Составитель: Гатиятуллина З.Р. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Транспорт Цель: расширение и активизация словарного запаса. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1.Закреплять словарь и знания детей по теме «Транспорт». 2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный). 3. Продолжать учить: развитие грамматического строя речи, согласование существительного с числительными; согласование падежей и предлогов, согласование относительных прилагательных с существительными; формирование навыка словообразования; образование существительных в Р.п. мн.ч.; учить классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; звуковой анализ и синтез слова. Коррекционно-развивающие: - развивать зрительное внимание, восприятие, мышление; - развивать мелкую моторику, дыхание, речь с движением. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать навыки сотрудничества; - формировать навыки инициативности и ответственности; Оборудование: бумажные лодки, цветные фишки, картинки корабля машины, самолета и лодки с обозначением основных частей. Цветная бумага синего цвета, имитирующая речку. Геометрические фигуры. Картинки по теме. Дидактическая игра «Большой – маленький», «1, 2, 5. Транспорт». Словарь: наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской, снегоуборочная, милицейская. Ход занятия: Организационный момент. Логопед встречает детей, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку. Логопед: Посмотрите на картинку, которая лежит перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки. Ребята, сегодня к нам на занятие приехал грузовик, а в кузове цветные фишки. Дети выполняют задание. Логопед: Молодцы! Ребята, сегодня к нам на занятие приехал грузовик, а в кузове цветные фишки. Посмотрите и скажите, какого они цвета? Возьмите каждый по 3 фишки разного цвета и положите на край стола! Дети выполняют задание. Основная часть занятия Логопед: Нам нужно размять язычок и выполнить артикуляционную гимнастику и дыхательное упражнение «Подуй на перышко 1. Артикуляционная гимнастика Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Ш-Ж-Щ-Ч]: «Лягушка - хоботок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Накажем непослушный язычок», «Бублик», «Маляр», «Фокус», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [С-СЬ-З-ЗЬ]: Лягушка - хоботок», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Упрямый ослик», «Чистим нижние зубы», «Качели», «Киска сердится», «Посчитай нижние зубки», «Трубочка». Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Л-ЛЬ]: «Лягушка - хоботок», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Посчитай верхние зубки», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Поймаем звук Л». Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Р-РЬ]: «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Посчитай верхние зубы», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Комарик», «Моторчик». Логопед: Давайте вместе с вами отправим лодочки в плаванье. Выбирайте бумажные лодочки, будем силой воздушной струи отправлять их в соревновательное путешествие. Каждый по очереди и по «речке». Посмотрим, чья лодочка уплывет дальше (выработка силы и направленности воздушной струи). Дети выполняют задание. Логопед: Молодцы! 2. Упражнение Шифровальщики (звуковой анализ и синтез слова) Логопед: Ребята, давайте зашифруем с помощью цветных фишек слово МАШИНА Дети выполняют звуковой анализ и синтез слова МАШИНА 3. Упражнение «Посчитай 1, 2, 5. Транспорт» (развитие грамматического строя речи, согласование существительного с числительными) 1 (одна) лодка, 2 (две) лодки, 5 (пять) лодок 1 (один) велосипед, 2 (два) велосипеда, 5 (пять) велосипедов 1 (один) автобус, 2 (два) автобуса, 5 (пять) автобусов 1 (один) вертолет, 2 (два) вертолета, 5 (пять) вертолетов 1 (один) тралейбус, 2 (два) тралейбуса, 5 (пять) тралейбусов 1 (одна) машина, 2 (две) машины, 5 (пять) машин 1 (один) экскаватор, 2 (два) экскаватора, 5 (пять) экскаваторов 1 (один) пароход, 2 (два) парохода, 5 (пять) пароходов 1 (один) трактор, 2 (два) трактора, 5 (пять) тракторов 1 (один) паровоз, 2 (два) паровоза, 5 (пять) паровозов 1 (одна) ракета, 2 (две) ракеты, 5 (пять) ракет 1 (один) самолет, 2 (два) самолета, 5 (пять) самолетов Логопед: Вы догадались, на какую тему мы с вами сегодня будем говорить? Дети: Транспорт Логопед: Правильно, транспорт! 