Познавательно- исследовательский проект «Почему собака друг человека»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно- исследовательский проект «Почему собака друг человека»
Автор: Иванова Екатерина Павловна, Удалова Марина Устиновна

Познавательно- исследовательский проект в младшей группеСоставители: Удалова М.У., Иванова Е.П.«Почему собака друг человека»Вид проекта: познавательно – творческий.Групповой, срок: с 12.02.2024 по 01.03.2024.Участники: Воспитатель, дети младшей группы, родители.Актуальность:Собака - друг человека. Конечно, с этим известным фактом глупо спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Будь то сторожевая собака или маленький шпиц - у каждого свои предназначения.Многое бы потерял человек в жизни, не будь в этом мире братьев наших меньших – собак. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность. Домашние питомцы основа добрых отношений в семье. С малых лет дети сталкиваются с ними, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них. Во многих семьях стали заводить мелких собак. Живя в семье, четвероногий питомец по праву становится полноправным членом семьи. У многих детей есть домашние животные они любят играть с ними, рассматривать иллюстрации с их изображением, слушать рассказы, и с воодушевлением о них говорят.Как-то раз на прогулке к изгороди детского сада подбежала маленькая собачка, дети подумали, что это щенок, раз такая маленькая. А на самом деле это всего лишь была порода собаки чихуахуа. В ходе наблюдений было выявлено, что дети очень мало знают о собаках.Участие детей в проекте позволит сформировать представление о четвероногих друзьях.Проблема: недостаточность знаний детей о четвероногих питомцах, живущих рядом с ними.Цель проекта: пополнить знания детей о собаке. Формировать бережное, заботливое отношение к домашним животным (на примере собаки).Задачи проекта:
  • Формировать интерес к познавательной деятельности.
  •  Развивать творчество,  любознательность участников проекта.
  • Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, о породах, повадках и условиях содержания собак.
  • Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с
  • животными.
  • Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
  • Задачи проекта
  • Образовательные:
  • * пополнить знания детей о собаке как о домашнем животном и друге человека.
  • знакомить с различными породами собак.
  • расширять знания о предметах ухода за животными, продуктах питания.
  • заинтересовать интересными фактами из жизни собак, свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви, привязанности к человеку.
  • дать знания о профессиях, связанных с животными: ветеринара,
  • кинолога, грумера, заводчика.
  • формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.
  • дать понятие «Ветеринарная клиника».
  • Развивающие:
  • развивать умение и желание ухаживать за животными,
  • развивать исследовательские умения и навыки, творческое воображение и память, обогащать словарь детей: кинолог, ветеринар, заводчик, грумер.
  • развивать элементарные навыки продуктивной деятельности.
  • Воспитательные:
  • * воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости , заботу и ласку к четвероногому другу.
  • воспитывать интерес к художественному творчеству.
  • Методы работы над проектом:беседы с детьми на предмет выявления знаний детей о собаках, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций пород собак.Этапы реализации
  • Организационно-подготовительный
  • - Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;- Определение цели и задач проекта;- Подбор литературы, пособий, атрибутов- Мониторинг
  • Основной
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми;- Совместная деятельность;- Самостоятельная деятельность детей;- Работа по проекту с родителями.
  • Заключительный
  • - Мониторинг;- Обобщение результатов работы;- Анализ деятельности.Планируемые результаты:
  • пополнение знаний детей об их четвероногом друге,
  • научить детей ухаживать за домашними животными,
  • привить любовь и бережное отношение к животным.
