Формирование элементарных математических представлений. Огород. Овощи.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование элементарных математических представлений. Огород. Овощи.
Автор: Ломоносова Лидия Сергеевна

Лексическая тема «Огород. Овощи». Конспект 3. Задачи:
  • Совершенствовать навык порядкового и количественного счета в пределах десяти.
  • Знакомить с математическими знаками «>» и «<». \
  • Совершенствовать навык ориентировки на плоскости, измерения с помощью условной мерки и сравнения предметов по длине.
  • Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Упражнение «Вспомни сказку». Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к коврографу, на котором помещены плоскостные изображения медведя и мужика из сказки «Вершки и корешки», репы, ботвы). - Жил да был мудрец – хитрец,Работяга и мудрец.Обманул беднягу-мишку, Что доверчивым был слишком. О какой сказке эта загадка? (Эта загадка о русской народной сказке «Вершки и корешки»). - Как вы догадались? (В этой сказке хитрый мужик обманул медведя два раза. Он забрал себе корешки, когда они растили репку, и вершки, когда они растили рожь). 2. Игра «Вершки и корешки». - Вы видите, что медведь и мужик как раз делят репку. Можете ли вы сразу сказать, поровну ли вершков и корешков у мужика и медведя? (Нет, не можем). - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно разложить вершки и корешки парами). - Разложите. (Дети выполняют задание). - Можете теперь ответить на мой вопрос: «Поровну ли вершков и корешков у мужика и медведя?». (Можем. Корешков больше, чем вершков. Вершков меньше, чем корешков). - На сколько штук больше корешков, чем вершков? На сколько штук меньше вершков, чем корешков? (Корешков на одну штуку больше, чем вершков. Вершков на одну штуку меньше, чем корешков). - Сколько корешков у медведя и мужика? Сосчитайте. (У медведя и мужика десять корешков). - Поставьте карточку с соответствующим числом в конце ряда. (Дети выполняют задание). - Сколько вершков у медведя и мужика? Сосчитайте. (У медведя и мужика девять корешков). - Поставьте карточку с соответствующим числом в конце ряда. (Дети выполняют задание). - На сколько десять больше, чем девять? На сколько девять меньше, чем десять? (Десять больше девяти на один. Девять меньше десяти тоже на один). Педагог ставит рядом карточки «9» и «10», а между ними - карточку со знаком «<» и читает полученное математическое выражение. - Девять меньше десяти. Выражение записано с помощью нового математического знака. Это знак «меньше». Педагог помещает на коврограф картинку с цыпленком со знаком «меньше». - Есть у курицы ребенок – Желтый маленький цыпленок. Клюв закрыл он – раз, два, три.Как знак «меньше», посмотри. Как называется этот математический знак? (Это знак «меньше»). - Прочитайте это выражение. (Девять меньше десяти). Педагог меняет местами карточки с цифрами, ставит между ними знак «>». - Десять больше девяти. Выражение записано с помощью нового математического знака. Это знак «больше». Педагог помещает на коврограф картинку с цыпленком со знаком «больше». - Если клюв раскрыт вот так, Мы увидим новый знак. Точно в сказке! Раз, два, три,Как знак «больше», посмотри. Как называется этот математический знак? (Это знак «больше»). - Прочитайте выражение. (Десять больше девяти). - Хорошо. Я надеюсь, что вы запомнили новые математические знаки. Педагог убирает карточки с цифрами и ставит рядом обе картинки. - Закрытый клюв цыпленка маленький и обозначает знак «меньше». Открытый клюв цыпленка большой и обозначает знак «больше». Цыплята будут помогать вам, пока вы не запомните это хорошо. Педагог убирает карточки с знаками, а также картинки. 3. Игра «Вот так репа!». Педагог показывает указкой ряд корешков. - Теперь сравните репки по величине и скажите, которая из них, если считать по направлению от мужика к медведю, отличается от других. (Третья по счету репка самая большая). - Верно. Педагог показывает указкой ряд вершков. - Сравните по размеру листья репки. Который по счету лист, если считать в направлении от медведя к мужику, не такой, как остальные? (Пятый по счету лист маленький, а остальные листья большие). - Верно. Педагог убирает пособия с коврографа. 4. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами». 5. Игра «Кто внимательный?». - Можете ли вы вспомнить, сколько названий овощей прозвучало в этом стихотворении? (Десять). - Перечислите их по порядку. (Помидор, кабачок, редис, лук, репа, редька, баклажан, морковь, чеснок, салат). Педагог помещает на мольберт плакат с контурными изображениями перечисленных выше овощей. - Какой овощ расположен в верхнем левом углу плаката? (В верхнем левом углу мы видим кочан салата). - Какой овощ расположен в нижнем правом углу? (В нижнем правом углу мы видим редьку). - Что расположено в центре плаката? (В центре мы видим кабачок). - Где находится репа? (Репа нарисована в левом нижнем углу). - Где находится чеснок? (Чеснок нарисован в правом верхнем углу). - Какой овощ расположен слева от кабачка? (Слева от кабачка расположена редиска). - Где нарисована морковь? (Морковь нарисована справа от кабачка). - Какой овощ нарисован внизу межу репой и редькой? (Между репой и редькой нарисован баклажан). - Где находится помидор? Между какими овощами? (Помидор нарисован наверху, между салатом и чесноком). - Где расположен лук? (Лук расположен под кабачком и над баклажаном). - Замечательно! Вы заслужили аплодисменты. Поаплодируйте себе. 6. Игра «Вот какие кабачки!». Педагог приглашает детей к столу, на котором лежат два плоскостных кабачка. - Теперь вам предстоит сравнение двух кабачков по длине. Они одинаковые или разные? Сравните их методом приложения. (Дети прикладывают один кабачок к другому: они разные. Темно-зеленый кабачок длинный, а светло-зеленый – короткий). Педагог достает две разные по длине условные мерки. Если педагог сочтет это задание слишком сложным, сначала можно дать детям одинаковые мерки. - Давайте убедимся в этом с помощью условных мерок. Мальчики будут измерять темный кабачок, а девочки – светлый. Прикладывайте мерки правильно от самого начала кабачка. Отмечайте конец мерки карандашом, чтобы приложить мерку снова правильно. (Дети выполняют измерения: длина темного кабачка – три мерки. Длина светлого кабачка – три мерки). - Как же так? Мы видим, что кабачки разные по длине, но с помощью мерок вы это не подтвердили. Почему? (Мерки были разными. Нужно взять одинаковые мерки). Педагог дает детям одинаковые мерки. Дети вновь выполняют измерения: Длина темного кабачка – три мерки. Длина светлого кабачка – две мерки. - На сколько темный кабачок длиннее светлого? (Темный кабачок длиннее светлого на одну мерку). - Насколько светлый кабачок короче темного? (Светлый кабачок короче темного на одну мерку). - Я вами горжусь! Вы справились с очень трудным заданием. Педагог убирает кабачки и условные мерки. 7. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии, с чем познакомились? (Мы познакомились со знаками «больше» и «меньше», рассказывали, как разные овощи расположены на листе бумаги, измеряли длину кабачков мерками). -Вы очень хорошо работали на занятии. Молодцы!