«Поручения как способ приобщения дошкольника к труду»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поручения как способ приобщения дошкольника к труду»
Автор: Галина Владимировна Максимова

«Поручения как способ приобщения дошкольника к труду»Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;2) уровня трудового опыта детей;3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;4) содержания труда.ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).Содержание: поручения детям младших групп косят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:Дежурства по столовой (2-ая мл. группа),Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).Дежурства по уголку природы (старшая группа).Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).Условия:I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,4. Трудом должны быть охвачены все дети.Способы объединения детей в труде:Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;Совместный труд, его особенностями являются:А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.Поручения:Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто ,не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.Особенности поручений:Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три дня) отвечает за какое-то дело.Известно, что трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Когда ребенок осознает необходимость постоянно и систематически трудиться (даже тогда, когда ему не хочется), он может выполнять определенные обязанности. Для этого нужна специальная подготовка, которая позволит ребенку освоить содержание дела, входящего в его обязанность. Такая подготовка осуществляется воспитателем через разнообразные поручения.Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующим также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому; что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений па младших ступенях дошкольного детства.Группировка поручений:Учитывая некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата), их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи, которые можно решать через различные по содержанию трудовые поручения.К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили), т. е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача, поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу.Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое, элементарное содержание, они лишены игрового начала. Такие поручения дают детям возможность быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный. Они способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые. К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для работы: бумагу, клей, кисточки, ножницы и т. д. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения этой работы, как обращаться с ними, привыкают быть полезными взрослым в совместной работе, проявлять элементарную предупредительность. При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении такого поручения, стремление справиться с заданием, оказать услугу.Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда. Нужны и знания, и умения в обращении с ними: где взять их, как по окончании убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород.В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши и т. п. Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3―4 лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых о задании. Подобные поручения практикуют в старшей и подготовительной к школе группах.В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для обитателей живого уголка (птиц, кролика, хомяка), передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую детским садом на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. п. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения ребят умению общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка детского сада.Дети старшого дошкольного возраста (5―7 лет) такого рода поручения выполняют без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач, и потому, что в них результат труда для ребенка не выступает наглядно; ему порой просто не понятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего дошкольного возраста надо их избегать. Давая такое задание ребенку и получая отказ выполнить его, воспитатель должен прежде всего вылепить причину, почему малыш отказывается (стесняется, не знает того человека, к кому посылают, плохо ориентируется в помещении детского сада, малообщителен и т.п.), по возможности помочь ему. Целесообразно вначале давать такие поручения более смелым, общительным детям, при этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить задание и рассказать, как его надо выполнить. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться, к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом .возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их выполнение, учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые умения, другого учить тщательности, аккуратности в процессе деятельности, третьего научить правильно относиться к работе и т. д.