  • Предварительная работа- поисковая работа по подбору иллюстрированного материала, игрушек;- подбор методической и художественной литературы о собаках (тексты рассказов и стихов о собаке);- разработка конспектов занятий по данной теме,- аудиозаписи песен о собаке.-  материал для продуктивной деятельности.Сотрудничество с семьей- знакомство с содержанием проекта- подбор художественной литературы, энциклопедий, журналов.- поиск информации о домашних собаках: ( иллюстрации, фото, тексты)-подготовка выставки игрушечных собак.План реализации проектаОктябрь- проведение мониторинга- поисковая работа по подбору иллюстрированного материала, игрушек;- подбор методической и художественной литературы о собаках (тексты рассказов и стихов о собаке);- разработка конспектов занятий по данной теме,- аудиозаписи песен о собаке.-  материал для продуктивной деятельности;- подготовка консультаций для родителей,- наблюдение за собаками на прогулке,- сравнение взрослой собаки и щенка.Ноябрь
  • Беседа: Собаки бывают разные (большие- маленькие, гладкие-пушистые).
  • Рассматривание картины: «Собака с щенятами».
  • Дидактическая игра: «Каждому свой дом»
  • Чтение художественной литературы: В. Чаплина «Наш друг – собака» (обсуждение прочитанного), Ю. Адрианова, «Собака по кличке Дружок».
  • Раскрашивание раскрасок
  • Работа с родителями: знакомство с содержанием проекта
  • Декабрь
  • Беседа: «Собаки бывают разные» (Собака-водолаз, поводырь, пограничные, пастух, охотничьи, декоративные). Рассматривание иллюстраций, картинок, обсуждение. «Бездомные собаки»
  • Чтение художественной литературы: Г. Новицкая «Дворняжка», Л Толстой «Пожарные собаки»,
  • Конструирование: «Собачий домик»
  • Подвижная игра: «Лохматый пес»
  • Просмотр мультфильма: «Трое из Простоквашино»
  • Работа с родителями: Подбор художественной литературы, энциклопедий, журналов. Поиск информации о домашних собаках:( иллюстрации, фото).
  • Январь:
  • Беседа: «Почему собаки кусаются?»
  • Дидактическая игра: Разрезные картинки.
  • Лепка «Косточка для собаки»
  • Прослушивание музыкальных произведений Е. Птичкина «Не дразните собак»
  • Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Катя и ее собача в гостях у детей детского сада»
  • Лото «Домашние животные»
  • Работа с родителями: Консультация: «Какую пользу приносят домашние питомцы в развитии эмоционального состояния ребёнка».
  • Февраль
  • Беседа: «Как собака помогает человеку»
  • рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях.
  • Дидактическая игра: «Что лишнее»
  • Аппликация: «Пес Барбос»
  • Прослушивание музыкальных произведений муз.В. Шаинского «Пропала собака»
  • Работа с родителями: Консультация: «Почему дети обижают животных»
  • Март
  • Беседа: «Мой питомец заболел»
  • рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях.
  • Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
  • Свободное рисование: «Мой любимый домашний питомец – собака»
  • Просмотр мультфильма: «Бобик в гостях у Барбоса»
  • Работа с родителямиПодготовить фотографии своих домашних питомцев (Собак).
  • Апрель
  • Беседа: «Собаки бывают Разные» (рассматривание иллюстраций породы собак. Далматинец, такса, тойтерьер и тд).
  • Загадки на тему «Домашние животные».
  • Чтение и слушание рассказов: «Как собака друга искала (мордовская сказка).
  • Дидактическая игра: «Накорми собаку»
  • Раскрашивание книжек – раскрасок о собаках
  • Подвижная игра: «Догони собачку»
  • Работа с родителями: Изготовление иллюстрированного мини альбома «Породы собак».
  • Май
  • Беседа: «Что мы узнали о собаках»
  • Слушание аудиозаписи с голоcами домашних животных
  • Словесная игра: «Узнай по голосу»
  • Оформление выставки: Выставка детских рисунков.
  • Изготовление стенгазеты «Наши меньшие друзья».
  • Подведение итогов проекта. Мониторинг.
