Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Автор: Ольга Сергеевна Горевая

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра дошкольного образованияСемейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей(реферат) Исполнитель:Горевая Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ «ДС №35», г. Анжеро-СудженскКонсультант: Гумирова Н.М., куратор курса, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования, ГБОУ ДПО «КРИПКиПРО» Кемерово 2019 Содержание 3Введение Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, еще тогда он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто. В нашем образовательном учреждении имеются свои наработки по данной теме. Коллектив нашего образовательного учреждения постоянно проводит планомерную целенаправленную работу с родителями (законными 4представителями) воспитанников. Однако, как показывает практика, анализ опыта работы по периодическим изданиям, наблюдение за семьями воспитанников, имеются некоторые трудности во взаимодействии образовательных учреждений и семей воспитанников. Зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в детском саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также является причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей. Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему работы: каковы возможности семейной гостиной, как одной из форм эффективного взаимодействия с семьей. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема работы: « Семейная гостиная, как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей». Цель работы: теоретически обосновать и апробировать на практике эффективность взаимодействия с семьей, одной из форм работы с родителями, как семейная гостиная.Задачи: - изучить состояния проблемы эффективного взаимодействия с семьей в психолого-педагогической литературе; - раскрыть сущностную характеристику семейной гостиной как формы работы с родителями;- апробировать эффективность использования семейной гостиной во взаимодействии с семьей. - сформулировать выводы, наметить перспективу работы. 51. Теоретические аспекты проблемы эффективного взаимодействия с семьей. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другиеотдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.2. Сущностная характеристика понятия «Семейная гостиная», как организовать, формы, отличительные способности. «Семейная гостиная» - это модель взаимодействия: «родитель-ребенок-педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. «Семейная гостиная» - это 6цикл регулярных встреч родителей, детей и педагогов.Цели семейной гостиной:1.Оптимизация детско-родительских отношений.2.Гармонизация межличностных отношений в семьях.3.Формирование позиции «любящего взрослого». На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов. Отличительная особенность «Семейной  гостиной»: Активное вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения;- Подготовка каждой семьи к встрече;- Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания;- Согласование единых принципов в воспитании между родителями и педагогами. Прежде чем организовать «Семейную гостиную», необходимо изучить воспитательный потенциал каждой семьи, семейные интересы, увлечения и традиции. Это можно сделать в форме фотогазеты «Увлечения нашей семьи» или провести анкетирование. Подведя итоги, можно составить «Карту семейных интересов». Опираясь на эту «карту», можно увидеть какая деятельность будет наиболее интересной для семей группы.После определения приоритетных направлений составляется перспективный план работы на весь учебный год. Встречи в проводятся 4-5 раза в год в вечернее время или по выходным. Например, по выходным можно проводить спортивно – игровые досуги. Такие встречи можно проводить не только в физкультурном зале, но и на свежем воздухе на участке группы или на территории города, например, в парке. Работа в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического 7климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения с ними. Можно выделить форму работы «Семейной  гостиной»:1. Культурно - досуговое:-  организация семейного досуга,-  организация конкурсов и выставок,2. Образовательно-просветительское:- консультации;- семинары-практикумы;- интегрированные занятия;- психологические тренинги;- практикумы;-проекты;- обсуждение и распространение опыта  семейного воспитания.3. Спортивно-оздоровительное:- спортивные соревнования, эстафеты, игры;- мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться. 3. Система работы по эффективному взаимодействию с семьей в форме семейной гостиной. Одна из нетрадиционных форм взаимодействия нашего дошкольного учреждения с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров  в нашей «Семейной гостиной» — защита детско-родительских 8проектов. Проект строился на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное послужила поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходила в несколько этапов.1 этап — выбор темы. Совместно с детьми определялась тема, собиралась информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?2 этап — подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а также возможностей тематического проекта подбирался соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.3 этап — реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями воспитателей и родителей создавались центры активности — особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности. 4 этап — заключительный — презентация проекта в виде музыкального спектакля или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрировали свои музыкальные и творческие способности. Продолжительность встреч в «Семейной гостиной» зависит от возраста детей – участников и составляет от 30 до 40 минут.Задачи, которые решаются в ходе проведения встреч в «Семейной гостиной»:1.Педагоги, родители и дети узнали об интересах и увлечениях друг друга.2.Повысилась педагогическая компетентность родителей, причем в ненавязчивой форме.3.Улучшилисься детско – родительских отношений (родители больше проводят времени со своими детьми, знают детские игры, дети и родители получают удовольствие от совместного творчества).4.Родители начинают доверять педагогам. 9 Заключение.Таким образом, можно сделать вывод, что организация и проведение встреч в рамках «Семейной гостиной» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка. Современные формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса. При проведении регулярных встреч в «Семейной гостиной» родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров. Участие в работе Клуба помогает родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье. К тому же родители и дети обогащают семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается. Работу по данному направлению мы будем продолжать в своем образовательном учреждении, так как виден положительный результат.10 Список литературы
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа:
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа:
  • Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  • Кадирова, Е. В. Сотрудничество ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО [Текст] / Е. В. Кадирова // Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 1 (2). – С. 43-44.
