"Экранное инобытие литературы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экранное инобытие литературы"
Автор: Артемова Светлана Загитовна

Урок разработан учителем Артемовой Светланой Загитовной.МБОУ средняя школа №27 гироваЭкранное инобытие литературы(особенности интерпретации повести А.С.Пушкина «Метель» в одноименном фильме В.Басова) Тип урока – комбинированный: комплексное применение знаний, открытие нового, отработка ЗУН. Форма урока: урок – диалог.Продолжительность 40 минут.Цели урока.Образовательные: - продолжить детальное изучение материала по теме «А.С.Пушкин. Повести Белкина» (повесть «Метель»), - формирование умения анализировать литературные произведения, кинопроизведения в единстве содержательной и художественной сторон, - формирование умения сравнивать и обобщать произведения разных видов искусств. Развивающие:- развитие основных видов речевой деятельности,- развитие мышления и формирование процессов (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;- развитие аналитических и творческих способностей;- формирование исследовательской компетенции;- развитие представлений о литературе и кино как о видах искусства, их взаимодействии между собой;- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. - обогащение мира читателя, зрителя, слушателя, способствующего развитию полноценной личности.Воспитательные:- на основе эмоционального восприятия повести А.С.Пушкина и кинофильма В.Басова воспитывать любовь к классической литературе, кинематографу, - воспитывать потребность в духовной жизниСпособ усвоения знаний преимущественно эвристический, исследовательский. ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.Технологии:- проблемного обучения, - интеграции в образовании.Средства обучения: книга, проектор.Структура урока: - оргмомент, - целеполагание и мотивация, - актуализация, - применение знаний в новой ситуации, - домашнее задание, - рефлексия.Ход урока.Организационный момент. Пожелание – напутствие.Актуализация.??? Какие фундаментальные временные искусства вы знаете?Литература, музыка.??? В 20-м веке появились новые синтетические технические виды. Какие?Фотография, кинематограф, мультипликация и др.!!! Самый массовый из них –кинематограф.??? Какие задачи у всех видов искусств?Научить вечному, открыть новое;это возможность насладиться прекрасным;это отдых и развлечение.Мотивация, целеполагание.!!! Ребята, а вы потребители или ценители? !!! Задачи общие, а язык у всех видов искусств разный. И если вы хотите стать ценителями, то на этом уроке мы будем овладевать языком кино. А потребителям предложим посмотреть отрывки из фильма и подумать над некоторыми вопросами.Итак, на уроке литературы мы говорили, что А.С.Пушкин, написав «Повести Белкина», создал новую русскую прозу, основа которой – реальная жизнь обычных русских людей первой третьей 19 века.??? Какие же задачи стоят перед режиссером?Режиссер - максимально приближает фильм к тексту,- находит новые смыслы в исходном произведении,- воплощает свой взгляд на поднятые автором проблемы.А задача нашего урока, говоря словами Пушкина, посмотреть, какие «новые узоры по старой канве» получились у режиссера В. Басова.Сравнить и проанализировать текст и фильм нам помогут литераторы, киноведы и зрители (деление класса на группы; отдельные учащиеся получили вопросы-задания до урока).Применение знаний в новой ситуации.Первая часть??? Как построил свое повествование Пушкин?Литераторы: Последовательно пересказал события, идущие друг за другом – хронологически.??? Режиссер?Переставил.??? Почему?Киноведы: Схема построения фильма другая (перечисление элементов) – заполнение таблицыЗрители называют сцены – заполнение таблицы???!!! Т.о., была ли сохранена общая канва произведения? Да, перед нами история встреч и расставаний, цепь случайностей и закономерностей, жизнь провинциальной России, какой ее описал Пушкин в своей повести.Вторая часть??? Что еще важно при построении каждого акта?Киноведы: Должен быть конфликт.??? Какие конфликты выделяет Пушкин?Зрители: Конфликт между Марией Гавриловной и родителями,конфликт Владимира с судьбой, стихией, метелью и т.д.Чтение отрывка??? как это решил режиссер? – просмотр эпизода – ужин в родительском домеКиноведы: средний и крупный план. ??? ваши ощущения?Зрители: спокойствие, сытость …Конфликт Владимира со стихией. Просмотр эпизода – Владимир в метели??? ваши ощущения?Зрители: беспокойство, нарастание тревоги, крах,??? Как создается эта атмосфера?Киноведы: через движение камеры, через монтаж крупных, средних и общих планов режиссер доносит до зрителя мысль о невозможности этого союза.!!! Вывод: Позиция писателя и режиссера совпадают – невозможность брака без благословения, невозможность тайного счастья. ??? В чем нет совпадения? Пушкин в начале повести с иронией относился к отношениям, построенным на литературных штампах. Для режиссера – это драма.??? Почему у Пушкина через несколько лет стало возможно счастье случайно встретившихся героев?Лит-ры : через пережитые страдания, вину перед другим незнакомым человеком, раскаяние они пришли к пониманию ответственности перед собой, Богом за каждый совершенный поступок.??? но в тексте этих слов нет. Нет этих слов и в фильме. Как же режиссер решает эту же задачу?Зрители: в фильме много планов православных храмов, соборов, снят церковный ход. Киноведы: съемка вне помещения называется – натура. Перед нами панорама города Суздаля.!!! вывод: позиция писателя и режиссера совпадают.Третья часть??? Какой кадр в фильме произвел самое большое впечатление и почему?Просмотр эпизода_ «Тройка»??? Какая новая тема возникает? Тема РОССИИРефлексия: мини-сочинение «Слушая «Метель» Свиридова,…» (пишут, зачитываем) Возможно, это сочинение написать дома.