  • 1.ВведениеСобака - друг человека. Конечно, с этим известным фактом глупо спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Будь то сторожевая собака или маленький шпиц - у каждого свои предназначения. Собаки порой единственное существо, которое позволяет скрасить одиночество одиноким людям. Собаки защищают нас от недоброжелателей на улице, охраняют наши дома. Специально обученные собаки ищут наркотики, взрывчатку, тем самым спасают тысячи жизней.Я очень люблю собак. У нас дома пока нет собаки, но  я решила узнать все про жизнь собак, чтобы потом уговорить родителей завести собаку. Я их очень люблю. Хочу больше знать о наших меньших четвероногих друзьях. Поэтому я взялась за такую работу.Актуальность работы:. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность.В современном мире собаки имеют большое значение, так как большинство достижений человека взаимосвязаны с собаками.Цель работы: Перед началом работы я ставила себе цель: собрать максимально возможное количество информации о собаках, изучить их и понять почему же именно собака является другом человека, и почему именно собаку так любят люди, создать инструкцию по уходу за собаками тому, у кого она уже есть или тому, кто хочет ее завести.Задачи:
  • Проконсультироваться с учителем по поводу необходимой литературы.
  • Посетить школьную библиотеку и найти все нужные материалы.
  • Поработать с Интернетом в поисках информации о собаках.
  • Провести анкетирование среди учеников начальных классов в нашей школе.
  • Все результаты моих изысканий представить в виде исследовательской работы «Собака- друг человека».
  • Создать   инструкцию по уходу за собаками .
  • Подготовить слайдовую презентацию изученного материала.
  • Предмет и объект исследования:Предметом исследования являются собакиГипотеза исследования: если мы будем больше знать о роли собак в жизни людей, то лучше будем относиться к нашим любимым питомцам.Методы исследования:Анализ, наблюдение, анкетирование одноклассников, сбор информации из разных источников.В процессе работы над проектом  мы  познакомимся с историей приручения собаки человеком. Соберем  информацию  о пользе, которую приносят людям собаки. Узнаем , на какие группы можно поделить все породы собак Проведем  анкетирование для своих ровесников и сделаем его анализ, нарисуем рисунки, просмотрим телепередачи, добудем информацию в интернете . Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.2.Основная часть 2.1 Происхождение и история одомашнивания собакСоба́ка ( Canis lupus familiaris) — , одно из наиболее популярных (наряду с ) «».Собака - это первое прирученное человеком животное. С незапамятных времен она служит человеку: охраняет его дом, сообщает о приходе гостя, помогает охотиться, возит сани и телеги, пасет стада, спасает людей.Собака принадлежит к древнейшим из всех домашних животных. До сих пор в научной среде ведутся поиски временного отрезка  собаки и причины. Наскальные изображения, рисунки и находки археологов позволяют ученым делать некоторые выводы и предположения.Ископаемые останки доисторических собак найдены в человеческих пещерах по всему миру. На основании археологических находок чаще всего учеными называются даты доместикации собак 13—15 тыс. лет до н. э.  Однако последние исследования на основании останков найденных у  в  говорят о более раннем периоде (около 33 тыс. лет до н. э.),  исследования же на молекулярном уровне определяют период в 100—135 тыс. лет. Научное изыскание на основе молекулярно-генетических методов Роберта К. Уэйн и его коллег из Калифорнийского университета об изменчивости ДНК показала, что отделение общего предка собак от волков произошло в ходе эволюции около 135 тыс. лет назад. Шведский биолог Петер Саволайнен с коллегами из Королевского технологического института в , проанализировав ДНК собак разных пород с разных континентов, считают, что процесс одомашнивания происходил в южной части Китая от реки  и Юго-Восточной Азии, приблизительно 16 300 лет назад. Американский биолог Роберт Уэйн полагает, что это произошло минимум 40 тысяч лет назадОстанки доисторической собаки, найденные в  в пещере Гойе, возраст которых оценивается в 31,7—36,5 тыс. лет до н.