«Пути повышения эффективности и результативности образовательного процесса при обучении детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Пути повышения эффективности и результативности образовательного процесса при обучении детей с ОВЗ"
Автор: Митрофанова Евгения Анатольевна

1 Слайд 1. «Пути повышения эффективности и результативности образовательного процесса при обучении детей с интеллектуальными нарушениями» Слайд 2 В своей педагогической деятельности мы сталкиваемся с проблемой снижения познавательного интереса особенно на учебных занятий в старших классах. Обучающиеся с ограниченным интеллектом с большим трудом переносят полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении академических знаний в повседневной жизни. Для того, чтобы повысить познавательный интерес на своих уроках мы используем элементы различных инновационные технологии, и сегодня хочется поделиться опытом нашей работы по использованию технологии интегрированного обучения. Слайд 3 Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Слайд 4 Реализуем мы данную технологию через проведение интегрированных уроков. СЛАЙД 5 Целью, которых является помочь обучающимся с нарушением интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а также развивать способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации. Слайд 6 Данная цель достигается через решение следующих задач: - создание у ребенка с нарушением интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством; - формирование у школьников с нарушением интеллекта коммуникативных качеств, нравственных ценностей; - развитие способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность. Слайд 7 Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; - большой информативной ѐмкостью учебного материала, используемого на уроке. 1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух, а иногда и трѐх различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель проводимого урока. Если общая цель определена, 2 то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. 2. При планировании интегрированного урока тщательно определяем оптимальную нагрузку обучающихся различными видами деятельности. 3. Интегрированный урок требует от нас серьезную предварительную подготовку, тщательной координации действий, согласованности в деятельности, в конце концов, личностной совместимости. Кроме этого мы строго соблюдать регламент урока, тщательно продумываем формы и методы работы на таких уроках. С одной стороны, хорошо работать в команде, с другой – это большая ответственность. Слайд 8 Педагогами нашего учреждения интегрированные уроки проводятся достаточно часто. Это чтение и музыка, чтение и логопедия, сельскохозяйственный труд и письмо, география и чтение, музыка и биология и др. Нас с Натальей Михайловной больше всего интересует возможность интеграции уроков чтения и развития речи с историей Отечества с целью обобщения материала по определѐнной теме. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы и это определяет многосторонние связи литературы с историей. В рамках работы школьного методического мы с Натальей Михайловной на протяжении трех лет даѐт открытые интегрированные уроки: - в 2013-2014 учебном году подготовили и провели интегрированный урок в 9 классе по теме: «Герои Великой Отечественной войны. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». - в 2014-2015 учебном году мы продолжили сотрудничество с учителем истории и обществознания и провели в 9 классе открытый интегрированный урок истории и чтения по теме: «Битва на Курской дуге. А. Толстой «Русский характер»; - в прошлом году это урок по теме: «Русские летописцы. Сказание о белгородском киселе»; - в декабре прошлого учебного года мы провели урок в 8 классе по теме « Образ Петра 1 в истории и литературе на примере рассказа Алекссева «Про боярские бороды». А поделиться своим опытом работы с Вами хочется на примере урока «Русские летописцы. Сказание о белгородском киселе»; Работа по организации и проведению данного урока состояла из трѐх основных этапов: I. Подготовительный этап – совместно с Натальей Михайловной определяли цель и задачи урока, объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения, составляли план-конспект, подбирали дополнительную литературу, иллюстрации, видеоматериалы, готовили презентация учебного материала. 3 II. Основной этап – непосредственно проведение интегрированного урока и совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся под нашим руководством. III. Заключительный этап – анализ проведѐнного урока, обмен мнениями участников интегрированного урока, присутствующих педагогов. Детям нравятся такие уроки, они работают на таких уроках сравнительно легко. И хочется отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются ими лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Открытые интегрированные уроки истории и чтения получили высокую оценку присутствующих коллег. Из опыта нашей работы можно сказать, что интегрированные уроки являются эффективной формой обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченным интеллектом. Слайд 12 Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: 1. Способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов обучающихся с ограниченным интеллектом, побуждают их к активному познанию окружающей действительности. 2. Положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интереса учащихся с нарушениями интеллекта. 3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение, перегрузку учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов, помогает им лучше оценить способности и знания ребѐнка, понять его, побуждает искать новые формы обучения. В заключении мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием Вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на Ваших интегрированных уроках. Слайд 13. 4 Список использованной литературы: 1. Долженко, Г. И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи // Начальная школа, - 2000, - № 12. 2. Интегрированный урок как одна их эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: учебно-методическое пособие/ О. Н. Тимченко. - Курск, 2012. 3. Интеграция как способ активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью/ С. Г. Калинская. – Биробиджан: ОблИУУ, 2006. 4. Мартынова, М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков/ М. В. Мартынова. - Томск, 2003. 5. Сухаревская, Е. Н. Технология интегрированного урока/ Е. Н. Сухаревская. - Ростов н/Д, 2003.