Этикет и культура общения для 2-3 классов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этикет и культура общения для 2-3 классов
Автор: Фирулина Людмила Александровна

Муниципальное образовательное учреждение
Фабрично-Выселковская
средняя школа
Утверждаю
Директор школы Алифанова Н.Н.
_________________
августа 2020г.
Программа внеурочной деятельности для 2-3 класса
Этикет и культура общения
Всего 68 часов
Срок реализации 2 год
Возраст 8-9лет
Программа разработана
Учителенм начальных классов
Фирулиной Л.А.
Педагогический стаж 35лет
Программа рассмотрена и утверждена
На заседании Педсовета
Протокол №
___ августа год 2020
2020г.
Информационная карта
Образовательная программа
1.Отдел: общекультурное направление
2.Учебное объединение: Этикет и культура общения
3. Ф,И,О, педагога Фирулина Л.А.
4. Название программы Этикет и культура общения
5. Вид программы : типовая
6. Продолжительность освоения программы: 2 года
7. Возрастной диапазон: 8-9 лет
8. Образовательная область: обществознание
9. Уровень освоения: общекультурный
10. Форма организации образовательного процесса - групповая
Содержание программы
1.Титульный лист
2.Пояснительная записка
3. Цели и задачи
4.Принципы программы
5. Содержание программы
6 Планируемые результаты обучения
7. Тематический план
8. Учебно- тематический план
9. Календарно- тематический план
10 Материально- техническая база
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для внеурочной деятельности младших школьников и реализуется в форме кружка для 2-3 класса. В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа – свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции младшего школьника.Интеллигентный человек постоянно соотносит свои слова, поступки, поведение с другими людьми. Эта способность к пониманию другого, терпимое, уважительное отношение к ребёнку и взрослому, к члену семьи, поддерживают наше нравственное здоровье, нравственное здоровье общества. Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в приветливости и скромности, в способности слушать и не мешать другим, в доброте и умении незаметно прийти на помощь, в чистоте языка и чистоплотности быта, - говорит В.А. Караковский . Таким образом, культура общения (коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой происходит акт коммуникации.
Человеку приходиться бывать в различных ситуациях , встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно , нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребёнка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками , но преобладает непроизвольный характер поведения.
Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей .У ребёнка появляется
внутренняя позиция , которая в дальнейшем будет присуща человеку
на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе , но и к занимаемому им положению в жизни.
Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения выращиваются с 1 класса.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для
применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Программа рассчитана на 1 год, 72 занятия , которые проводятся 2 раза в неделю, по одному академическому часу. Возраст детей – 8-9 лет.
Цель программы :
Воспитание грамотной культурной личности.
Образовательные задачи:
Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Познакомить детей с понятием этикет, с историей этикета, с навыками культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные качества личности.
Учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими.
Будить у детей желание самосовершенствоваться ,развиваться всесторонне.
Воспитательные идеи программы:
-Старайся делать добро!
-Бойся обидеть человека!
-Люби и прощай людей!
-Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
-Познай мир и себя!
-Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Основные принципы построения программы.
Личностноориентированные принципы:
Принцип адаптации.
Принцип психологической комфортности.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка.
Деятельностноориентированные принципы :
1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
3.Принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
4.Принцип опоры на предшествующее развитие.
5.Принцип практической деятельности.
6. Принцип игры.
Культурно-ориентированные принципы :
1. Принцип целостности образа мира.
2. Принцип целостности содержания образования.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип смыслового отношения к миру.
5. Принцип овладения культурой.
Формы и методы организации работы.
В основе обучения лежит игровой принцип. Он соответствует возрастным особенностям детей.
Формы работы:
ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы, индивидуальные беседы, экскурсии, практические занятия.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы "этикет и культура общения"
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор,
как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от
педагога.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Получат представления:
сервировка стола; культура внешнего вида.
Усвоят понятия:
Этика, этикет, этикет застолья, речевой этикет, комплимент, коллектив .
Приобретут умения:
1.вести разговор по телефону; сервировать стол; пользоваться столовыми приборами;
2.вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
3.строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
4.дарить и принимать подарки;
5.использовать невербальные средства общения;
6.оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
7.говорить комплименты.
Овладеют:
•навыками культуры общения со сверстниками;
Формы учета оценки планируемых результатов.
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика: ( Приложение)
Тематическое планирование 2класс

Тема
Кол-во часов
теория
практика
1.
Введение
1ч.
1ч.
-
2.
Правила жизни в обществе
14 ч.
13ч.
1ч.
3.
Дом и семья
7 ч.
6ч.
1ч.
4.
Гость – хозяину радость
12 ч.
9ч.
3ч.
Учебно- тематическое планирование
1 Блок-Введение.