э. значительно отличаются от доисторических волков по строению черепа. Возраст домашней собаки из алтайской пещеры , найденной ещё в.В многочисленных раскопках древних человеческих поселений были найдены останки разных видов первобытных собак, которые могли бы быть предками современных собак.Ученые выделяют несколько первоначальных типов собак, от которых произошли основные группы пород. Во-первых, это так называемая торфяная собака, скелеты которой находят в раскопках времен неолита. Этот тип собак был распространен по всей Европе и Азии. Возможно, эти собаки дали начало множеству современных пород шпицев, пинчеров и терьеров. Общим признаком этих пород являются живой темперамент, чуткость, злобность, небольшой (ниже среднего) рост.Во-вторых, в раскопках у Ладожского озера были обнаружены останки собаки, которая отличалась от торфяной собаки более крупным размером и некоторыми другими признаками. От этой собаки возможно, произошла группа северных волкообразных собак и собаки пастушьих пород.Третий, самый многочисленный тип собак — овчарки. Их предком была собака, останки которой обнаруживают в раскопках бронзового века. Этот древний тип собак сохранился до нашего времени в виде примитивных пород пастушьих собак Центральной Европы (например, швейцарская пастушья собака). Современные европейские пастушьи собаки, по всей вероятности, представляют собой результат целенаправленного отбора с незапамятных времен.Пока точно нельзя сказать, одомашнивание человеком волка вызвало расхождение собаки с её предком, или это расхождение стало результатом эволюционного пути собаки, предшествующего одомашниванию человеком. У второй точки зрения есть свои сторонники, такие как биологи Раймонд и Лорна Коппингеры.Культурный процесс одомашнивания собак начался, когда животные стали интегрироваться в социальную структуру человеческого общества. Как только люди перешли к оседлости и начали заниматься сельским хозяйством, они начали разведение своих собак для различных целей: пасти стада, охранять жилища и различных видов охот.Антропологи считают, что основным фактором доместикации собак является её охотничьи качества. Древние люди в борьбе за выживание искали наиболее совершенные методы добычи пищи. Гипотезу об использовании собак для повышения эффективности охоты древним человеком экспериментально была подтверждена в 2004 году финскими учеными.В поселениях человека собака кроме предупреждающей функции (лай при приближении чужих) играла также санитарную роль, поглощая остатки человеческой пищи, в холодные ночи служила как источник тепла. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания.Антропологи Пол Такон биоархеолог Колин Пардо, которые изучают совместное прошлое человека и собаки считают, что тесное сотрудничество ранних групп людей с животными повлияло на психологию людей, территориальное поведение, люди стали отмечать свою территорию и переняли групповые методы охоты.2.2. Собака на службе у человека.Собака от природы лекарь. Её слюна обладает бактерицидными свойствами.Собака принимала активное участие в освоении космоса.Животные по неким неизвестным нам признакам предчувствуют землетрясение и поэтому убегают их домов. Очевидцы утверждали, что за полчаса – час перед землетрясением в Ашхабаде и в Армении комнатные собаки будили спящих, тянули их к выходу. В зоне повышенной сейсмичности некоторые собаки своим необычным поведением предупреждают о предстоящих толчках в 3-4 балла.Собака обладает отличным нюхом. Она в состоянии различать до полумиллиона различных запахов, поэтому её используют в практике уголовного розыска, она служит на границе, контролирует утечку газа, разыскивает полезные ископаемые, проверяет на таможнях грузы (незаменима в поисках наркотиков).Сегодня первое место по числу подготовленных и аттестованных собак занимает Швейцария. Их здесь более 100.Тонкое чутьё, умение предугадывать приближающуюся опасность, способность выдерживать огромные нагрузки, смышленость и храбрость, безграничная вера и преданность своему хозяину ставят собаку на первое место среди четвероногих друзей человека, что подтверждает наше предположение.