Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью.
Автор: Зарета Адамовна Сардалова

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классахДисциплина: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподаванияПреподаватель: Сардалова З.А.Тема учебного занятия: Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью.Тип урока: усвоение новых знанийВид урока: лекцияЦель урока: изучение содержания и организации работы над пунктуационной грамотностью;Задачи урока:образовательная: повторить и обобщить знания студентов по разделу «Пунктуация»; развивающая: развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, наблюдательности; развитие грамотной доказательной речи с правильным употреблением терминологии;воспитательная: воспитание интереса к предмету.Формы работы обучающихся: беседа, работа с учебником,Межпредметная связь: психология, педагогикаФормируемые компетенции: ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК-7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки.Оборудование, дидактический материал: учебник - Е.С. Антонова, С.В.Боброва «Методика преподавания русского языка (начальные классы)», презентация по теме. Ход занятия1. Организационный этап. (Приветствие, готовность к занятию, перекличка, заполнение темы в журнале, запись темы на доске, оформление доски)Мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.2. Мотивационно-целевой этап (совместное (преподаватель-студент) определение темы и целей занятия).Прочитайте тему нашего занятия.- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?- Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем занятии?3. Проверка усвоенного учебного материала1.Какие синтаксические понятия формируются в начальной школе?2.Какие методы и приемы используются при изучении синтаксиса на начальном этапе обучения?3.Каков алгоритм формирования понятий «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»?4.Каков порядок работы с текстом в начальной школе? Почему в качестве дидактического материала при изучении синтаксиса эффективнее выбирать цельный текст?4.Актуализация знаний 1. Назовите цели изучения синтаксиса в начальной школе.2.Расскажите о содержании работы по разделу «Синтаксис».3.Что такое словосочетание?4.Что такое предложение?5.Расскажите о главных и второстепенных членах предложения.6.Порядок слов в предложении.5. Изучение нового учебного материалаПлан учебного материала:
  • Понятие пунктуации.
  • Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью.
  • Понятие пунктуации (от лат. punctum точка) трактуется, во-первых, как система графических внеалфавитных знаков (знаков препинания); во-вторых, как правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка; в-третьих, как раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания. Лингвистической основой методики пунктуации являются принципы русской пунктуации, которые в лингвистике рассматриваются во взаимосвязи, поскольку они отражают разные грани одного явления, образуя систему употребления знаков препинания, опирающуюся на смысл, структуру и интонацию. Согласно грамматическому принципу пунктуационные знаки являются показателями синтаксического строя речи. В соответствии со смысловым принципом знаки препинания выступают средством передачи на письме определенного смыслового содержания. Интонационный принцип в качестве основы русской пунктуации определяет интонационную сторону высказывания. Вопрос об опоре на принципы пунктуации в начальной школе решается следующим образом: первоначальное ознакомление со знаками препинания целесообразно строить на интонационно-смысловой основе. Когда ученик записывает текст или предложение, он слушает учителя. В этом случае интонация педагога помогает первокласснику понять смысловые значения и эмоциональную окраску речи и правильно выбрать знак препинания. При постановке пунктуационных знаков в собственных письменных высказываниях ребенок идет путем «от смысла к интонации». По мере накопления у учащихся грамматических знаний необходимо ориентироваться на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в той или иной синтаксической конструкции. Н. С. Валгина отмечает, что «синтаксическое членение речи отражает членение логическое, смысловое... и назначение любой грамматической структуры — передать мысль». Эффективность формирования пунктуационной грамотности учащихся зависит от наличия представлений о функциях знаков препинания. Так, учащиеся практически усваивают, что точка является самым частотным знаком препинания, который используется для фиксирования конца самостоятельно организованного предложения. Она используется для выражения «нулевой» эмоциональности, если в предложении содержится сообщение (нейтральное констатирование) о каком-либо явлении или событии. Вопросительный и восклицательный знаки также относятся к группе «конечных» знаков, при этом вносят дополнительную экспрессивность и эмоциональность. Младшие школьники знакомятся и с назначением многоточия, которое используется для выражения следующих значений, связанных с эмоциональной и содержательной стороной речи: скрытый смысл, недосказанность, эмоциональное и психологическое напряжение, затрудненность и прерывистость речи. В процессе словарно-логических упражнений учащиеся усваивают функции таких знаков препинания, как запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Запятая отличается многофункциональностью, в предложении чаще всего совмещает грамматическую и смысловую функции: употребляется для отделения простых предложений в составе сложного, однородных членов предложения, для выделения придаточных предложений, обособленных членов и т.д. В некоторых случаях этот знак препинания имеет подчеркнуто смысловую (смыслоразличительную) функцию (например, Казнить нельзя помиловать). Употребление точки с запятой в большинстве случаев определяется структурными причинами. Двоеточие выполняет разъяснительно-пояснительную функцию, чаще со значениями причинной обусловленности и раскрытия содержания. Тире используется для передачи значений противопоставления, сравнения, условия следствия.Цель обучения пунктуации — формирование представлений о назначении знаков препинания, их роли в процессе общения; формирование пунктуационной грамотности.Задачи обучения пунктуации:
  • 1) ознакомление учащихся с перечнем знаков препинания, их назначением и ролью в процессе общения;
  • 2) формирование у школьников следующих умений:
  • а) осознанно в соответствии с коммуникативной ситуацией употреблять в устной и письменной речи разные типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • б) обнаруживать и узнавать знаки препинания в тексте, предложении, соблюдать при чтении соответствующую им интонацию;
  • в) мотивировать выбор знака препинания с опорой на структурный, смысловой и интонационный признаки предложения;
  • 3) подготовка учащихся к осознанию структурно-семантических и интонационных признаков сложного предложения;
  • 4) создание педагогических условий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся к изучаемым пунктуационным явлениям, их интеллектуальной и творческой активности.