Тема
Кол-во уроков
1.
Введение
1.
2 Блок-Правила жизни в обществе.( 14)
2.
На прогулке
1.
3.
В магазине
1.
4.
В больнице. Врач и пациент.
1.
5.
В общественном транспорте.
1.
6.
В театре, в кино.
1.
7.
В музее.
1.
8.
Практическое занятие
Экскурсия в школьный музей.
1.
9.
На концерте, на стадионе.
1.
10.
Путешествия.
1.
11.
В гостинице.
1.
12.
Национальный этикет
1.
13.
У меня зазвонил телефон..
1.
14.
Пишем письма.
1.
15.
Интернет и этикет.
1.
3 Блок-Дом и семья.( 7.)
16.
Портрет семьи.
1.
1.
17.
За столом.
1.
1.
18.
Практическое занятие
Сервировка стола.
1.
1.
19.
Семейные праздники.
1.
1.
20.
Доброе имя семьи.
1.
1.
21.
Добрые слова, слова утешения.
1.
1.
22.
Домашний интерьер.
1.
1.
4 Блок-Гость – хозяину радость ( 12 ч.)
23.
Гостеприимство как национальная черта русских.
1.
24.
Мы идём в гости.
1.
25.
Практическое занятие Мы идём в гости.
1.
26.
Приглашаем гостей.
1.
27.
Практическое занятие Приглашаем гостей..
1.
28.
Даты и торжества
1.
29.
Поздравления. Приглашения.
1.
30.
О подарках.
1.
31.
Цветочный этикет.
1.
32.
Практическое занятие
На день рождение к другу
1.
33.
Дама и кавалер. Потанцуем ?
1.
34.
Обобщающее занятие
Путешествие в страну этикета.
1.
Содержание программы.
1. Введение ( 1).
Что значит быть вежливым ?
Цель: Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
Задачи: - воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
- Познакомить детей с понятием этикет, с историей этикета, с навыками культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах.
2.Правила жизни в обществе ( 14).
Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения ( словарь). Правила поведения в общественных местах. Посещение больного. Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение Прав и обязанностей пассажиров ( словарь) . Решение ситуаций. Правила театрального этикета ( поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления ( словарь). Культура поведения во время экскурсии в музее, отношение к экспонатам. Правила поведения в общественных местах ( словарь).Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолёте. Правила проживания в гостиницах. Особенности этикета в разных странах мира. Решение ситуаций телефонного этикета , культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе ( словарь). Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем. Правила работы с электронной почтой.
-прививать устойчивые нормы поведения в театре, в транспорте, в музее, в больнице.
-развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
-воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
- развивать коммуникативные качества личности.
- познакомить с основными правилами сетевого этикета
3.Дом и семья (7).
Речевые формы сопереживания , сочувствия, сострадания и ситуация их употребления ( человеку больно , он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребёнку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям. Отношение к близким , людям старшего поколения, соседям, права и обязанности членов семьи. Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Культура организации семейного торжества, семейные традиции.
Учащиеся должны знать: Права и обязанности всех представителей семьи, основные приёмы сервировки стола и подачи блюд, правила хорошего тона за столом.
Иметь представление о поведении культурного человека на главных семейных событиях
4. Гость – хозяину радость ( 13).
Правила посещения и поведения в гостях , внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Правила оформления поздравительной открытки ( словарь). Правила выбора, получения и дарения , оформление подарков. Дарение цветов. Отношение между девочками и мальчиками, приглашение на танец, отказ от танца, Белый танец.
- научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета.
- формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом особенностей девочек и мальчиков.
- будить у детей желание самосовершенствоваться .
Диагностика планируемых результатов ( приложение)
Входная диагностика