а) Собаки на войнеокружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин.За годы войны было подготовлено более 6.000 минно-розыскных собак, на счету которых более 4 миллионов найденных мин. Собаки были и взрывниками: неся на себя взрывчатку, бросались под танки. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага — целую танковую бригаду. Диверсионные собаки подрывали и эшелоны врага. Собак мобилизовали у мирного населения, невзирая на возраст и породу.Благодарные англичане установили в центре Лондона животным, погибшим в человеческих войнах, памятник с надписью «У них не было выбора.»Пожалуй, самой маленькой и известной собакой Второй мировой войны стал Йоркширский терьер Смоки (англ. Smoky). Смоки числился в составе 26-го разведывательного авиаполка 5-й Армии ВВС США. За боевые подвиги он был награждён 8 звездами, ему было присвоено звание капрала. После войны Смоки работал в госпиталях качестве собаки-терапевта.Боевых псов использовали в военном деле многие древние государства. Так Карфагенское войско имело целый собачий легион.б) Собаки на службе в мирное времяПо сей день собаки исправно несут военную службу.Военные направления дрессировки собак в двадцатом веке сформировали современный (по данным на 2010) год курс дрессировки, называемый Защитно-караульная служба (ЗКС). По нему готовят собак, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. В профессиональном собаководстве применяется к собакам служебных пород. Включает в себя:выборку чужой вещи — опознание человека по запаху его вещи;охрана предмета или территории;задержание с окарауливанием и конвоированием;обыск местности на предмет вещей или человека.в) Собаки-спасатели и водолазывпоследствии сенбернарами. Когда на перевалах начиналась пурга, на шею животным привязывали небольшие бочонки с ромом и отправляли их на поиски людей. Учуяв под снегом человека, собаки мощными лапами отрывали его, приводили в чувство и отправлялись за помощью к людям.В наши дни для спасательных работ после схода снежных лавин и землетрясений чаще всего используют немецкую овчарку, она легче поддается самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используется ньюфаундленд, который может успешно действовать даже в самый сильный шторм на море.Обученная собака улавливает запах человека и его вещей под двухметровым слоем снега. Легендарной собакой спасателем стал пес по кличке Аякс, который в 1954 году спас 11 школьников и учителя, занесённых лавиной в горах Дахштейна. Овчарка работала 96 часов без отдыха.Сегодня спасательную службу собаки несут не только в горах, но и в разных уголках мира, регионах, подверженных землетрясениям.г) Собака-ассистент, собака-поводырьСпециально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам.Другие натренированы для того, чтобы помогать людям с эпилепсией. Нейробиологи из университета Флориды (США) обнаружили, что 11 процентов собак, принадлежащих эпилептикам, по каким-то им одним заметным признакам могут определить, что вскоре начнётся приступ, и дают сигнал хозяину, чтобы он успел подготовиться или принять лекарство: лают или осторожно прижимают зубами ладонь.Незрячие люди использовали собак-поводырей для своей защиты в путешествиях. Первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн, основатель Института тренировки слепых в Вене. В 1960 году центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых.11 сентября собака-поводырь по кличке Дорадо спасла своего слепого хозяина, проведя его с 70-го этажа горящего здания Всемирного торгового центра к выходу.д) Собака-артистНу, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.Зал аплодирует, хохочет:  Что за прыжки! Что за повадки!В награду – сахару кусочекНо труд артиста, ох, не сладок!е)Собаки-целителиСенсорная способность собак всё чаще используется для лечения и диагностики больных людей. Специалисты из кинологического центра в британском городе Эйлсбери обучают 17 собак-спасателей чуять гипогликемию носом.