"Как автоматизировать звуки дома"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как автоматизировать звуки дома"
Автор: Виктория Юрьевна Богородская

1 МДОб д\с №69 Г. Комсомольск-на-Амуре выполнила учитель-логопед Архангельская а.Н. 2 Жил был мальчик аоля. И был он вот такой. Артикуляция звука. Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная. Постановка звука. 1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА. 2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы. Практический материал по автоматизации звука Т. 3 Толя любит играть с поездом. Он строит железную дорогу, по которой едет поезд с вагонами и сигналит. ТУ-ТУ-ТУ-ТУ Взрослый показывает ребёнку игрушечный поезд или картинку. Взрослый спрашивает: - Как поезд сигналит? Ребёнок начинает гудеть. -ТУ-ТУ-ТУ-ТУ. - Поезд едет далеко и его сигнал еле слышен. -ТУ-ТУ-ТУ (ребёнок проговаривает тихо) - Поезд подъезжает к нашей станции? - ТУ-ТУ-ТУ (ребёнок проговаривает громко) Взрослый знакомит ребёнка с буквой а. 4 Автоматизация звука «а». 1. Повтори слоги. Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от 2. Повтори слова. Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тара, Тамара, том, топ, Тоня, Тома, Тося, топор; туча, тумба, тулуп, Звук в середине слова: Ната, Никита, сметана, рота, Рита; ноты, соты, шорты; Антон, пальто, сито, автобус, Звук в конце слова: тонет, дует, ходит, бегает, думает, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает. Стечение согласных звуков в слогах и словах: тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, торт, порт, март, портфель; метла, стать, статный, сталь, стыть, мосты, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы. 3. Повтори предложения. В автобусе едут люди. Антон несет ноты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты новый самолёт. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под тополем стоит Толя. 4. Повтори чистоговорки. Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты – папа строит мосты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - От - ёт – мы играем в самолёт. 5. Повтори скороговорки. 5 Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали, Да ноги-то оттопали. 6. Игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово. Долго-долго крокодил Море синее... (тушил). По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой... (тучи). 7. Игра «Один - много». Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном. Топор - (топоры) Автобус - (автобусы) Туча - (тучи) Таз - (тазы) Самолет - (самолеты) 8. Игра «Будь внимательным». Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются. У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта! 6 б него был друг мальчик Коля. И был он вот такой. Постановка звука «К». 1-й способ. Звук к следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т. При этом звук т должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка. Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык вглубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к с горловым оттенком. 2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или шепотная имитация храпа или кашля (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожий на К. 7 Коля очень любил смотреть на дождь . Он сидел дома и считал капли. Дождик, дождик, не грусти! Грозят пальцем. Кап-кап, кап-кап! ритмично хлопают в ладоши. Снова в гости приходи! Манят ручками. Кап-кап, кап-кап! Хлопают в ладоши. 8 Взрослый знакомит ребёнка с буквой «К» 9 Автоматизация звука «К». Я произнесу название предмета без последнего звука, а вы, дети, произнесите этот последний звук. цир…...(К) челове...(К) тюби...(К) като...(К) вос…(К) огоне…(К) роли…(К) комо...(К) чуло…(К) тан…(К) ручее…(К) вени...(К) плато…(К) блес…(К) узело…(К) банти…(К) дожди…(К) замо...(К) шты...(К) кошеле…(К) доми...(К) щено...(К) дис…(К) колобо…(К) Найдите картинку, название которой я начну произносить. Произнесите слово полностью. ЛУ.. .(К) ЛА...(К) ЖУ.. .(К) СУ.. .(К) БУ.. .(К) МА. ..(К) РА.. (К) БА.. .(К) СО...(К) ТО. ..(К) БО...(К) ШО...(К) Автоматизация звука [к] в слогах. ка-ко-ку-кы ко-ку-кы-ка ку-кы-ка-ко кы-ка-ко-ку ак-ок-ук-ык ок-ук-ык-ак ук-ык-ак-ок ык-ак-ок-ку Автоматизация звука [к] в слогах. ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык; ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег; як-як-як- маяк, як. Автоматизация звука [к] в словах заканчивающихся звуком [к]: урок, друг, стук, сапог, ток, крик, сурок, веник, шнурок, порок, замок, брелок. Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, финик, пик, як, маяк, каюк, тупик. Автоматизация звука [к] в словах начинающихся на звук [к]: кокос, кисть, кино, книга, кошка, кит, крот, кольцо, кекс, колдун, кофе, кость, камень, колодец, корова. Автоматизация звука [к]в слогах. Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну 10 Автоматизация звука [к]. Повторить чистоговорки. ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок. ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку, ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку. Автоматизация звука [к] в словах. Игра «Веселый счет». Сосчитай кошек. Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Автоматизация звука [к] в словах. Игра « Один - много». Кабан – кабаны, кабина – кабины, камень – камни, канава – канавы, капкан – капкан, конь – кони Автоматизация звука [к]. Повторить чистоговорки. На кокосы, на кокосы Налетели мы, как осы, А кокосы высоко, Высоко и далеко. Автоматизация звука [к]. Игра « Один - много». Один бак – много баков одна буква – много букв Один мак – много маков одна тыква – много тыкв Один бук – много буков одно окно – много окон Один паук – много пауков один маяк – много маяков Один бык – много быков один индюк – много индюков Один дубок – много дубков один веник – много веников Автоматизация звука [к]. Повторить чистоговорку. Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски: Сыта киска – пуста миска. Автоматизация звука [к] в словосочетаниях. Мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней. Автоматизация звука [к] в словах. Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка. Автоматизация звука [к]. Игра «Исправь ошибку». Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок 11 Автоматизация звука «К» в предложениях. 12 13 Дифференциация звуков К-а. Коля считает капли. Ребёнок пальчиком показывает на капли и произносит КАП-КАП-КАП-КАП На вокзал прибыли поезда. Они сигналят. Ребёнок показывает на поезд и проговаривает ТУ-ТУ-ТУ Игра «По дорожке пройти, что видел расскажи». Ребёнок пальчиком показывает и называет КАП, ТУ и т.д. Игра «ито услышишь покажи». Взрослый выдаёт ребёнку картинки с каплями и поездом. Инструкция: Если услышишь как капает дождик клади картинку с капелькой, если услышишь гудок поезда – клади картинку с поездом. Ребёнок сам выкладывает в строчку картинки. Потом «читает» получившуюся дорожку. 14 Игра «Доскажи-ка буковку» На конце слов потерялись буквы, тебе нужно помочь Коле и Толе закончить слова.Взрослый говорит начало слова, а ребёнок договаривает последнюю букву слова. со_ живо_ бан_ лиф_ су_ щено_ лу_ кро_ клубо_ ко_ мешо_ жу_ гороше_ песо_ бегемо_ аис_ кус_ Дифференциация букв. Толя очень любит ходить в гости к Коле. Толя прыгал по дороге с камушка на камушек. Прочитай буквы на камушках. (ребёнок пальчиком «прыгает» по камушкам и читает буквы) Дифференциация в слогах. Друзья любили зимой играть в снежки. Они налепили много снежков. Напиши на снежке букву «К», если услышишь слог со звуком «К». Напиши на снежке букву «а», если услышишь слог со звуком «т». Посчитай, кто больше налепил снежков. Взрослый произносит слоги: КА, аб, КЫ, КО, аА, ао, АК, Аа и т.д, ребёнок записывает нужную букву в снежок. Потом читает «дорожку». Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-а. ка - та - ка, та-та - ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук - ут то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок, ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око, ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд. Ак-ак-ат эк-эк-эт ик-ик-ит ок-ок-от ук-ук-ут Ак-ат-ак эк-эт-эк ик-ит-ик ок-от-ок ук-ут-ук 15 Предметы рассыпались. Расставь их по своим местам. Подбери слово, которое подойдет к схеме. 16 Дифференциация в словах. Игра «Собери бусы» аоля и Коля решили собрать бусы для мамы. б Коли были красные бусины, а у аоли – жёлтые. Если услышишь слово со звуком «К», нанизывай красную бусину на ниточку. Если услышишь звук «а», нанизывай жёлтую бусину. Можно на столе выкладывать красные и жёлтые кружочки. Можно на бумаге или доске рисовать и раскрашивать бусины. Игра «Полёт на шаре» Нужно пролететь вместе с шариком по дорожке и правильно назвать картинку со звуком а или К. Можно добавить задание положить на картинку кружочек с нужной буквой. Игра «Внимательные ушки». Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук К, и топни ножками, когда услышишь звук Т. 17 Коля и Толя играли в игру «Кто что делает». Называй, кто это и что он делает. 18 Игра «Разложи картинки» Коля и аоля любят собирать в свои альбомы картинки. аоля со звуком «а», а Коля со звуком «К». 19 Игра «Раскраска». б Коли есть красный, коричневый, а у аоли жёлтый, фиолетовый. Назови предметы и раскрась их этими карандашами. Проговаривай предмет и его цвет: жёлтая лента, красная крыша. 20 Игра «Бродилка» Проговаривание слов, в которых встречаются оба звука. По дорожкам пройди и слова назови. (кофта, конфета, комета, копыта, катушка, утка, ветка, космонавт, молоток, платок, моток, каток, цветок, танк, канат, охотник, капитан, трактор) 21 Плитка, куртка, клетка, картошка, стройка, тумбочка, кроватка, тарелка, ласточка, косточка, кастрюля, тыква, стакан, завтрак, комната, компот, ткань, самокат, тапок. 22 Дифференциация в словосочетаниях. Игра «Поиграем посчитаем». Посчитай диких уток, жёлтые цветки, маленькие улитки, вкусные конфеты. 23 Дифференциация в предложении. 24 Игра «Пазлы» Взрослый разрезает картинку и просит ребёнка собрать и назвать все получившиеся картинки. Можно придумать с каждым их ни слов предложения. 25 Дифференциация в стихотворениях. Коротышка под кроватку Спрятал торт и шоколадку, И картошку, и котлетку, И капустку, и конфетку... Ты постой-ка, коротышка! Завтрак твой утащит мышка! За столиком — Танюшка, На столике — катушка. Катушка тонких ниток И ткани есть кусок... Ну кто подскажет Тане — Что сшить из этой ткани? В тарелку косточку кладу — Тотошку завтракать веду! Юный Том катает ком, Метко ком кидает он. На окно забрался кот, Умный кот, но кот не тот.