«Воспитываем культурно-гигиенические навыки у детей через игру»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитываем культурно-гигиенические навыки у детей через игру»
Автор: Сидорова Оксана Ивановна

«Воспитываем культурно-гигиенические навыки у детей через игру»Возрастные особенности формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольниковВ младшей группе детей приучают следить за своим внешнем видом, учатся правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, вешать полотенце на место. Пользоваться расческой и носовым платком. Внимание дошкольников сосредотачивают на последовательности выполнения действий. На данном возрастном этапе у детей начинают формироваться элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой ложкой, вилкой, салфетками, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не крошить хлеб. Проводится работа по обучению детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.Воспитатель воспитывает у детей умение замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослого. Детям прививают культуру поведения. Приучают к соблюдению элементарных правил игры.Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольниковДля формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
  • Соблюдение взрослыми (родителями) и детьми режима дня. Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  • Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.
  • Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке.
  • Многократное повторение детьми действий с выделением способа и порядка их выполнения, при этом формы выполнения должны быть разные.
  • Индивидуальная работа с каждым ребенком. Обязательный учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
  • Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаИгра, неотъемлемая часть жизни детей младшего дошкольного возраста. И поэтому именно ей отводится главная роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей. Поэтому педагоги часто используют такие игровые формы как: дидактическая игра, игры-упражнения, игры-занятия.В дидактических играх, используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления («Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом» и т.д.).Широко используются настольно-печатные ( «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и словесные игры (« Кто больше знает приветствий» и т.д.)Все культурно-гигиенические действия, проводимые с ребенком, лучше всего сопровождать потешками, что значительно оживляет процесс самообслуживания.Пример потешек:УмываниеТеплою водоюРуки чисто мою.Кусочек мыла я возьмуИ ладошки им потру.ОдеваниеРаз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.Завязала КатенькеШарфик полосатенький.Наденем на ножкиВаленки-сапожкиИ пойдем скорей гулять,Прыгать, бегать и скакать.Прием пищиГлубоко и мелко,Корабли в тарелке,Вот кораблик плывет,Заплывает прямо в рот.Игры- упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав одного и того же культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению («Кукла Катя простудилась» - способы правильного пользования носовым платком).Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры –инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».Одним из направлений в работе ДОУ является взаимодействие с семьей. Постепенно повышая требования к ребенку необходимо проводить работу с родителями дошкольников: приглашать их в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Если есть возможность, посещать ребенка дома. Можно проводить консультации, родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, развлечения, использовать телефон доверия. Большое внимание в работе с родителями уделяется наглядному материалу (памяткам, выставкам литературы, папкам-передвижкам) таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, важно только избегать формализма.Дидактические игрыНаучим куклу Веру мыть рукиЦель: формирование навыков умывания; воспитание желания умываться в определенной последовательности, аккуратного обращения с гигиеническими предметами.Материал и оборудование: кукла Вера, мыло, полотенце.Методы и приемы: прямой показ последовательности способа действия, словесные указания, художественное слово.Предварительная работа: игра «Дочки-матери», рассматривание иллюстраций по этой проблеме.Словарная работа: мыло, намыливать, смывать, вытирать.Ход игры:В гости к детям приходит кукла ВераВера. Здравствуйте дети, я пришла к вам в гости поиграть с вами.Воспитатель. Дорогая Вера, мы очень тебе рады. Дети готовятся к завтраку. Они сейчас будут мыть руки. А у тебя почему такие грязные руки? (Восп-ль обращает внимание детей на руки куклы)Вера. Я рисовала рисунок своей подруге, замарала руки и они теперь не отмываются.Воспитатель. А ты руки с мылом мыла?