Развитие умений логического осмысления учебных действий на уроках математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие умений логического осмысления учебных действий на уроках математики
Автор: Наталья Ивановна Томилова

Томилова Н.И.
учитель математики,
МКОУ Булатовская СОШ
Новосибирская обл., Куйбышевский р-н.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Важная роль при формировании познавательных УУД отводится математике. Познавательные универсальные действия включают в себя учебные действия и универсальные логические действия.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формирование понятий, определений, сопоставление классификаций, преобразование информации, установление аналогий, составление и использование алгоритмов).
Умение проводить анализ (выделение элементов, расчленение целого на части) формируется уже в 5-6 классах при решении текстовых задач. Учащимся предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения задачи становится установление логических отношений между данными известными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение способа решения задач. Кроме логического осмысления условия вырабатываются умения задавать вопросы и отвечать на поставленный вопрос, анализировать способ решения и полученный результат.
При решении задач в 7-9 классах учащимся необходимо уметь переосмыслить условие, перевести текст на математический язык, составить модель, чертеж, схему, таблицу, использовать формулу, составить уравнение.
Это позволяет обнаружить свойства и отношения, которые с трудом выявляются при чтении текста, на основе анализа выбрать способ решения (вычислить, построить, доказать, решить по формуле, с помощью уравнения или системы уравнений). При этом выстраивается последовательность конкретных действий, устанавливается достаточность, недостаточность данных или их избыточность и выбирается способ решения задачи. После получения результата необходимо приучить учащихся к анализу полученного ответа (сопоставим ли он с условием).
Широко на уроках математики развиваются логические учебные действия в процессе вычислений, измерений, установлении истинности или ложности высказываний, суждений на основании свойств объектов.
В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать геометрические задачи, доказательства теорем. Учащиеся должны уметь использовать теоретические знания, владеть понятиями, определениями, терминологией, уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной формах.
Формируя логическое мышление при изучении теорем в 7 классе можно использовать следующие приемы:
-- доказать теорему по предложенному плану;
-- по тексту учебника составить план доказательства теоремы;
выделить условие и заключение теоремы, составить обратную теорему, верна ли обратная теорема?
При этом если в 7 классе учащиеся осуществляют анализ и воспроизводят готовые доказательства, то в старших классах можно использовать такие приемы работы над теоремой:
найти свой способ доказательства;
-- опровергнуть предложенное учителем доказательство, суждение с использованием теоретических знаний или контрпримера.
Важно и логическое осмысление текста учебника. При работе с текстом можно использовать задания следующего характера:
прочти и выдели главное;
сравни два определения, правила;
прочитай и найди примеры;
составь вопросы по тексту;
ответь на данные вопросы;
упрости текст, чтобы смысл не был потерян;
составь задачу, чтобы решалась также;
. выдели новые термины, обозначения; составь кроссворд с новыми терминами;
составь план ответа в виде вопросов.
Кроме того, в учебниках учебные задания составлены так, что формируют умения сравнивать, устанавливать связь между новым и ранее изученным. Все это способствует формированию логического мышления, осмыслению учебных действий и является важной частью учебного процесса, призванного помочь детям проявить свои способности, развить самостоятельность и творческий потенциал.