Ф.И.
Уровень воспитанности
1
уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
5 уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
Результат: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текущая диагностика

Ф.И.
Уровень воспитанности
1
уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
5 уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая диагностика

Ф.И.
Уровень воспитанности
1
уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
5 уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
Для учителя:
1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
2. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
5. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
6. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
7. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов Этика и этикет младших школьников. Москва, Школьная Пресса, 2002г.
8. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
10. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва Вече 2004г.
2. Барто А.Л. В театре.
3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
5. Чуковский К.И. Телефон.
6.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
7. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
8. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Приложение
Диагностика по определению уровня воспитания культуры общения.
Цель— выявить общее представление ребёнка овежливости.
Методика.
Ребенка просят ответить на три вопроса.
1. Какого человека называют вежливым
2. Какие вежливые слова ты знаешь
3. Как ты думаешь, почему их называют волшебными
Высокий уровень— полностью справился.
Средний— требовалась помощь педагога.
Низкий— отмечаются слабые, недостаточно сформированные представления.
Задание 2.
Цель— выявить, имеются ли впассивном словаре ребёнка формулы речевого этикета, понимает ли он их.
Методика. Ребенку дают инструкцию: Сейчас япрочитаю тебе предложения, вкоторых спрятались вежливые слова. Если ты услышишь такое слово, положи фишку.
Высокий уровень— из 10 заданных предложений справился со всеми.
Средний уровень— 6–7 предложений.
Низкий— менее 5 предложений.
Задание 3.
Цель— определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.
Методика. Ребёнку дают инструкцию: Сейчас ярасскажу тебе одну историю про мальчика идевочку, которых зовут Саша иКатя. Ябуду рассказывать ипоказывать тебе картинки, аты будешь внимательно слушать, смотреть ипомогать мне рассказывать. Ты будешь за Сашу иКатю говорить вежливые слова. Далее описывают каждую ситуацию общения, вкоторой формулируют основные условия (то есть задают компоненты): имена коммуникантов, время, место, цель высказывания, атакже сопутствующие условия, позволяющие сформулировать мотивировку реплик.
Ситуации.
1. Просьба.
У ребят шло занятие по аппликации. Им было дано задание: сделать открытку вподарок маме кпразднику. Саше нужна розовая бумага, чтобы вырезать цветок (мотивировка). Как Саша может попросить (цель) бумагу уКати (адресат)≤ Акак ещё можно сказать≤.
2. Приветствие.
Утром (время) ребята приходят вдетский сад (место, обстановка) издороваются своспитательницей, которую зовут Нина Николаевна (адресат). Как они могут поздороваться сней (цель) Акак ещё можно сказать?
Задание 4.
Цель— выявить умение контролировать свое поведение, слушать ислышать собеседника иотношение кнеэтичным выражениям собеседника.
Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.
План наблюдения.
1. Как ребёнок вступает вобщение со сверстником (предлагает свои правила игры, соглашается спредложенными).
2. Умеет ли слушать собеседника испокойно высказывать свое мнение.
3. Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.
4. Как размещается по отношению ксобеседнику (лицом. боком, спиной).
5. Умеет ли контролировать себя вобщении со сверстниками.
6. Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника ивыражает ли свое отношение.
7. Как ребёнок выражает свое отношение кнеэтичным выражениям собеседника.
Результаты наблюдения фиксируются впротоколе.
Таким образом, выделяется три уровня развития коммуникативной компетентности.
Низкий уровень— ребёнок самостоятельно не использует вречи вежливые слова, только при напоминании взрослого. Впассивном словаре имеются представления ословах речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи имимика невыразительны. Вобщении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает вконфликты, навязывает свое мнение.
Средний уровень— ребенок употребляет вречи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета вситуациях общения. Умеет слушать собеседника, но унего не всегда получается контролировать свое поведение. Выражает неприятие кнеэтичным выражениям собеседника. Речь интонационно выразительна. Мимика ижесты недостаточно развиты.
Высокий уровень— проявляет инициативу ворганизации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость кнеэтичным выражениям собеседника.
Для составления более полной картины речевого окружения ребенка необходимо определить степень ихарактер участия родителей ввоспитании культуры речевого поведения детей ипонимание ими его необходимости.