Особенности преподавания каллиграфии у дошкольников и младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности преподавания каллиграфии у дошкольников и младших школьников
Автор: Павлова Ирина Анатольевна

Особенности преподавания каллиграфииу дошкольников и младших школьниковСегодня слово «каллиграфия» уже снова стало вполне узнаваемым и понятным. Звучит оно красиво и современно.История письменности — это история эволюции эстетических понятий. С древнейших времен человек стремился сделать свои записи не только понятными, но и эстетичными. Еще в доисторические времена человек передавал информацию при помощи рисунков. Рисуя, человек мог вести разговор с силами природы, прося у нее помощи и защиты. Часто люди рисовали с большим искусством, правдиво изображая волновавшие их события. Так появилось рисуночное письмо – пиктография.Словесно-слоговые системы письма были распространены в Древнем Египте и Вавилоне и изображенные знаки носят название иероглифов.Первые упоминания о каллиграфии как искусстве письма относятся к Китаю. Здесь к каллиграфии относились со всей серьезностью, называя ее «первой среди художеств». К мастерам письма предъявлялись особые требования. Культура Китая отличается уважительным отношением к изобразительному искусству, вниманием к мельчайшим деталям. Страна является родиной бумаги, поэтому неудивительно, что именно в Китае каллиграфия не только возникла как искусство, но и получила распространение.Европейская каллиграфия берет начало от алфавитов Древних Греции и Рима, которые легли в основу всего европейского письма. Орнаментами из букв украшали памятники, писали законы, религиозные тексты. В современном изобразительном искусстве каллиграфия получила широкое распространение. Изначально она относилась к рукописному искусству, то есть выполнялась полностью вручную, буквы и тексты наносились на пергамент, ткань, шелк кистью или пером. С возникновением книгопечатания каллиграфия перешла в сферу интересов граверов и художников и все чаще использовалась только по особым случаям. Однако, в век высоких технологий, с появлением и распространением рекламы, каллиграфия обрела второе дыхание в цифровом пространстве.Каллиграфия тонкое и сложное искусство. Чтобы написать ровно и красиво, необходимо овладеть этим искусством. Если не получится с первого раза, придется начинать снова и снова. Каллиграфия не терпит исправлений. Буквы должны быть ровными, четкими, с красивым наклоном и правильным соединением. Многие из нас ассоциируют слово «каллиграфия» с начальной школой, где дети впервые осваивают навык правильного и красивого письма. Сегодня современная школа не всегда прививает ученикам этот навык. Стиль правильного письма, скорее всего будет освоен ребенком, но для этой дисциплины сейчас отводится не слишком много времени. Часто дети очень быстро переходят к письму в широкую линейку, к сожалению, не сумев полностью овладеть формами и правилами красивого почерка. Посмотрев прописи советского времени можно увидеть, как старательно выводили ученики крючки и палочки, пытаясь изобразить их ровными и в правильном направлении. Позже каллиграфии уже не уделялось столько внимания, а главное учебного времени. Сегодня уроки каллиграфии вновь становятся значимыми и приобретают важность.Подготовка ребенка к обучению письму требует целенаправленной педагогической деятельности, вложенной в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.В дошкольном и младшем школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Формирование почерка – одна из задач не только школьного, но и дополнительного образования. Занятия по каллиграфии включают в себя техники развития тактильной и мускульной памяти, укрепления мелкой моторики, что помогает научиться писать красиво, четко и правильно. Многие ребята боятся карандаш, неправильно его держат, боятся совершить ошибку и неверно или некрасиво что-то написать, затрудняются ориентироваться в тетради; при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. В основе овладения письмом также лежат двигательные навыки. Простейшие и всем известные виды детской деятельности направлены, в том числе, и на это. Приемы подготовки руки к работе с ручкой/карандашом.
  • Пальчиковая гимнастика. От крупных, широких движений постепенно переходить к более мелким, точным, требующим участия всех пальчиков.
  • Вырезание из бумаги. Ребенок может специальными ножницами с закруглёнными концами и под контролем делать простейшие разрезы. Стоит давать детям яркие журналы с рисунками или фотографиями. Вырезать людей, животных, машины, деревья. Постепенно стоит усложнить задания, вырезать мелкие предметы с большим количеством деталей.
  • Вырезанные картинки наклеивать на листы бумаги, составляя коллажи. Точные и аккуратные движения, которые необходимо делать работая с клеем, тоже 8 тренируют руку ребенка.
  • Рисовать и раскрашивать. Обращайте внимание на аккуратность, особенно при раскрашивании. Ребёнок должен стараться не выходить за контуры и не оставлять белых, непрокрашенных мест. Следите за тем, чтобы раскраски соответствовали возрасту. Чем старше ребёнок, тем мельче должны быть детали.
  • Лепить из пластилина, теста, глины. Старайтесь, чтобы выполняемые элементы были всё мельче и разнообразнее, а фигурки вылеплены подробно и детально (с носами, ушами, волосами, шерстью, если это люди или животные, листиками и цветочками, если это растения, и т.д.).
  • Нанизывать. Сейчас выпускают множество деревянных и пластиковых фигурок-бусин, которые можно собирать на верёвочки. Часто эти шнурки заканчиваются твёрдыми длинными наконечниками. Они очень удобны для малышей. Но если ребёнок уже научился легко нанизывать, то лучше заменить такие специальные верёвочки обычными шнурками. Это усложнит задачу и заставит ребёнка делать более точные и мелкие движения.
  • Шнуровать. Простейшие шнуровки можно купить или легко и просто смастерить самим при помощи плотного картона и дырокола. Чтобы малышу было интереснее, сделайте их в виде бабочки, машинки или цветка. Шнуруйте во всех направлениях.
  • Собирать мозаики с множеством мелких деталей.
  • Штриховать в разных направлениях: горизонтально, вертикально, по диагонали. Нарисуйте или распечатайте любые контуры: яблоко, грузовик, слона. И пусть малыш штрихует. Просите ребёнка проводить линии то сверху вниз, то снизу вверх, то справа налево, то слева направо. Следите, чтобы он не сбивался и выполнял работу именно в заданном направлении, сохраняя наклон линий и параллельность, не проводя их слишком часто или редко.
  • Все эти несложные упражнения постепенно, изо дня в день незаметно для ребёнка развивают мелкую мускулатуру руки, а именно её достаточное развитие и необходимо для того, чтобы ребёнок в школе проще, быстрее и успешнее освоил письмо.