВо всех домах, по всей стране, ребята улыбаются – ходьба на месте, улыбка.А теперь преступим к выполнению Новогодней открытки для подарка своим близким людям (маме, папе, бабушке…)( Далее выполняется аппликация)