Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
Автор: Шильниковская Людмила Викторовна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в подводный мир» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни подводного мира; формировать у дошкольников установку на защиту окружающей среды.Задачи:Воспитательные: - развивать бережное отношение ко всему живому.Развивающие: - развивать связную речь детей, расширять словарный запас;- вызвать интерес к жизни морских обитателей;- развивать память, мышление, воображение детей.Образовательные:- продолжать уточнять и систематизировать представления детей о морских обитателях;- закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделяя существенные признаки.- познакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его, воздух приводит в движение предмет.Дидактический материал: изображения морских обитателей (раскраски), изображение батискафа, загадки о морских жителях. Аудиозапись «шум моря», презентация на тему «Морские обитатели»Содержание. Вводная часть:-Для начала встанем в круг! Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! Мы готовы поиграть!Можно встречу начинать!Воспитатель включает аудиозапись, где слышится шум моря.- Ребята, прислушайтесь? Что за звук раздается? Что вы слышите? (Ответы детей)- Правильно, это шум моря! Волны плещутся о берег. А кто из вас видел настоящее море? Вы купались в нем?Ответы детей- А хотели бы вы снова оказаться на море?Ответы детей.- Подскажите мне, ребята, на чем можно путешествовать по морю? (ответы детей)-Ребята, смотрите, из морских глубин к нам приплыли кораблики! Мы с вами можем посмотреть, как же они передвигаются по воде! Представим, что вода в нашем подносе – это море! Опустим наши кораблики в воду.Но почему-то наши кораблики замерли на месте и не плывут… Почему, ребята? Что же нужно, чтоб кораблики поплыли? (ответы детей)- Правильно, нужно подуть. (Воспитатель предлагает детям подуть на кораблики)- Вот видите, поплыли!- Ребята вы догадались, откуда взялся ветер?- Да, правильно, это воздух, который мы выдыхаем.- Если набрать воздуха по больше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.Воспитатель читает стихотворение «Кораблик» Это – море,Это – берег,Это – мой кораблик белый,Это – ветер поднялся,Крепко дует в паруса.Но тверда рука моя –Правлю прямо на маяк.Мчись, кораблик, по волнамК самым дальним берегам!Ребята, а как вы думаете, может ли человек спуститься на морское дно? С помощью чего? (ответы детей)- Правильно, ребята, можно опустится на подводной лодке или нырнуть с аквалангом. Но есть еще кое-что. (Воспитатель демонстрирует детям картинку батискафа). Как вы думаете, что это? Это Батискаф. Он похож на большой шар, посмотрите, у него есть маленькие окошечки - иллюминаторы, с их помощью, мы можем наблюдать, что происходит на морском дне.-Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в подводный мир?- Для перемещения в подводное царство необходимо встать в круг, зажмурить глаза, закрыть носики и на счет три сделать прыжок!Педагог включает видео презентацию о морском дне.- Открывайте глаза! Вот мы и на дне! Как здесь красиво, вода прозрачная, спокойная!- Смотрите, вон плывет стайка рыб (Слайд).- Кто знает, как они называются? (Ответы детей) Каких еще рыб вы знаете? Ребята, все рыбы такие разные, но в то же время чем-то похожи!Давайте назовем, что общего у всех рыб?Как много мы узнали о рыбах! Плывем дальше!.- Ребята, а это что за чудо-юдо плывет? (Осьминог)- Осьминоги живут у самого дна, между камнями, в пещерах. Они хищники! Чем питается? Рыбами, крабами и др. морскими животными, которых он захватывает присосками на щупальцах. У осьминога очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая! укус ядовит!Динамическая пауза: «Танец осьминожков».- Ребята, отгадайте загадку!Глубоко на дне онаСловно на небе видна.Но не светит и не греет,Потому что не умеет. (Морская звезда)Правильно, ребята, это Морская звезда – буд-то с неба скатилась и в воду упала! Рыбка говорит, что она хищница! Питается моллюсками! Нам кажется, что звезда неподвижная, но она постоянно передвигается! Очень медленно! На нижних сторонах лучей находятся ножки с присосками! (демонстрация слайда)-Попробуйте еще угадать мою загадку:Гроза всей живности морей.Не знаем мы зубов острей.Не зубы – острые ножи.Ты не боишься? Зря… дрожи!!!Её боится даже кит,А безопасна, если спит.Потрогать можно, раз заснула.Кто эта рыбина?(акула)-Да, это акула! Все знают: акулы- хищницы. Акула атакует всё, что кажется возможной добычей: рыбу, черепах, морских птиц и млекопитающих, своих собратьев – акул. (демонстрация слайда)-Переходим к следующему морскому обитателю, угадайте, кто это?Для нее волна – качели!И плывет она без цели, Ниоткуда в никуда,Вся прозрачна как вода! (Медуза)- Верно, ребята, это медуза! А вот и она! (демонстрация слайдов)- Они бывают круглыми, плоскими, вытянутыми! Но их красота обманчива! Все медузы в той или иной степени ядовиты! Поэтому трогать их нельзя! Есть такие медузы, от которых может остаться ожог!- Пусть она плывет дальше!- Молодцы ребята, вы всех морских животных назвали и выбрали правильно, угадали все мои загадки.-Теперь предлагаю вам немножечко размяться!* Малоподвижная игра «Море волнуется».Повторение:Воспитатель демонстрирует детям черно-белые картинки (раскраски), с изображением морских обитателей. Предлагает детям вспомнить их название.- А сейчас давайте «оживим» наших морских обитателей, раскрасив их!Дети раскрашивают цветными карандашами морских животных.Заключительная часть.- Вам понравилось наше путешествие на морское дно? Что нового вы узнали? (Обсуждение).