Учебные задания по формированию личностных, метапредметных и предметных результатовх


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебные задания по формированию личностных, метапредметных и предметных результатовх
Автор: Ирина Валентиновна Никишина

«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы». 1) Учебные задания по русскому языку для формирования личностных результатов.Задание1. «Главная мысль». Русский язык 8 класс. Тема урока: «Односоставные предложения»Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:Выразительно прочитайте текст:Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории. (Е.Осетров)Выполнить задания:- В каком предложении выражена основная мысль текста?- Как человек должен относиться к своей истории?- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.Задание 2. Русский язык. 9 класс. Тема урока «Виды сложноподчиненных предложений». Прочитайте текст, найдите в нём сложноподчинённые предложения, охарактеризуйте их. Определите стиль, тип речи. В каком предложении средством выразительности является метафора?1)Актриса стояла за кулисами, одетая в атласную оранжевую мантию. 2) Она смотрела в зал, где пламя свечей дробилось в хрустале. 3) А видела перед собою один-единственный, слабо тлеющий огонек лучины в родимой хате и слышала, как шипят в подставке падающие обугленные щепочки. 4) И слушала, как поет матушка.Ответы: Сложноподчиненные предложения: 2) – СПП с придаточным места, 3) -СПП с изъяснительным придаточным, 4) СПП с придаточным образа действия. Стиль текста – художественный, тип речи-повествование. Во втором предложении используется метафора – пламя свечей дробилось в хрустале.2. Учебные задания по русскому языку для формирования метапредметных результатов:Познавательные: Задание 1. Тема: Многозначные и однозначные слова.Даны загадки:Они обычно для шитья,И у ежа их видел я.Бывают на сосне и елке,И называются … (Иголки)Мухи белые летелиНа дворы, на крыши сели.Не сочтете белых мух,Что летают, словно пух. (Снежинки)В тетради я бываю косая и прямая,В другом совсем значенииЯ планка для черчения.И наконец, порою в шеренгу всех построю. (Линейка)Задание:Отгадайте загадки.Найдите орфограммы в словах-отгадках.Что общего у этих слов?В чем их различие? Нет ли здесь лишнего слова?Задание 2: столкновение двух или более разных точек зрения.Учащиеся знакомятся с текстом задания и предлагают на вопрос свой вариант ответа.Материал: карточки с заданиями. С каким мнением вы не согласны?А) Надо запомнить правописание приставок: есть только приставка на, например, находить, нарисовать, нарезать. Но не существует, есть только приставка Под, например, подбить, подсмотреть, подслушать, приставок Пад, Пат, Пот не существует; есть только приставка с, например, сбрить, сбежать, срубить, приставки з не существует.Б) Правописание приставки зависит от того, какой звук обозначает последующий согласный: перед буквой, обозначающей глухой звук, пишем букву, обозначающую глухой согласный, перед буквой, обозначающей звонкий звук, пишем букву, обозначающую звонкий согласный.Ученик выбирает определенную точку зрения, подбирает свои примеры для доказательства верности правила. В результате сопоставления двух принципов написания приставок все учащиеся должны прийти к общему мнению – необходимо дополнить правило написания приставок, так как оно касается только тех слов, в состав которых входят приставки, оканчивающие на согласный з, с.Критерии оценивания: понимание возможности различать позиции и точки зрения, понимание возможных разных оснований для оценки одного и того же явления, учет разных мнений и умение обосновывать собственное, умение сравнивать, анализировать, обобщать.Регулятивные:Задание 1. Ученик Слава выполнял упражнение: «Вставь пропущенные буквы. Имена собственные напиши с заглавной буквы. Раскрой скобки».Текст, данный Славе:Наша деревня снегири ст...ит (на)б...регу р...ки банька. (В)реке (по)селились бобры. Летом зв...рьки (за)пасали (на)зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими (воду ств...лами д...ревьев. З...мой бобрам не надо ходить далеко (заормом.Правильно выполненное упражнение выглядит так:Наша деревня Снегири стоит на берегу реки Банька. В реке поселились бобры. