Особенности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Автор: Альбина Рузальевна Зурапова

. Особенности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы Актуальность использования ЦОР в современном информационном обществе очевидна и бесспорна. Информационные технологии обучения предусматривают отбор познавательных заданий, самостоятельных и творческих работ, проблемную организацию изучения материала, формирование и укрепление интереса учащихся, целенаправленную работу учителя в выборе средств обучения.На уроке учебные электронные средства могут быть использованы с разными задачами: мотивационными, информационными, контрольными и корректирующими, а также сочетание этих задач.По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации, а если при этом действует сам – до 80% информации. Электронные учебные средства при рациональном использовании улучшают работу как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют трансформировать учебное пространство и время. Применение электронных учебных средств делает передачу информации более интенсивной, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, учебную мотивацию, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.         Отмечу, что в утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего (полного) образования, одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность, а «использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания  баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как общие учебные умения и навыки , напрямую относящиеся к любому школьному предмету.    Качественных характеристик, выгодно отличающих цифровые образовательные ресурсы от других средств обучения, по существу, две: мультимедийность и интерактивность.        В урок можно включить текстовый материал (причем как в «буквенной» , так и в звуковой, т.е. «речевой» форме), аудио эффекты (музыка, фонодокументы), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео). Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.        Интерактивность ЦОР предполагает возможность создания индивидуализированных учебных комплексов. Многие учебные и энциклопедические программы основаны на принципе гипертекстовой разметки материала, что позволяет ученику самостоятельно строить процесс обучения. В работе мы можем использовать цифровые образовательные ресурсы сети Интернет,  федеральной коллекции, ЦОР региональной коллекции, различные электронные программы, допущенные Министерством образования и науки РФ.     Например, электорнные энциклопедии - в них удобная  система поиска нужной информации, быстрота и полнота получаемого материала, уникальная возможность через гиперссылки выйти на дополнительные документы, карты. Иллюстрации, возможность классификации материла по алфавиту, хронологии и тематике, видео документы и аудио комментарии – все это вместе взятое делает электронную энциклопедию незаменимым подспорьем в работе современного учителя. Примером может служить электронная мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» (рубрикатор, раздел Искусство, подраздел Литература. Раздел Наука - языкознание (лингвистика), в которых можно найти самый разнообразный материал.0.        Электронные учебники как комплексные издания нацелены на  то, чтобы образное восприятие в сочетании с компьютерными возможностями позволило повысить эффективность обучения. Эта цель достигается с помощью видеоряда, звука, речи, интерактивного диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения материала.      Программа 1С: Репетитор Русский язык - это мультимедийный курс, он содержит: * все разделы школьного курса, а также словарь лингвистических терминов; * имеет два уровня сложности, что позволяет использовать курс как для подготовки к вступительному экзамену по русскому языку в технические вузы, так и для подготовки к экзамену в гуманитарный или языковой вуз; * детальное изложение теоретического материала, эквивалентное 1200 страницам формата А4; * 14 000 вопросов и задач с ответами, объединённых в 461 языковой практикум; * 1 500 статей справочного материала; * 600 статей лингвистического словаря; * 46 озвученных анимационных моделей; * 10 интерактивных таблиц; * 3 часа дикторского текста; * индивидуальные консультации по любой форме экзамена по русскому языку: сочинение, диктант, изложение; * интерактивные, раскрывающиеся таблицы – эффективная форма корректировки знаний; * исторические сведения и биографии ученых-лингвистов; * лингвистические анекдоты, загадки, афоризмы и прочие забавные вещи. Учебник создан коллективом авторов-методистов МГУ, РУДН и МПГУ.        Еще одна программа 1С: Причастие - это образовательный комплекс, создан на основе весёлого учебника по русскому языку «Привет, Причастие!» известной писательницы Татьяны Рик. В издание включены 16 интерактивных игр с забавными героями, более 20 интересных электронных заданий, интерактивные таблицы и множество авторских иллюстраций.         «Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер», МедиаХауз. Комплекс включает обучающие, контролирующие, игровые задания по всем темам русской орфографии и пунктуации (600 заданий на 5 уровнях). Каждый уровень включает 15-17 тем по основным  правилам орфографии и пунктуации, а каждая тема, в свою очередь, содержит 5-10 разнообразных типов заданий и упражнений. Одни упражнения статичные, другие динамичные, игровые; одни требуют самоконтроля, другие сразу же проверяются компьютером. В конце каждого уровня  предлагается выполнить итоговые задания, написать экзаменационные диктанты. Тренажер «ФРАЗА» «Репетитор по русскому языку» предлагает упражнения для средней и старшей школы; содержит дополнительный блок упражнений для подготовки к экзаменам; предлагает встроенную базу с теорией, выводящую подсказку при совершении ошибки; удобно классифицирует заданий по классам и тематическим модулям; доступна совершенно бесплатно. Учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Интересны интерактивные тексты с заданиями, словарные разминки, задания с комментариями, зарядка для ума, диктанты с голоса.  При спользовании на уроках цифрового образовательного ресурса «Фраза» особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения. Т.о., применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе способствует:- повышению качества обучения;- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории.- экономится время на выявление ошибок за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера.  Контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно). Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы с помощью ЦОР.