Вера. Нет! Я мыла просто водой.Воспитатель. Дети, что нужно делать чтобы руки у Веры были чистыми (Ответы детей)Воспитатель. Правильно, руки нужно мыть с мылом. А ты Вера, умеешь мыть руки с мылом?Вера. Я не умею намыливать рукиВоспитатель. А наши дети умеют правильно пользоваться мылом. Хочешь мы тебя научим? Дети, научим Веру мыть руки с мылом?Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату. Дети встают вокруг раковины не мешая друг другу. Воспитатель читает стихотворение «Умывалочка Н. ПикулевойЗнаем, знаем, да,да,да, Лейся на ладошкуГде тут прячется вода! По-нем-нож-куВыходи водица, Нет, не понемножку – посмелей,Мы пришли умыться! Будем умываться веселейВоспитатель предлагает детям засучить рукава до локтей. То же самое «делает» Катя. Затем ребята включают и регулируют воду. Они вместе с педагогом показывают Кате, как надо мочить руки, а потом взять мыло, намылить руки и сделать «рукавицы». Дети смывают мыло под струей воды. Кукла Катя «повторяет» за ними все действия. Воспитатель спрашивает у детей о том, что делать дальше? (Закрыть краны.)Далее дети с педагогом и куклой Катей вытирают руки полотенцами. Вешают полотенца на место.Воспитатель. Дети, посмотрите на свои руки и руки Кати. Какими они стали? (Чистыми.)(Ответы детей.)Кукла Катя. Дорогие ребята, большое спасибо за то, что научили меня правильно мыть руки с мылом. Я теперь буду дружить с мылом. До свидания!Покажем Мишке как мы умеем одеваться.Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания.Мишка пришел в детский сад и хочет идти с детьми гулять. Дети одеваются гулять, Мишка может «комментировать» поведение детей во время одевания или воспитатель просит детей показать Мишке как нужно одеваться на прогулку.Угостим куклу чаем.Цель: в игровой форме формировать у детей правила этикета за столом.Дети вместе с педагогом, в начале обучения игре, или самостоятельно, в дальнейшем, накрывают на стол к чаю. Приглашают куклу к чаю, угощают её, предлагая различные сладости, чай, бутерброды или другие угощения. В процессе игры дети отрабатывают правила этикета за столом, диалоговое общение.Устранение беспорядка в одежде вместе с Мишуткой.Цель: в игровой форме побуждать детей внимательно относиться к порядку в собственном внешнем виде.К детям приходить в гости медвежонок Миша, его одежда запачкана, застёгнута неправильно, рубашка не заправлена в брюки и т.д. Педагог предлагает детям указать Мишутке на непорядок в одежде и исправить его. Одновременно с Мишуткой дети ищут непорядок в своей одежде.Научим кукол полоскать рот питьевой водой после приёма пищи.Цель: формировать у детей в игровой форме элементарных гигиенических навыков.В гости к детям приходит кукла, она жалуется, что после еды у неё во рту остаются остатки пищи. Она просит помощи у детей. Дети показывают кукле как нужно полоскать рот после В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию когда надо попросить соседа по столу передать печение. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника.Сами застегиваем пуговицы спереди на одежде.Цель: обучение навыкам самообслуживания.К детям приходит медвежонок в рубашке с расстёгнутыми пуговицами и просит детей научить его застегивать пуговицы. Один из детей помогает медвежонку застегнуть пуговицы. Затем дети могут на себе показать как они умеют застёгивать пуговицы. После прогулки или дневного сна можно организовать мини-соревнования на правильность застегивания пуговиц.Самостоятельно обуваюсь.Цель: с помощью эстафеты отработать навык самостоятельно обуваться.При подготовке к прогулке или физкультурному занятию организовать эстафету по обуванию обуви.Вместе с Мишуткой учимся завязывать шнурки.Цель: в игровой форме отработка навыка завязывания шнурков.В гости к детям приходит Мишутка и просит детей помочь ему научиться завязывать шнурки на ботинках. Можно использовать тренажеры для шнуровки.Намыливаем руки.Цель: отработка алгоритма мытья рук.В гости к детям приходит доктор Айболит и говорит, что он получил сообщение о том, что в детском саду ещё не все дети научились правильно намыливать руки. Доктор Айболит хочет проверить, все ли дети группы правильно намыливают руки. Дети показываю ему, как они умеют намыливают руки, доктор Айболит хвалит детей или поправляет некоторых. Потом Айболит говорит, что очень рад, что дети этой группы правильно намыливают и моют руки, а он пойдет посмотрит как намыливают руки дети других групп. Доктор Айболит прощается с детьми и уходит. Воспитатель ещё раз с детьми проговаривает алгоритм мытья рук.Покажем Мишутке, как мы умеем вешать одежду.Цель: в игровой форме закреплять потребность соблюдать порядок в шкафчике для одежды.