Развитие мелкой моторики детей раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Автор: Лавренова Ульяна Михайловна

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»СодержаниеВведение_______________________________________________ 3 стр.Актуальность___________________________________________ 5 стр.Цель___________________________________________________ 5 стр.Задачи_________________________________________________ 5 стр.Практическая часть______________________________________ 6 стр.Заключение_____________________________________________ 15 стр.Список используемой литературы__________________________ 16 стр.Приложение 1: Консультации для родителей_________________ 18 стр.Приложение 2: Картотека игр______________________________22 стр. «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста» Введение Раннее детство считается стартовым периодом развития интеллекта и здоровья. А значит, этапы развития раннего детства заслуживают особого внимания. Ранний возраст - это в буквальном смысле НАЧАЛО. Одной из важнейших проблем является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие мелкой моторики. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают очень поздно. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах различные предметы: правильно держать ложку, карандаш, строить из конструктора различные постройки, завязывать веревочки, шнурки, застегивать пуговки, лепить из пластилина, учиться разговаривать и др.. Наши пальчики могут все, а это значит что они волшебные. Умелыми детские пальчики становятся не сразу. Игровые упражнения дома, на прогулке (с самого раннего возраста) помогут ребенку уверенно развивать пальчики рук, а значит, и развиваться будет сам малыш. Главное для ребенка, чтобы игра была в радость. Сейчас в современном мире уже известно, что на раннем этапе развития ребенка жизни мелкая моторика показывает как развивается ребенок. Дети с плохо развитой мелкой моторикой рук моторикой не умеют правильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, плохо разговаривают. Им трудно заниматься различными играми со своими сверстниками, найти общение. И поэтому возможности освоения различных действий такими детьми остаются слабо развитыми. Это может повлиять на эмоциональный настрой ребенка. В современном мире «мире прогресса», взрослые очень заняты на работе, и не всегда уделяют детям внимание из-за своей постоянной занятости на работе, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит, играет в игры (телефоны, планшеты). Многое за него делают родители, не давая малышу самостоятельности, тем самым ребенок совершенно мало работает ручками. В наше время много современных игрушек и вещей, которые устроены удобно, что не способствует развитию мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). А это в свою очередь не помогает сформировать уровень не только крупной моторики, но и тонких движений пальцев рук. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики очень важна для формирования навыков самообслуживания. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически мыслить, достаточно развита память, внимание, связная речь, речь становится более понятной. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает, то может отставать развитие речи, при хорошо развитой общей моторике соответствующей норме. Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. Самое подходящее для развития мелкой моторики это пальчиковые игры, игры с различными предметами (шнуровка, игры с конструктором, лепка, рисование и т.д.) они отлично способствую развитию мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Благодаря этим играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, развивается способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Развитие мелкой моторики помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем при письме. Учитывая все особенности темы «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста» можно определить важность развития мелкой моторики посредством различных развивающих игр: пальчиковые игры, игры с конструктором, застегивание пуговиц, шнуровка и т.д.. Поэтому для наилучшего развития мелкой моторики необходимо, как можно чаще тренировать и развивать руки посредством различных развивающих игр. Эти игры необходимы для развития ребенка, т.к. они способствую своевременному развитию речи. Тренировку, развитие мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на воздействие на развитие речи, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Нужно добиваться того, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко и приносили радость, только тогда можно будет получить хороший результат. Также для хорошего развития мелкой моторики рук можно использовать игры со стихами. Игры со стихами также активно помогают развивать память, речь, внимание и образное мышление. В ходе игры ребенок учится незаметно для себя выразительно рассказывать стихотворение, а также активно пользоваться руками, пальчиками «показывая» его. Поняв принцип игры с помощью педагога, дети сами могут подбирать движения под стихотворения, самостоятельно его изображая.Актуальность Актуальность работы по теме «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста» заключается в том, что в результате использования пальчиковых игр и других развивающих игр развивается мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие в целом, это и развитие речи, внимание и образное мышление, развитие памяти.