  • Первый этап связан с периодом обучения грамоте, когда происходит знакомство учащихся с термином «знаки препинания», перечнем знаков препинания, встречающихся на страницах Азбуки и в прописях (точкой, вопросительным и восклицательным знаками, многоточием, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, кавычками).Задачи этапа — помочь детям понять роль знаков препинания в процессе общения; сформировать у школьников умение видеть, опознавать знаки препинания; научить соблюдать при чтении соответствующую каждому знаку препинания интонацию, опираясь при этом на смысл высказывания.Работа над знаками препинания осуществляется первоначально на уроках обучения чтению на материале текстов и сюжетных картинок букваря; приобретенные знания и умения закрепляются на уроках письма при записи графических диктантов, составлении схем предложений. Пунктуационные умения формируются в процессе ознакомления с понятием «предложение». Важно помочь учащимся осознать роль предложения в процессе общения, обратить внимание детей на смысловой и интонационный признаки данной синтаксической единицы. С этой целью на уроке проводится беседа, в ходе которой учитель предлагает детям различные речевые ситуации, побуждающие детей к использованию в речи разных типов предложений. В процессе наблюдения над их смыслом и интонацией учащиеся приходят к выводу, что предложения о чем-либо сообщают; содержат вопрос, побуждение к действию, просьбу; могут выражать разные чувства.Первое знакомство младших школьников с пунктуацией предполагает обращение к знакам завершения. Поскольку любое предложение можно не только произнести, но и записать, детям предлагается найти способы обозначения речи на письме, пройдя при этом путь изобретателей знаков письма, правил обозначения речи на письме. В процессе коллективного обсуждения выбирается оптимальный вариант модели предложения:Таким образом, школьники узнают, что при вычленении предложения из потока речи первое слово любого предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. В дальнейшем исходя из коммуникативной потребности для обозначения конца предложения вводятся вопросительный и восклицательный знаки.6. Закрепление новых знаний и способов действий.Самостоятельная работа (работа в группах)Приведем описание урока, посвященного ознакомлению с запятой в игровой форме.Фрагмент урокаДетям предлагается приготовить конверт с карточками-рисунками, на которых изображены их любимые игрушки.— Перед вами лежат карточки-рисунки с изображением ваших любимых игрушек. Назовите игрушки. (Мяч, кукла, машина.) Послушайте, как я скажу. Это мяч, кукла, машина. Обратите внимание на звучание моего голоса, когда я называю сначала одну игрушку, потом другую, а затем третью. Я перечисляю ваши любимые игрушки.Учитель еще раз произносит неторопливо, с подчеркнутой интонацией перечисления.— Это мяч, кукла, машина. При перечислении после названия каждой игрушки я делаю небольшую паузу.После этого учащимся предлагается назвать три окружающих их предмета, соблюдая интонацию перечисления.— В речи мы достаточно часто употребляем предложения, в которых есть перечисление. А на письме эта маленькая пауза при перечислении обозначается специальным знаком препинания, который называется «запятая».Учитель показывает изображение запятой. Затем предлагается достать из своей кассы маленькие карточки с изображением запятой и положить их между карточками-рисунками. Так появляется учебная модель.  Для определения смысла эмоционально окрашенных предложений учащимся предлагаются задания проблемного характера. Приведем примеры.Упражнения1. Прочитайте предложения.Как все рады солнцу и свету!Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Как вы думаете, есть ли сходство между этими предложениями? Обоснуйте свой ответ. Чем различаются эти предложения? Определите, какое чувство выражает каждое из этих предложений. Запишите предложение, выражающее радость.2. Прочитайте предложения. Как вы думаете, можно ли эти предложения разделить на две группы. Обоснуйте свой ответ.Ах, как красиво зимой в лесу!Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросенок!Как все рады солнцу и свету!Развитию логического мышления учащихся способствуют упражнения на сопоставление предложений в пунктуационном и в интонационном плане. При выполнении такого рода заданий учащиеся выясняют условия употребления знаков препинания.7. Объявление и комментирование оценок: оценка качества работы каждого обучающегося, отметить особо отличившихся.8. Подведение итогов занятия1. Назовите цели изучения пунктуации в начальной школе.2.Расскажите о содержании работы по разделу «Пунктуация».3. В чем заключается задача первого этапа изучения пунктуации в начальной школе?9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюЗадания на с. 361 1.Подберите тексты (отрывки из детских произведений), которые могут стать дидактическим материалом для урока закрепления пунктуационных умений в II— IV классах.2.Составьте конспект по изучению темы «Запятая при однородных членах предложения».10. Рефлексия.Что нового я узнал на занятии? Что мне было интересно? В чем у меня возникла проблема?