  • Казихова, Л. Э. Особенности взаимодействия детского сада с семьей на современном этапе [Текст] / Л.Э. Казихова, Н.И. Азизова, Д.И. Гасанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 4. – С. 41-47.
  • Клевцова, М. Н. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / М.Н. Клевцова, С.Ф. Ходеева // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 126-128.
  • Маркарян, И.А. Взаимодействие детского сада и семьи приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / И. А. Маркарян // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 6 (25). – С. 1-11.
  • Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. – 2015 – №2. – С. 64.
  • Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71–74.
  • 11Приложение 1. Тема - "Наши дети"Цель: ознакомление участников с целями, задачами клуба; формирование установки на активную работу; повышение родительской компетенции.Задачи:- знакомство участников, установление контакта;- установление доверительных отношений в группе;- знакомство с правилами групповой работы;- формирование позитивного отношения к ребенку.Материал: - листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал. Ход занятия:1. Ритуал приветствия.Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «Добрый вечер».2. Вступительное слово ведущего:- Мы все выросли в семье и знаем, что это первичная и важнейшая среда жизнедеятельности ребенка. Семья имеет наибольшее значение в формировании и становлении личности ребенка. Семейное окружение, те отношения, которые складываются между членами семьи, оказывают огромное воздействие на дальнейшую жизнь маленького человека, формируют его представление о мире, людях, о добре и зле. Ребенок впитывает в себя все то, что видит в своей семье. Каждый из нас, конечно же, хочет видеть своего ребенка счастливым, удачливым, благополучным. Мы с вами собрались, чтобы вместе научиться, как этого достичь, научиться общаться со своим ребенком, пополнить свои знания.- Обсуждение предполагаемой работы в клубе, цели, задачи, общие положения. Знакомство с тематикой занятий. Предложения по организации 12работы.- Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их, а вы обсудите, выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:- нельзя говорить долго и не по теме, говорить четко и конкретно;- нельзя перебивать друг друга, соблюдать правило «поднятой руки»;- быть активным, принимать участие во всех видах деятельности;- безоценочные суждения;- здесь и сейчас. Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?А сейчас мы познакомимся.3. Упражнение «Имя и качество». Каждый участник, начиная с ведущего, называет свое имя и качество на первую буквы имени, которое больше подходит ему по характеру. 4. Упражнение «Снежный ком». Закрепление имен с помощью упражнения.5. Упражнение «Объединитесь те, кто …» Развитие навыков невербального общения.- объединитесь по количеству детей в семье;- объединитесь по полу детей в семье;- объединитесь те, кто каждый день играет с ребенком;- объединитесь те, у кого хорошие взаимоотношения с ребенком.6. Упражнение «Ожидания от предстоящей работы».Участники по кругу высказывают свои ожидания от работы в группе в процентном соотношении и насколько готовы вложиться в общую работу.7. Медитация «Погружение в детство». - Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас.- Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. 13Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. – Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку.- Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперёд, но не далеко, ждёте своего близкого человека и снова берёте его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, он вас обнимает, ласково гладит, целует, снова берет за руку, вы идёте дальше вместе и смеетесь над тем, что произошло. Вам тепло, уютно и спокойно…- А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, откроете глаза.- Вспомните, как часто мы сами бываем ласковыми и нежными со своими детьми? Достаточно ли заботы и тепла даем своим детям? Чувствуют ли они себя защищенными рядом с нами?- Мы – родители, и наша задача дать детям все это. А это целая палитра чувств. Для каждого ребенка важно знать и чувствовать, что его любят, ценят его успехи, помогут при неудачах, защитят, если это нужно. Огромно влияние отношений родителей и ребенка на дальнейшую жизнь малыша, на то, как сложатся его отношения в собственной семье, с другими людьми. Поэтому давайте задумаемся над тем, какой багаж получают наши дети, общаясь с нами…8. Упражнение-кластер «Хорошо или плохо». Участники делятся на 2 группы. Каждая группа по очереди заканчивает фразу «Быть родителем хорошо, потому что…», «Быть родителем плохо, потому что…». Составляют кластер и делают вывод, что же лучше. Обсуждаются результаты. 149. Тест «Какой вы родитель?» Мы предлагаем вам с помощью данного мини-теста определить, какие вы родители. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении со своими детьми:- сколько раз тебе повторять! 