Дети приходят после прогулки, а их в раздевалке уже ждет Мишутка. Он рассказывает детям, что его прислал Мойдодыр, он просил Мишутку посмотреть как дети вешают свою одежду в шкафчик, у всех ли порядок, и может кому-нибудь нужна помощь. Дети вместе с воспитателем показывают Мишутке, как они вешают одежду в шкафчик, на какие полочки складывают одежду.Покажи Мишутке, как пользоваться вилкой.Цель: в игровой форме отработка навыка пользования вилкой.В гости к детям приходит Мишутка. Он рассказывает детям, что его пригласили в гости к Принцессе Этикета на праздничный обед. Мишутка говорит, что ложкой он пользоваться умеет, а вот вилкой нет. Он просит детей помочь ему научится пользоваться вилкой. Дети рассказывают и показывают Мишутке как и в каком случае нужно пользоваться вилкой.Аккуратно разложим салфетки.Цель: обучение сервировке стола.В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, как надо разложить и расставить салфетки. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя непосредственного приёма пищи.Мои ушки чистые.Цель: в игровой форме закреплять стремление быть чистым.В гости к детям приходит Зайчик и рассказывает детям историю: его мама всё время напоминает ему о том, что необходимо мыть уши, но он не знает как и когда это надо делать. Дети вместе с педагогом рассказывают Зайке как нужно мыть уши, и зачем это надо делать.Уберём одежду в шкафчик.Цель: учить аккуратно складывать и вешать одежду в шкафчик.В соревновательной форме организовать уборку одежды в шкафчик после прогулки. Любой сказочный герой проверяет правильность развешивания одежды и аккуратность.Как мы лечим книжку.Цель: закреплять умение пользоваться клеем, кистью, воспитывать бережное отношение к книгам.К детям в гости приходит разорванная книжка, она жалуется на то, что малыши разорвали её, и просит ей помочь. Воспитатель предлагает починить книжку, обговаривает с детьми: что им понадобиться для работы, в какой последовательности они будут действовать. Педагог помогает детям при затруднении..Поможем кукле Кате встречать гостей.Цель: в игровой форме закрепить знания об этикете встречи гостей.К детям в гости приходит кукла Катя и рассказывает детям о том, что скоро к ней придут гости. Но как правильно встречать гостей она не знает и просит детей помочь ей в этом. Вместе с педагогом дети включаются в процесс приготовления к приёму гостей и помогают кукле Кате встречать гостей.Проблемная ситуация «Зачем нужны салфетки».Цель: сделать вывод о пользе использования салфеток.В гости к ребятам приходит Мишутка. Он просит детей объяснить ему зачем нужны салфетки. Мама ставит на стол салфетницу, а он не знает для чего нужны салфетки и как ими пользоваться. Дети рассказывают и показывают Мишутке как надо пользоваться салфеткой.Обсуждение правила «Когда я ем, я глух и нем».Цель: в ходе обсуждения выработать правила поведения за столом.Педагог организует беседу, в ходе которой проговаривает вместе с детьми правила поведения за столом, акцентирует внимание на опасность разговоров во время еды. Можно использовать картинки со строением горла человека.Надену на себя одежду в правильной последовательности.Цель: в соревновательной форме отработать алгоритм одевания.Во время сбора на прогулку воспитатель организует соревнование по скоростному одеванию. Оценивается не только скорость надевания одежды, но и правильность, и аккуратность.Научим Зайчика правильно вести себя за столом.Цель: в игровой форме закрепить и обобщить правила поведения за столом.В гости к детям приходит Зайчик и жалуется детям на то, что мама ему говорит, что он не умеет вести себя за столом. Зайчик просит детей научить его правилам поведения за столом. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывают Зайчику правила поведения за столом.Почему надо быть опрятным и аккуратным?Цель: разрешить проблемный вопрос, сделать вывод о пользе опрятности в одежде.В гости к детям приходит Лисенок. Он рассказывает детям о том, что его мама просит его всегда быть опрятным и аккуратным на улице и за столом. Лисенок высказывает сомнения зачем это нужно и к не чему плохому неопрятность в одежде привести не может. С помощью педагога дети доказывают Лисенку, что всегда нужно быть опрятным и аккуратным и в одежде , и в еде.Покажи Маше как надо поливать цветы.Цель: в игровой форме отработать навык ухода за цветами.В гости к детям приходит Маша и рассказывает о том, что ей на праздник подарили цветок в горшке. Но она не знает как за ним нужно ухаживать, как часто поливать и куда лучше его поставить. Дети помогают Маше решить эти вопросы.В результате проведения данных игровых занятий должно увеличиться стремление детей к самообслуживанию. Желание совершенствовать свои навыки  в вопросах личной гигиены. Должны улучшится показатели качества и времени выполнения обучаемым действиям и умениям, а также их общая и слаженная эффективность.