Формирование конструктивных умений дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование конструктивных умений дошкольников
Автор: Соколова Мария Александровна

Формирование конструктивных умений и развитие конструктивного мышления дошкольников Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуман-ного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. В современных программах о дошколь-ном воспитании, эта деятельность рассмат-ривается как одна из ведущих. Конструктив-ная деятельность очень важна для развития детей дошкольного возраста. В ребенке от рождения заложены конструирование и изо-бретательские нотки. В отличие от взрослых дети получают удовольствие от самого процесса конструирования, а не от того, что они создали что-то и потом смотрят и любуются. Польза от использования конструктивной деятельности в жизни дошколь-ников огромна. Во время занятий конструированием дети узнают новые слова и понятия, кото-рые связаны с геометрией фигур, материалами, используемыми в конструировании, правилами моделирования. Происходит развитие мелкой моторики, внимания, логи-ки, пространственного мышления и творческих способностей детей. Кроме этого у детей воспитывается усидчивость, желание доводить дело до конца, умение работать как самостоятельно, так и в команде. Развитие конструктивных умений и способно-стей оказывают огромное влияние на дальнейшую учебную деятельность дошколь-ников. Кроме, того конструктивное творчество выполняет терапевтическую функ-цию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется ум-ственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются уме-ния анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеуст-ремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношение). Конструктивные умения это способность: -узнавать и выделять объект, ви-деть существенные отличия -собирать объект из готовых час-тей -мысленно расчленять объект, выделять составные части -видоизменять объект по задан-ным параметрам получая при этом новый предмет с заданными свойст-вами Процесс конструирования за-ставляет ребенка радоваться успехам и красивым постройкам, которые он создал самостоятельно, или огорчаться, если не получается достичь задуманного. Но, самым главным, при этом остается приобрете-ние различных знаний, уточнение и углубление представлений об окружающем ре-бенка мире. В процессе конструктивной деятельности дошкольники начинают пони-мать (осмысливать) качественные характеристики различных предметов, запоминают их характерные особенности, отдельные детали, овладевают определенными навыка-ми, и учатся их использовать в практической деятельности. Конструирование как вид детского творчества способст-вует активному формированию мышления: благодаря ему ре-бенок познает основы графиче-ской грамоты, учится пользо-ваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам произ-водит разметку, измерение, строит схемы на основе само-стоятельного анализа, что спо-собствует развитию его про-странственного, математиче-ского мышления. Для того, чтобы успешно формировались конструктивные умения, необхо-димо развивать конструктивное мышление: - это умение видеть (представлять) объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей - это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т.е. умение видеть невидимые линии и части - мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, умение мысленно трансформировать. Процесс развития способностей к конструированию достаточно сложен, но очень важен для детей дошкольного возраста. Он должен носить последовательный характер, образовательный процесс должен быть направлен на развитие сенсомотор-ных навыков и возможностей. При этом должно развиваться пространственное, логи-ческое и творческое мышление, и обеспечиваться необходимый базис конструктив-ных способностей по созданию различных конструкторских моделей, воплощению творческих идей в области механизмов и техники. Формирования конструктивных умений происходит в самых разнообразных ви-дах конструирования: из строительных материалов и разных видов и деталей конст-руктора, из бумаги, бросового материала или природного материала. Можно однозначно сказать, что любой вид детского конструирования – очень полезен и важен для любого ребенка. Самой главное, что конструи-рование дарит детям радость творчества и созидания, а сделать это сейчас с таким обилием и разнообразием конструкторов не так уж и сложно. Сделайте жизнь своих детей интересной, подарите им радость!