2б- посоветуй мне, пожалуйста! 1б- не знаю, чтобы я без тебя делал(а)! 2б- и в кого ты только уродился? 2б- какие у тебя замечательные друзья! 1б- ну, на кого ты похож(а)! 2б- я в твое время! 2б- ты моя опора и помощник(ца)! 1б- ну что за друзья у тебя! 2б- о чем ты только думаешь? 2б- какая ты у меня умница! 1б- а ты как считаешь, сынок(доченька)? 1б- у всех дети как дети, а ты! 2б- какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)? 2б- Теперь подсчитайте количество баллов и послушайте ответ:7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитетнее заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам. 15Каждый из нас получил определенный результат. Кого-то это, возможно, заставит задуматься, а кто-то останется доволен. И все-таки помните, что мы всегда должны совершенствоваться, стремиться к лучшему. Наш мини-тест лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой же вы родитель, не знает никто лучше вас самих.Совет. Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.10. Упражнение «Портрет моего ребенка в лучах солнца».- Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите имя своего ребенка или нарисуйте его портрет. Затем вдоль лучей напишите все его достоинства, все, что вы в нем цените, а также те черты, которые вам не совсем по душе. Внимательно посмотрите на этот портрет. Это – ваше солнышко, со всеми его лучиками, это часть вас самих, то, ради чего вы живете.Помните, что ребенку нужна ваша безусловная любовь. Любите своих детей не за что-то, о просто потому, что это ваша плоть и кровь. Принимайте и их такими, какие они есть, со всем, что вам в них нравится и не нравится. Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, - тогда они в будущем станут хорошими родителями. 11. Упражнение «Чего хотят дети?». - Вспомните, чего вам хотелось больше всего в детстве, чего не хватало? Высказывание по кругу и обсуждение. Мы вам предлагаем всем вместе собрать эту детскую мозаику. В результате получается «сердце».Вывод – на самом деле, чего хотят дети – это много любви, тепла и ласки.12. Притча «Понимание». В давние времена жила семья – 1000 человек. И в ней царили – мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился. На листе было начертано 100 раз одно и то же слово 16«понимание».13. Обратная связь. Рефлексия. Участники по кругу высказывают свои впечатления от работы в группе и насколько оправдались ожидания.14. Ритуал прощания.Все участники, взявшись за руки, образуя круг, говорят: «До свидания». В конце вручаются памятки «Советы родителям». «Советы родителям»памятка родителямСЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛЧто значит для меня моя семья?Конечно – счастье и уют домашний,Семь правил обязательно храня,Лишь только семь, но очень – очень важных.Во-первых, это главное, - любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом.Не просто, чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному.Второе – дети. Что за дом без них?Пустыня без колодца – не напиться.А дети – это жизнь, это родникИ продолженье рода. Пусть струиться!Потом – забота. Лишь онаОчаг семейный сбережет от ветра.Старайся, чтоб с улыбкою веснаБыла всегда с тобою, а не где-то.Четвертое – терпение. ОноПоможет пережить невзгоды, беды …17И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.А пятое – ответственность и долгВ фундаменте семейном веский камень.Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.Шестое – уваженье. Только с нимПриобретешь успех, признанье общее.Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным.И, наконец, седьмое – чистотаВезде – в дому, в душе твоей и помыслах…Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива, где полностью.Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут 18чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может. Приложение №2 "Семейные ценности"Цели:Расширение возможностей формирования семейных ценностей и традиций.Задачи: - побеседовать с родителями о семье, о семейных традициях и их значения в воспитании и развитии ребёнка; - способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений между поколениями;- активизация и повышение интереса родителей к созданию семейных ценностей.Материал: - листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал.Ход занятия:1. Введение. Ведущая: -Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их назначении в воспитании и развитии ребёнка.- Как Вы думаете, что означает слово – Семья? (ответы родителей) – группа родственников живущих вместе.- С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из далекого прошлого до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.19В гостях хорошо, а … (дома лучше)Не красна изба углами, а … (красна пирогами)Каково на дому, таково и … (самому)Дети не в тягость, а … (в радость) Когда семья вместе, и … (сердце на месте) - Продолжая рассматривать тему семейного воспитания, хочется особое внимание обратить на ценности семейного воспитания. Сегодня мы вместе с вами попробуем определить ценности семейного воспитания, которые являются фундаментальными, понятными и необходимыми для развития и воспитания детей. Вот перед вами «солнышко», которое мы назовем «Ценности семейного воспитания». Лучей у этого солнца нет. Лучами собственно и будут те ценности, которые мы определим.2. Связь поколений.