Опыт применения театрализации в УКП при ФКУ ИК-5 г. Новотроицка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт применения театрализации в УКП при ФКУ ИК-5 г. Новотроицка
Автор: Аксёнова Багила Маннаповна

Опыт применения театрализации в УКП при ФКУ ИК-5 г. НовотроицкаАвтор Б.М. Аксёнова – учитель русского языка и литературыГКОУ «В(С)ОШ №13» г. ОренбургаКраткая аннотация статьи.В данной статье освещаются вопросы театрализации как способа ресоциализации осужденных и их реинтеграции в обществе. В статье показан опыт театрализации отрывков из произведений фольклора, классической литературы на уроках и внеурочное время. Также показано значение театрализации как способа выражения творческих способностей обучающихся.Театр - это высшая инстанция для решения жизненных вопросов.А. ГерценВ основе Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход., который предполагает переход к стратегии социального. Поэтому проблема учителя, на мой взгляд, сегодня - подобрать такие формы работы с учащимися на уроке, которые помогут оптимально способствовать развитию учащихся.Одним из таких методов является использование театрализации на уроках литературы. Именно данный метод даёт эффективные результаты и ставит, такие цели, которые способствуют формированию всех УУД у учащихся.Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.  Театрализованный урок — это школа нравственного воспитания, позволяющая каждому проявить свои творческие способности.Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают урок, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоении мира; трудовая - дает практически ценные умения; общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности. Как мы видим, значение театрализации - способствовать эффективному формированию УУД: личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания учебного предмета – литературы. А так как я работаю в пенитенциарной школе исправительной колонии строгого режима, то театрализация нужна нашим обучающимся еще и как способ ресоциализации. Социальная реабилитация и ресоциализация - это система социальных, психологических, педагогических и трудовых мер, направленных на восстановление физического, психического и духовного здоровья лица, осужденного лишением свободы, его личностного и социального статуса, а также способностей к полноценной интеграции в общество, внесению позитивного вклада в социальное, экономическое и культурное развитие территорий России. Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Перед принятием решения о театрализации того или иного произведения мы с обучающимися глубоко его изучаем, анализируем, акцентируем внимание на такие ситуации, при котopых поведение литературных героев становятся для учащихся стимулом осмысления себя как личности. Анализ ситуаций, где герой стоит перед нравственным выбором, начинается с обсуждения того, какие возможности для решения были у персонажа, а заканчивается оценкой выбранного им варианта поведения с учетом последствий поступка для других и самого себя. Так, при театрализации отрывка из «Братьев Карамазовых» в диалоге мальчиков, обучающиеся долго спорили кому достанется роль Илюши, а один сам предложил себя, пояснив, что это прямо про меня, и я смогу показать его мысли, душу. Мы читали о глазах, «пропитанных злобой», об убогой домашней обстановке: «… да и вся семья вынуждена жить в нищете…», о поведении, жажде мщения. А мой актер уже сам дорисовывал картину — всё это поразило реальным сходством с его семьей. Вовлекая обучающихся в работу над театрализацией, учитываю целый ряд факторов: степень криминальной зараженности ученика, его статус в криминальной среде, количество судимостей, готовность или неготовность к социальному контакту со мной. В этом проявляется индивидуальный подход так необходимый в нашей пенитенциарной системе. Работа, начатая на уроках, находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности. В школе организованы самые различные кружки и КВД, складывается традиция проведения классных собраний-дискуссий по важным для обучающихся проблемам. Так же, как и в обычной школе каждый понедельник начинается в поднятия флага, с гимна России, с «Разговора о важном», проводятся профориентационные уроки «Россия - мои горизонты». Высказывая свое мнение публично, ученик обретает уверенность в себе. А учитель тактично и в доступной форме пытается донести до  учащихся, что в обществе существуют социальные нормы, которые каждый человек должен выполнять. Ведя дискуссию, он умело проводит главную мысль: совершенную ошибку можно исправить только упорным трудом над собой. Включение осужденных в иную, чем прежде, систему отношений предполагает коррекцию не только и не столько их поведения, сколько сознания; формирование взглядов и убеждений, которые могли бы оказать позитивное воздействие на их социализацию в период отбывания наказания.