4. Упражнение «Большой - маленький» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных) Логопед: Ребятки, предлагаю поиграть в игру «Большой - маленький». Карточки на столе перед вами! Самолет самолетик Вертолет вертолетик Машина машинка Грузовик грузовичок Парусник парусник Велосипед велосипедик Лодка лодочка Мопед мопедик 5. Беседа: «Едет, плывет, летит. Что из чего состоит?» Работа с картинками (расширение и активизация словарного запаса) Логопед: Что вы видите? Дети: Грузовик, скорая помощь, автобус. Логопед: К какому виду транспорта они относятся? Дети: Наземный. Логопед: Кто водит машины? Дети: Шофер Логопед: У машины есть основные части: кузов, кабина, колеса. Есть машины, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная). Логопед: Что вы видите? Дети: Катер, лодка, теплоход, парусник. Логопед: К какому виду транспорта они относятся? Дети: К водному Логопед: Кто плавает, работает на корабле? Дети: Моряки. Логопед: Кто самый главный на корабле? Дети: Капитан. Логопед: Место, где причаливает маломерный транспорт, называется причал. Место, где причаливают большие судна, называется порт. У корабля есть основные части - нос, корма, борта. Логопед: К какому виду транспорта относится самолёт? Дети: К воздушному виду транспорта Логопед: Какая профессия нужна для управления самолётом? Дети: Лётчик. Логопед: У самолета есть крылья, салон, хвост, кабина, нос. 6. Физкультминутка «Шоферы» Логопед: А сейчас мы отдохнем, выполним физкультминутку! Едем, едем на машине, (имитация движения рулем) Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль) Скорости переключаем, («рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя) Смотрим пристально мы в даль (приставляют ладонь ко лбу) Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают) Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево) Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами) Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец) 7. Игра «Почему так называется? (формирование навыка словообразования) Логопед: Поиграем в игру «Почему так называется?» Возит бензин – (бензовоз) Самолет - Возит молоко – (молоковоз) Вездеход - Мешает бетон – (бетономешалка) Паровоз - Возит цемент – (цементовоз) Пароход - Возит воду – (водовоз) Самокат - 8. Игра «Из чего сделан, какой?» (согласование относительных прилагательных с существительными) Логопед: Из чего изготовлен самолетик? (Из бумаги). Значит, он какой? (Бумажный). Если колеса сделают из резины, они будут (резиновые) Если самолет сделают из металла, он будет (металлический) Если самолет сделают из пластика, он будет (пластиковый), а из пластмассы (пластмассовый) Если штурвал сделают из дерева, он будет (деревянный) 9. Упражнение «Назови транспорт и скажи, как он передвигается» (согласование падежей и предлогов) Логопед: Ребята! Вы молодцы! Следующее упражнение «Назови транспорт и скажи, как он передвигается», например: Вертолет летит по небу. Речевой материал: вертолет, снегоход, корабль, машина, ракета, поезд в метро, подводная лодка. 10. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (учить классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать) Логопед: - Ребята послушайте меня внимательно и назовите лишнее слово. Расскажите почему. Машина – Автобус – Самолет – Стол Мотоцикл – Машина – Юла – Автобус Самолет – Мотоцикл – Машина – Огурец Свекла – Самолет – Автобус – Мотоцикл 11. Упражнение «Один — много» (образование существительных в Р.п. мн.ч.) Логопед: предлагаю поиграть в игру «Один – много». Я буду называть один предмет техники, а вы много. - Машина (много машин) - Автобус (много автобусов) - Самолет (много самолетов) - Мотоцикл (много мотоциклов) Заключительная часть. 12. Итог. Упражнение Сложи из геометрических фигур машину Логопед: Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Какие виды транспорта вы запомнили? Я предлагаю собрать различный транспорт из геометрических фигур.