Цель Использование различных развивающих игр для развития мелкой моторики пальцев рук, развития речи, внимания и образного мышления, развития памяти.ЗадачиСовершенствовать предметно-развивающею среду группы для развития мелкой моторики;Развивать пластичность движения рук;Способствовать развитию творческих способностей;Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;Развивать воображение, произвольное внимание;Развивать зрительное и слуховое восприятие;Практическая часть Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты: память, внимание, связная речь. Ребенок в раннем возрасте с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить простейшие задания. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует общее развитие. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы.Основные этапы развития мелкой моторики Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;3-6 месяца: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев); 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»; 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик; 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец; 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке; 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет; 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу; 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест; Способы развития мелкой моторики Играя, ребенок развивается, поэтому основные приемы развития мелкой моторики и методы базируются на игре. Для развития мелкой моторики рук и координации движений используются разные методы и приемы работы: пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр; лепка из пластилина; шнуровка, игры с различными мелкими предметами; застегивание пуговиц, молний, крючков, нанизывание бус, пуговиц. Перечисленные варианты развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренируют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Начинать развитие мелкой моторики можно с массажа - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Массаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс различных упражнений. Упражнения с крупой, зерновыми, бобовыми и семечками - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям; развивает речь; формирует представление об окружающем мире; «проигрывает» разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них; стабилизирует психоэмоциональное состояние. Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему. Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. Мячики - развивают активность и координацию движений. Мячики бывают из различного материала, разные по размерам, цвету, упругости, жесткости, могут быть гладкие и шершавые. Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей творческое воображение и способности, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Пирамидка – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Кубики - это не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. Пазлы - развивают внимание, сообразительность. Развивают комбинаторные способности ребенка и помогают освоить восприятие зрительных образов. Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребенка. Кубы- сортеры замечательная игрушка для раннего развития. Ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка. Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Ребенок учится самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки. Работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста: катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно. Затем ребенка можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы. С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, пальчиковые игры, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Очень важным фактором для развития мелкой моторики является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. Из поколения в поколения передаются старинные народные потешки: «Ладушки, ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. В потешках много ласкательных слов, обращений. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Дети в раннем возрасте не могут воспринимать быструю речь, а потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. Пальчиковые игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Пальчиковые игры очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Способы проведения пальчиковых игр для развития мелкой моторики Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды. Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут. Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Принцип пальчиковой гимнастики от простых упражнений к сложным упражнениям. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и чётким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. Все упражнения сразу не даются, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (опустил руки и потрясли ими или покачали руками - пусть отдохнут). Постепенно усложняя можно перейти к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности: «Этот пальчик - дедушка…» и наконец, можно детям предлагать более сложные упражнения – «Пальчики здороваются»… Необходимо добавлять к упражнениям по развитию мелкой моторики рук, действия пластилином, конструирования из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, шнуровка и т.д. Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного контакта с воспитателем и родителями, необходимого малышу для его эмоционального развития. Игры могут расти вместе с ребенком, начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, т.е. ему нужно помогать сгибать или разгибать ладошки, пальчики. Постепенно ребенок становится более активным: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Необходимо понимать: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, игру нужно превратить в обучение, не отступать, если задания кажутся трудными, постепенно приучая ребенка выполнять задания. Необходимо донести до родителей влияние и значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи. Пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непрерывной образовательной деятельности.Но взрослым не следует забывать некоторые правила:1.Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. 2.Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. 3.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики. 4.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Иногда ребенок не может самостоятельно выполнить нужное движение, нужно помочь ребенку взяв его руку в свою и действовать вместе с ним. 5.Произносить тексты пальчиковых игр нужно выразительно, спокойно: то повышая, то понижая голос. Делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.6.Необходимо, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой нагрузкой. 7.Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые. 8.Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. 9. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки. 10.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут в день. 11. Новые игры нужно разучивать постепенно, повторяя по нескольку раз.Заключение Таким образом, для того чтобы результаты работы по развитию мелкой моторики показали положительную динамику необходимо проводить целенаправленную, систематическую и планомерную работу по взаимодействию с родителями и детьми. Выполняя различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Эти приемы работы по развитию мелкой моторик помогают формировать интерес к различным видам деятельности и желание с удовольствием играть в игры по развитию мелкой моторики.Список используемой литературы:Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка - Пресс, 200 - 144с.Белая А.Е., Мирясова В.И./ Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. / - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 46.Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272 с. – С.53–63.Никитина А.В. Покажи стихи руками / - СПб.:КАРО,2009. – 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).Синицына Е.И. Умные пальчики. Серия «Через игру - к совершенству». М.: Лист, 1998 г. – 144 с.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. / Издательство «Флокс» ; «Нижполиграф» , стр.32.Теплюк С.Н. , Лямина Г.М. , Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под. ред. Т.И.Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М.Гурович: Изд.2-е, переработанное. –СПб.: Акцент, 1999.- 224с.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост.Е.С. Демина. – М.:ТЦ Сфера, 2005.-192 с.- (Ранний возраст) Интернет источник: Приложение 1: «Консультации для родителей»Приложение 2: «Картотека игр»Приложение 1 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»Мелкая моторика у ребенка — это умение совершать разнообразные движения пальцами ног, рук, кистями, стопами. Эта сфера физического развития тесно связана с психическим развитием малыша. Что же должны знать заботливые и внимательные родители о развитии мелкой моторики детей? Какие упражнения со своими чадами можно проводить дома с целью развития мелкой моторики?Способность ребенка выполнять точные и мелкие движения достигается благодаря скоординированным действиям костной, мышечной и нервной систем организма. Когда речь идет о качестве моторики, то часто звучит термин „ловкость” (пальцев, рук, ног). Сфера мелкой моторики — это огромное количество движений, от простого захвата игрушки грудничком до сложных движений в виде рисования, лепки. Развитие мелкой моторики тесно связано с общим развитием малыша, которое происходит с самого рождения. И первым его этапом является разглядывание своих рук, постепенное умение управлять ими. Вначале ребенок берет предмет ладонью, делая захват всеми пальцами. Позже он уже легко удерживает его двумя пальцами. Затем малыш учится правильно держать ложку, управлять ею, кушать аккуратно, а значить, совершенно ею владеть. Далее дитя учится овладевать карандашами, ручкой, кистью для рисования.Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребенка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.Состоятельность мелкой моторики дошкольников — показатель их готовности к обучению в школе. И если с этим все в порядке, то начинающему школьнику будет легче овладевать школьной программой в первом классе, проще обучаться письму.Чтобы развивать мелкую моторику малыша, используются игры и пальчиковая гимнастика. Для разных возрастных периодов она своя.Чем раньше с малышом начинают заниматься развитием пальчиков, движением рук, тем легче ему будет играть в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика -это выполнение разнообразных движений пальцами, которые сопровождаются стишками, шутками, потешками, сюжетными действиями взрослых.