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.Слава выполнил упражнение так: Наша деревня Снегири стаит на берегу реки Банька. Вреке по селились бобры. Летом звирьки запасали назиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами диревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.Оцени работу Славы. Для этого выясни следующее:Сколько букв Слава вставил верно? ___ из 7.Сколько предлогов и приставок Слава записал верно?___ из 7.Сколько имён собственных Слава начал с большой буквы:а) верно ; б) неверно ; в) нельзя установить однозначно.4. Дай общую характеристику работы Славы. Для этого в квадратиках рядом с приведёнными суждениями запиши буквы (А, Б, В), соответствующие оценкам.Полностью правильно.Частично правильно (с ошибками).Полностью неправильно.а) Слава умеет проверять безударную гласную в корне слова.б) Слава умеет писать предлоги и приставки со словами.в) Слава умеет применять правило написания имён собственных.Задание 2. Тема урока: «Правописание приставок на з и с».Подберите к каждому отрезку слова подходящую для негоприставку. Прочитайте получившиеся слова.дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить,чезнутьА если бы нужно было записать слова, с какой проблемой выбы столкнулись? ПочемуКоммуникативные: Задание. 1. Объясните название текста. Как бы вы озаглавили текст?2. Перескажите содержание сказки.3.Совершенствуйте повествовательный текст, вводя где требуется фрагмент описания.4.Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного текста с соседом по парте.5.Как вы думаете, почему мамонтенка назвали шалуном? Порассуждайте на эту тему.6. Инсценируйте понравившийся вам эпизод.7. Дайте отзыв на инсценировку.8.Придумайте свое продолжение сказки.Отрывок из сказки С. Аниной «СКАЗКА ПРО ОГОНЁК»Где-то на самом краю земли растёт сказочно красивый лес. И чего только нет в этом лесу!Высокие раскидистые деревья с резными листьями переплелись изумрудными ветками, приютив на пушистой кроне множество крохотных разношерстных и разнопёрых зверюшек и птиц. Шерсть зверюшек, похожих на лемуров и белок, кошек и обезьян, переливаются на солнце, соперничая разнообразием красок с разноцветьем оперения звонкоголосых птиц.А какие там бабочки! Большие и маленькие, похожие на анютины глазки, васильки и совсем никому не известные чудесные цветы, которые растут здесь же, то в тени зелёной кроны деревьев, то – вперемешку с сочными травами - на открытых полянах. Издали и цветы, и бабочки похожи на яркие радужные пятна: красные, синие, фиолетовые, зелёные, жёлтые.Какие волшебные сладкие ароматы витают в воздухе! А сколько разных вкусных сочных ягод и плодов!Может быть, потому, что в этом волшебном лесу так красиво, тепло и сытно, а, может, потому, что и сами звери были волшебными – неизвестно, но только были они очень добрыми, никто ни на кого не охотился, и умирали здесь только от старости.Вот среди этой благодати и жил маленький, но жаркий Огонёк. Днём слегка затухал, уступая место солнечному свету, и дремал до самых сумерек.Но, как только солнце уходило на покой, Огонёк открывал глазки и, перемигиваясь со звёздами и дразня светлячков своими искорками, набирал силу и яркость, вступая в соперничество с Луной, гордо глядящей на него с неба.Огонёк собирал вокруг себя полуночников-зверей и, тихо потрескивая сухими хворостинками, рассказывал лесным обитателям разные волшебные сказки и легенды, вселяя в зверей покой и рассеивая их страхи.Задание 2. Дайте ответы на вопросы–шутки. Как можно проверить их правильность?1.Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 5.Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану?3. Учебные задания по русскому языку для формирования предметных результатов:Задание 1. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.Задание 2. Игра в прятки. Какие несклоняемые существительные спрятались? Составь словосочетания. …(горячий черный),…(картофельное),…(белый), … (красивый), …(голубая), …(свободное), …(дорогой), …(сладкое), …(австралийский),.. (интересное),..теплое. Правильные ответы: кофе,пюре,какаду,тюль,эмаль,такси,шампунь,эскимо,кенгуру,кино,пальто.