Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Автор: Стрига Антонина Александровна

Функциональная грамотность на уроках иностранного языкаПочему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни? Дело в том, что модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна привить необходимые навыки учебного труда, так как в будущем придется осваивать разные профессии.Зачем нужна функциональная грамотность? На самом же деле в мире происходят глобальные процессы, и мир кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.Рассмотрим причины для необходимых изменений.Меняющийся мир VUCA (это аббревиатура, впервые использованная в 1987 году, для описания или отражения нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности общих условий и ситуаций (volatility uncertainty complexity ambigity): нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность требуют срочных действий.
  • Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности решения проблем, но они же создают разрушительные перемены во всех сферах экономики.
  • Инновации в науке и технике. Создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что есть человеческое?».
  • Финансовые изменения. С появлением глобальной экономики, возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.
  • Социальные изменения. На планете продолжает расти, миграция, урбанизация. Культурное, национальное многообразие меняет сообщества, страны и их культуру. Увеличивается неравенство. Никто не знает, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются современным школьникам для построения своего будущего. Но для укрепления их позиции в будущем школа должна обучить их функциональной грамотности.
  • Президент Российской Федерации В.В.Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…»Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношенийОсновные черты функционально-грамотной личности:
  • это человек самостоятельный, познающий;
  • это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями, способный к самоопределению, самосовершенствованию, и умеющий работать на результат;
  • умеющий решать любые возникающие в жизни задачи;
  • самостоятельно открывать новое;
  • выбирать главное и интересное;
  • способного вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Направления формирования функциональной грамотности выделяются следующие:
  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
  • Индикаторы функциональной грамотности:
  • коммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств;
  • информационная грамотность - это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации;
  • общеполитическая грамотность - это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности;
  • компьютерная грамотность - это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества;
  • общая грамотность - это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке;
  • бытовая грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике;
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях - это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
  • грамотность при овладении иностранными языками - это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя;
  • Роль учителя важна в формировании функциональной грамотности.Роль английского языка в современном мире Количество людей (носителей), для которых английский является родным, составляет порядка 600 млн. человек. Количество людей, которые говорят на английском, составляет более 1,5 млрд. человек. Английский язык изучают почти 300 млн. китайцев (сравнимо с населением США);В Японии школьники средних учебных учреждений учат английский на протяжении 6 лет; Во Франции практически 85% учащихся предпочитает изучение английского языка;В 90 странах мира английский язык - второй государственный, либо широко изучается.В Швеции, Норвегии и Дании английский язык является обязательным для изучения.С учетом того, что мир постоянно совершенствуется, причем во всех направлениях (технологии, бизнес, IT-индустрия и другие), английский язык стал обязательным «атрибутом» для каждого специалиста в своей отрасли. В современном мире незнание английского буквально отрезает вас от многих достижений цивилизации. Вы ограничиваете себя сравнительно небольшим информационно-языковым куполом вместо того, чтобы мыслить более глобально. Опять же, большая часть информации в интернете - на английском (более 54%). Международный язык позволяет получить достойное образование в престижном университете, работу мечты и полноценное общение с иностранцами из любого уголка планеты.Основная цель учителя создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, предметов деятельного цикла - музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:
  • овладение грамотной устной и письменной речью;
  • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
  • умение самостоятельно формулировать проблему
  • Интерактивные методы такие как: деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой шторм, взаимообучение, исследования, проекты ,использование ИКТ, песни, аудиозаписи, драматизация, мультфильмы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, способствовать долгосрочным навыкам и умениям, выработке общих ценностей, создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия, осваивать учебное содержание не только через информацию, но через чувства и действияСреди основных принципов интерактивного обучения выделяют:
  • диалогическое взаимодействие;
  • работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
  • активно-ролевую (игровую) организацию обучения;
  • тренинговую организацию учебного процесса.
  • Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотностиВ формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
  • текст должен быть интересен;
  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
  • объем текста не должен превышать норму;
  • шрифт должен помогать легко читать текст;
  • текст должен развивать кругозор;
  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
  • иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
  • текст должен быть структурирован;
  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
  • Задания по работе с текстом могут быть следующие:
  • Найти ответы на предложенные вопросы.
  • Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
  • Составить предложения по порядку.
  • Найти соответствия.
  • Выполнить задание на множественный выбор.
  • Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  • Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
  • Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.
  • Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
  • Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
  • Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.
  • Прочитать отрывок и пересказать его.
  • Восполнить недостающую информацию.
  • Приемы и методы по развитию критического мышления:
  • Ромашка Блюма,
  • Толстые и тонкие вопросы,
  • Кластер,
  • Фишбоун,
  • Синквейн,
  • Инсёрт,
  • Диаграмма Венна.