И в этом смысле театр является одним из возможных средств воспитательной работы с обучающимися осужденными, поскольку может оказать мощное влияние на формирующуюся личность. Именно театр в силу своей социальной природы дает возможность подключиться к общественному сознанию, к общим нравственным законам мира, к менталитету, психологии, морали, эстетическим идеалам целой социальной группы, класса, общественной прослойки и т. п. В нашем УКП при ФКУ ИК-5 УФСИН РФ по Оренбургской области работает и кукольный театр, который показывает небольшие спектакли на злободневные темы. Так, с интересом смотрели осужденные постановку притчи «Два путника» по мотивам древнеперсидской сказки. Сопереживание зрителя герою театрального постановки, а еще лучше - исполнение роли в театральной пьесе позволяет перенестись, воплотиться в исполняемого героя произведения, то есть идентифицировать себя с героем. Так, инсценируя спор Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым из романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, участники диалога настолько вжились в роль, что в разговорах на переменах парировали между собой: как бы сказал мой герой из романа... Как говорят психологи, идентификация сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою театрального произведения и отношением к нему как к «другому».Благодаря такому сочетанию психологических закономерностей слушатель (или исполнитель) приобретает возможность проиграть в воображении, в своем внутреннем мире одну из неисполненных в жизни ролей и обрести жизненный опыт этой не прожитой, а проигранной жизни. Актер совершает в своем воображении те поступки, которые совершает персонаж художественного произведения. При этом происходит примеривание своего «Я» не просто к некоей исполняемой личности в целом, а к каждому ее действию в тех или иных конкретных обстоятельствах. Слушатель или актер по поводу каждого поступка воображаемого героя решает: «А я мог бы также поступить, так же сделать?». Сопереживая герою театральной пьесы, сочувствуя ему, человек «перевоплощается» в него, идентифицирует себя с ним, что ведет к глубоким интеллектуальным, эмоциональным переживаниям и, как следствие, к изменениям в духовной сфере личности.В историческом аспекте такой мощнейший воспитательный фактор как театр широко применялся Антоном Семеновичем Макаренко - советским педагогом и писателем.На уроках учащиеся знакомятся с сущностью исполнительского театрального творчества, выразительностью и содержательностью «языка» действий, с возможностями его использования, и, овладевая им, выявляют свой творческий потенциал.Все мы знаем, что такое батл, флешмоб, но в данной работе хотелось бы представить и рассмотреть такой вид флешмоба как артмоб . Это заранее спланированная массовая акция, которая нацелена на создание художественного объекта и вовлечение в этот процесс большого количества людей. Главная задача - придать мероприятию некую эстетическую ценность. Арт-моб является разновидностью флешмоба - спонтанной акции, в которую вовлекаются толпы людей для демонстрации какой-либо идеи. К артмобам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, предполагающие сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита и более нацелены на зрелищность, эстетику. Необходимо отметить, что именно сценарий позволяет артмобу стать полноправным театрализованным действом. Сценарий артмоба – это не всегда вторичный текст, в основе которого лежит переработка какого-либо художественного первоисточника. Это может быть и новый литературный сценарий, написанный участниками для определенного события. Это сродни уходящим в лету агитбригадам. Так вот, мы провели артмоб к 100-летнему юбилею Зиновьева А.А. После изучения биографии философа, писателя, публициста и прочтения романа «Зияющие высоты» мы совместно составили сценарий артмоба. Не только спонтанное участие в акции, но репетиционная и подготовительная работа делает процесс адаптации в коллективе и творческом процессе более продолжительным, а, следовательно, эффективным. И, наконец, артмоб предполагает театрализованное действие, которое поможет каждому участнику приобрести знания в тех или иных областях, «поиграть» и получить положительные эмоции от самого театрализованного действия.Таким образом, обращение к теории и практике театрального искусства будет способствовать формированию таких нравственных ценностных ориентаций осужденных, как коллективизм, общение, творчество, а также развитию театральной самодеятельности в пенитенциарных учреждениях. Театральная деятельность в местах лишения свободы должна рассматриваться как средство, активизирующее процесс коллективного творчества осужденных и более глубокого понимания ими собственной души. Реализация идей театральной педагогики в условиях исправительного учреждения поможет осужденным приобрести новые модели поведения, сформирует творческое восприятие жизни, подготовит их к встрече с практическими и эмоциональными испытаниями. Что и приведет к ресоциализации и реинтеграции в обществе после освобождения из мест лишения свободы.Литература1. Зауторова Э. В. Театральное искусство как метод арт-терапии в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом // Свобода арт-терапии в несвободных условиях: мат. все-росс. научн.-практ. конф. (21-23.06.2016). Киров: ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской Республике, 2016. С. 40-46.2. Зауторова Э. В. Театральная педагогика в местах лишения свободы: монография. М., 2018. 108 с.3. Климова Т. Театральная педагогика в современной школе // Искусство. 2012. №8. С. 2-6.4. Пригодич Н. Такого в тюрьме еще не было. URL. (дата обращения 23.08.2019).5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1979. Т. 1. С. 245.6. Терский В. Н. Об организации досуга в практике А. С. Макаренко // Хрестоматия по педагогике: учебн. пособие; под ред. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1976. С. 18.7. Толкачева Е. Как театральная педагогика помогает школе. URL: (дата обращения 23.08.2019).