В раннем возрасте мама или папа выполняют действия с пальчиками малыша своими руками (загибание пальчиков, их наклоны, повороты, сжимание кулачков). Далее ребенок уже копирует действия взрослого, самостоятельно выполняя такие движения. Поначалу они могут быть неловкими, медленными, а после нескольких дней занятий ученик уже выполняет действия в унисон с взрослым.Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев следует использовать игры. Отлично справляются детки с прокалыванием дырочек и нанизыванием. Это увлекательное занятие, ведь можно нанизывать прищепки на веревочку, ягоды рябины, изюм, курагу на ниточку. В таких играх малыш и движения пальцев учится согласовывать, и получает представление о цвете, форме предметов, их свойствах.Отлично развивает мелкую моторику детей этого возраста процесс одевания, а именно завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Эти действия постепенно усовершенствуют моторику пальцев рук и приучают ребенка к самостоятельности, самообслуживанию.Консультация для родителей «Адаптируемся вместе» «Ребенок идет в ясли»Период начала систематического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребенка.Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает.Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым.Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития.Чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Необходимо постепенное привыкание ребенка к яслям: сначала мама приводит на один-два часа его в группу, позже - на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями.Желательно, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к яслям, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов.При переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища.Поэтому родителям лучше сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в ясли с 4 по 10 день.В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места. Скорее всего, если Вы постараетесь выполнить все эти условия, Ваш малыш прекрасно справится с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. ИТАК:Постепенно приучайте ребенка к яслям.Установите тесный контакт с воспитателями.Не оставляйте ребенка в яслях на 8-10 часов.Один день в неделю(любой) лучше сделать перерыв в посещении яслей.Поддерживайте дома спокойную обстановку.Не перегружайте ребенка новой информацией.Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.Приложение 2Картотека пальчиковых игрНародные игры - потешки:«Сорока белобока»Сорока- белобокаКашку варила,Детишек кормила.Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала.При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.Другой вариант этой потешки:Этому не дала:Ты воды не носил,Дров не рубил,Каши не варил-Тебе ничего нет!При этом большой палец не загибается.Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.«Перелетные птицы»Тили-тели, тили-тели -С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)Прилетел к нам скворушка -Серенькое перышко.Жаворонок, соловейТоропились: кто скорей?Цапля, лебедь, утка, стриж,Аист, ласточка и чиж -(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная смизинца левой руки.)Все вернулись, прилетели,(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)Песни звонкие запели!(Указательным и большим пальцами делают клюв –«птицы поют»)«Засолим капусту»Мы капусту рубим,(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)Мы морковку трем,(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)Мы капусту солим,(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)Мы капусту жмем.(Интенсивное сжимание пальцев рукв кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)«Пальчик-мальчик»Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого сжаты в кулак)С этим братцем - в лес ходил (показать указательный палец)С этим братцем - щи варил (показать средний палец)С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)С этим братцем - песни пел. (показать мизинец)«Ах ты, радуга-дуга…»Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороныв сторону.Не дай дождичка, - машем открытыми от себя ладонямииз стороны в сторону, изображая отказ.Дай нам вёдрышко. - ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать,В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бынапевая песенку.Нужно солнышко – колоколнышко!Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.Выполнение фигурок из пальцевДомикДом стоит с трубой икрышей,На балкон гулять явышел.Ладони направлены подуглом, кончики пальцевсоприкасаются; среднийпалец правой руки поднятвверх, кончики мизинцев касаютсядруг друга, выполняя прямую линию(труба, балкон). ОчкиБабушка очки надела И внучонка разглядела.Большой палец правой и левой руки вместе с остальнымиобразуют колечко. Колечки поднести к глазам3. ЛодкаЛодочка плывет по речке,Оставляя на воде колечки.Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцыприжаты к ладоням (как ковшик): 4. ЦепочкаПальчики перебираемИ цепочку получаем.Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этомупражнении участвуют все пальчики.5. КорзинкаВ лес корзинку я беру,И грибы в нее кладу.Ладони на себя, пальчики переплетаются,локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются,и между пальцами образуются зазоры.Большие пальчики образуют ручку. Выполнение фигурок из палочек ФлажокВ руки я флажок возьмуИ на праздник с ним пойду.ЛодкаЛодка у берега речки стоит, С лодки рыбак рыбу удит. ГрибокВ лес с корзинкой я пошел,У пенька грибок нашел.ЕлочкаЕлочка зеленаявыросла в лесу.Елочку на праздникя домой несу.КроваткаПоставим в спальню мы кроваткуИ спать на ней мы будем сладко.