- Я вам загадаю задачку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.Послушай, вот моя семья:Дедуля, бабушка и брат.У нас порядок в доме, ладИ чистота, а почему?Две мамы есть у нас в дому,Два папы, два сыночка,Сестра, невестка, дочка,А самый младший – Я.Какая же у нас семья? (6 человек)- С помощью этой задачки мы коснулись очень интересной и важной темы – родственных отношений. Многие семьи поддерживают тесные и добрые отношения с бабушками и дедушками. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И тот род силен, кто 20предков своих помнит, уважает и бережет. Предлагается творческое задание «нарисуй схематически свою семью».Человечков рисовать не нужно. Вопросы: - У кого получилась самая многочисленная семья? - У кого в семье бабушки и дедушки принимают участие в воспитании ребенка?Связь поколений  это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу -1.З.Семейный фотоальбом.Вопросы:- Какие предметы могут быть источником знаний о семье?- Какую информацию может почерпнуть ребенок из семейного альбома? Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были, когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Это могут быть истории весёлые, успешные, и наоборот о каких-то неудачах, но с которыми вы справились, чему-то научились, обнадеживающие вашего ребенка в том, что и у него все получится. Старайтесь оформлять некоторые странички семейного альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и обязательно запомнится ребенком. В альбом можно поместить какой-то рисунок ребенка рядом с фотографией в том возрасте, в котором он его нарисовал.Ваши дети рисовали семью. Вот эти рисунки. Предлагаем поместить этот рисунок в фотоальбом, а рядом фото вашей семьи в настоящее время или фото ребенка, но сделать это вместе с малышом. Родителям раздаются рисунки детей «моя семья» для фотоальбома.21Семейный фотоальбом  это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу -2.4. Совместная игра - практикум «Это интересно».Как вы думаете, какое занятие больше всего сближает взрослых и детей? Что для ребенка остается самым интересным и захватывающим?Ответы родителей.Конечно это совместные игры. Совместные игры, по мнению педагогов и психологов, являются самым продуктивным, результативным в воспитании дошкольников и этот вид деятельности, который бесспорно является ценностью семейного воспитания, мы еще не назвали. Совместная игра- это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу -3.А мы предлагаем вам поиграть, один из видов очень полезных игр, которые развивают моторику, готовят ребенка к письму и чтению, а самое главное сближают взрослых и детей – это пальчиковая игра « этот пальчик….».Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – Я.Вот и вся моя семья!5.Совместная деятельность. Аппликация «Украсить пирог»В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли мы пользоваться этой роскошью, и учим ли этому своих детей?Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Вы можете возразить и ответить, что сегодня динамика жизни 22слишком быстрая и очень трудно найти время для общения. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и идет интересная телепередача? А ведь можно отказаться от телевизора и приготовить ужин вместе, сообща. Именно в совместной деятельности, где каждый участник, выполняя свою роль тесно взаимодействует с другими участниками общего дела, а результат зависит от того насколько все слажено действовали. Для детей очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Аппликация «Украсить пирог».Совместная деятельность - это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу - 4.6. Семейные традиции. Игра «Пирамида традиций».Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции. Сегодня у нас в гостях семьи со стажем и молодые семьи, в которых еще не появились семейные традиции, мы попробуем предложить им разнообразие традиций.   Проводится игра «Пирамида традиций».Возьмите каждый по колечку и, надевая на палочку, предложите любую семейную традицию, но, не повторяя уже сказанных, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. 23 Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи традицией. Подведем итог:Семейные традиции  это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу - 5.7.Совместные развлечения. Танец маленьких утят. (исполняют вместе)Совместные развлечения - это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу – 6.8. Подведение итогов. Наша встреча подходит к концу, хочется закончить ее словами великого русского писателя Л.Н. Толстого:Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.Пусть в вашем доме царит всегда покой, уют, тепло и светит яркое солнце.