Ян Олвер, руководитель Австралийского совета по борьбе с раком, сообщил, что в ходе научного эксперимента собаки безошибочно определили рак лёгких, принюхиваясь к дыханию человека, таким образом, удалось «вынюхать» 83 человек с онкологическим заболеванием.Кроме диагностики болезней, собаки также широко используются для реабилитации больных. Лечение людей при помощи собак получило название канистерапия, одно из направлений петтерапии.ж)Собаки-космонавтыСобаки способны не только на трюки.А верно служили нашей науке.Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?  Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!з ) Гужевые(ездовые) собакиВ крестьянских дворах собаки были незаменимы не только в качестве охранников, охотников на крыс, но и широко использовались для транспортировки. В северных условиях собаки в упряжках применялись для передвижения людей, что послужило возникновению ездового спорта.инстинкт заменяют компас, тогда как олени стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить с запасом пищи далеко во льды. Именно благодаря собачьим упряжкам человек исследовал Северный и Южный полюса.В 1907 г.Ф. Кук и в 1909 — Р. Пири на собачьих упряжках достигли Северного полюса. Полярный исследователь Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном, пройдя на собаках лайки и само) в тяжелейших условиях Антарктиды за 99 дней 2980 км.В 1742 г. штурман Российского флота Семен Иванович Челюскин совершил беспримерное путешествие на собачьих упряжках. Пройдя около 4 тыс. (!) верст с территории Якутии до Таймырского полуострова, он впервые достиг северной оконечности Азии — современного мыса Челюскин.Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Ещё в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Вплоть до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, кое-где даже единственным, видом зимнего транспорта северных регионов России. Ими пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.2.3   Памятники собакамБлагодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке.Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал.Самыми известными считаются следующие:• Памятник собаке в саду Института экспериментальной медицины, сооружен по инициативе И.П.Павлова, Санкт-Петербург.• Памятник собаке и И.П.Павлову в Сухуми на территории института экспериментальной патологии.• Памятник собаке Хачико, которая 9 лет ежедневно ходила на станцию встречать своего умершего хозяина Х.Уэно, в поселке Сибуи (Япония).• Памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах. По легенде, Барри был по ошибке застрелен при спасении 41 жертвы Альп. Памятник стоит в Париже, на р.Сене.• Памятники 15 ездовым собакам Второй антарктической японской экспедиции, которых не смогли вывезти из Антарктики, сооружены в городах Вакканае и Сакаи в Японии.• Памятник собаке-проводнику слепых, установлен в зоопарке Берлина (Германия).• Памятник ездовой собаке-вожаку Болто, который в 1925 в составе ездовой упряжки в ураганную ночь доставил в г.Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку, что позволило предотвратить эпидемию дифтерии. Эта драматическая история легла в основу знаменитого рассказа. Памятник установлен в Сентрал-Парке (Нью-Йорк).• Памятник выдающейся розыскной собаке Дойре, установлен пограничниками войсковой части Северо-Западного пограничного округа в 1971г.• Памятник с барельефом собаки и надписями, установленный 350 лет назад в честь собаки Штуцель ее любящими хозяевами фон Вангейхаймами в Германии. По легенде, именно это захоронение послужило причиной возникновения поговорки "Вот где собака зарыта"2.4 Разнообразие породПорода — это группа животных, характеризующихся общим происхождением, сходными экстерьерными, конституциональными и хозяйственно полезными признаками, стойко передающимися по наследству, а также определенными требованиями к условиям жизни.В настоящее время насчитывается свыше 400 пород собак, различных по облику, величине, повадкам и назначению. Ни одно из домашних животных не имеет такого разнообразия и несхожести, как собаки.По производственно-хозяйственному назначению все современные породы собак подразделяются на: охотничьих, служебных и декоративных.3.