Формирование критического мышления на уроках химии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование критического мышления на уроках химии
Автор: Доброева Алена Алексеевна

Технология критического мышления на уроке химии 4891 Современная школа хочет видеть выпускника активным, творческим, умеющим адаптироваться к разным жизненным условиям и, конечно, обладающим знаниями, умеющим их применять. Развитие критического мышления позволяет сформировать именно такую самостоятельную личность. Автор методических пособий по химии корпорации «Российский учебник» Ирина Еремина рассказала про использование технологии критического мышления на уроках: как должна подаваться новая информация, как закреплять изученное.Специфика ТРКМ: Учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы технологии инструментарно обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени. Стратегии технологии позволяют проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Рефлексия как важный элемент ТРКМ Технология критического мышления является рефлексивной. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на них и на результаты образовательного процесса. Рефлексия же бывает трех типов: Элементарная. Заключается в рассмотрении индивидом собственных знаний и поступков. Научная. Направлена на критическое исследование научного знания. Философская. Подразумевает размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Смит. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критическое мышление» (ТРКМ).Что же означает понятие “критическое мышление”? По поводу его определения существует очень большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке “критическое” ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт.По-другому раскрывают это понятие Г.Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон. Они определяют критическое мышление как творческое мышление, т.е. мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи, критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.Некоторые исследователи объединяют в единые целые понятия: “критическое мышление”, “аналитическое мышление”, “логическое мышление”, “творческое мышление” и т.д., и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого «kritike» - оценка, разбор, обсуждение); следовательно — «критический» — делающий оценку, разбор и пр. «Критическое мышление» можно понимать, как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.С педагогической точки зрения, его рассматривают в качестве активного и интерактивного процесса познания. Данный тип мышления:
  • помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
  • предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
  • повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
  • Таким образом, критическое мышление - интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.Критическое мышление - это поиск здравого смысла - умение рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности решения проблем.Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Другими словами, главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — реализация смысла — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.