Практическая частьВ ходе выполнения работы я обратилась  к одноклассникам с просьбой: «Те, у кого есть дома собака, напишите, пожалуйста, небольшое сочинение о своем питомце». Все дети откликнулись на мою просьбу. Я предлагаю небольшие отрывки из сочинений.Вовина Варвара : « У бабушки с дедушкой есть рыжая  собака Макс. В основном, он сидит в квартире, но утром и вечерм его отпускают погулять. Летом он купается в речке и гуляет с нами по лесу.  Я очень люблю гулять и играть с Максом»Песенникова Анна: «Я очень люблю собак, особенно маленьких щенков. Они такие забавные. Пушистые и любят играться. Глаза у них похожи на бусинки. Добрые и ласковые они быстро привыкают к людям. Из таких щенков вырастают верные питомцы. У нас дома живет собака -шпиц.Я часто играю с ней.»Масловский Александр:« У нас дома  живет замечательная собака-Марс породы доберман. Он очень красивый, но самое главное в нем-это его добрый и веселый нрав. Марс очень любит играть, но в то же время он очень послушный. Он никогда не искушался украсть что-нибудь со стола, только преданно смотрел в глаза. В это время все сами хотят его угостить. Я очень люблю Марса и часто провожу время с ним. »Решетов Илья: «Мою собаку зовут Фея. Её порода-мопс. Эта порода была выведена в Китае. Фея очень умная, веселая и дружелюбная. Я люблю с ней играть и гулять.У Феи есть подружка Тося. Тося-это моя кошка. Они очень забавные .»Шаройко Ярослав: « Эта собака появилась у нас , когда мы поехали к родственникам. У них дома были щенки.Они предложили нам взять одного из них, которого мы назвали Ник. Теперь он живет у нас. Ник очень красивый ;весь черный, как угольный, а хвост крючком. Шерстка у него блестящая, а глаза умные и ласковые. »Отрывки из сочинений свидетельствуют о том, что мои одноклассники любят четвероногих друзей. Любят с ними играть.Также своим одноклассникам я предложила анкету:1. Есть ли у тебя собака ( если есть, то какая у неё кличка и какой она породы)       2. Знаешь ли ты для чего была выведена порода твоей собаки       3.. Какую роль играет твоя собака в жизни твоей семьи        4. Твоё отношение к собакам вообщеЯ сделала вывод из анкет моих друзей и поняла , что многие дети любят собак и что они играют важную роль в их жизни, так как собака лучший и преданный друг человека.А также составила памятку по уходу за собаками.ПАМЯТКАпо уходу за  собаками1.Прежде чем завести собаку в доме, надо узнать, все ли члены семьи согласны. Животное в доме должно быть желанно для всех.2.У собаки должны быть следующие вещи:   1)миска для еды и питья;   2)щетка  для шерсти;   3) шампунь для мытья;   4) игрушки(кость,мяч и др.)для того,чтобы грызть,играть;     5)поводок с ошейником  и намордник для прогулок;   6) коврик для сна и корзина, чтобы носить собаку к ветеринару (если собака небольших размеров).3.Не забывайте кормить питомца , вовремя убирать за ним .4.Ухаживайте за шерстью, следите за гигиеной животного.5.Играйте со своим питомцем.6.Животным нужен свежий воздух, не забывайте о прогулках7.В цивилизованном мире принято убирать на улице за своим питомцем(в пакетик)4. Заключение.Собака — верный друг человека, который не посмеется и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным нашим любимцам за их преданность и отвечать им тем же самым. Обычно люди хорошо относятся собакам, заботятся о них, начиная от питания и заканчивая модными сейчас походами в собачьи салоны красоты! Интересно, что собаки не требуют много. За доброе отношение они рады и мягкой подушке в квартире, и обычной будке во дворе. Они согласны прожить жизнь в неволе ради того, чтобы быть нужными. Поэтому, по моему мнению, самое важное — это не обижать животных, потому что у них тоже есть чувства, а своего хозяина они любят. Любая собака, при всем их разнообразии, даже самая декоративная, остается собакой, любящей и преданной своему хозяину. Плохих пород среди собак нет, ведь любая собака, в том числе даже самая простая дворняга, достойна уважения или хотя бы сочувствия.  Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери:«Мы в ответе за тех, кого приручили»