"Путешествие в мир профессий"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие в мир профессий"
Автор: Калимуллина Эльмира Галиевна

Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир профессий». 5-й классКласс: 5Классный рук-ль Калимуллина Э.Г. «Путешествие в мир профессий» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначен для учащихся 5 класса.Цель: формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.Задачи:Образовательные:
  • Познакомить учащихся с существующими профессиями.
  • Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.
  • Развивающие:
  • Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  • Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
  • Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.
  • Воспитательные:
  • Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям различных профессий.
  • Учебно-наглядное пособие:
  • Презентация Рower Point «Путешествие в мир профессий»;
  • Набор пословиц о труде;
  • Плакат «Пословицы и поговорки о профессиях».
  • Стенд с рисунками детей «Моя будущая профессия».
  • Стенд с эссе детей «Профессии моих родителей».
  • Раздаточный материал, цветные карандаши.
  • Ресурсы: Персональный компьютер с пакетом Microsoft Office 2007-2010, мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран, колонки.Практическая значимостьВнеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально – трудовой адаптации у учащихся 5 класса носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.Представленное занятие – очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 5 классов. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников школы, успешной профессиональной интеграции их в общество. Подготовительная работа с детьмиЗа неделю до классного часа ученики получили задания, подготовка которых проводилась в течение недели.1. Подготовить: калейдоскоп загадок, пословиц и поговорок о профессиях;2. Написать эссе «Профессии моих родителей»;3. Нарисовать рисунок «Моя будущая профессия».ХОД КЛАССНОГО ЧАСАI. Организационный момент. Мотивация детей на занятиеУчитель: Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. Молодцы! А теперь внимание.II. Целеполагание занятияУчитель: Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт? Не вышли на работу врачи и повара…дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?Конечно, о профессиях.III. Актуализация знаний, первичное закреплениеА что означает слово «профессия»? Оно произошло от латинского «profiteer” - «объявлять своим делом». А это значит, что профессия - это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.Что же такое профессия?Дети: Работа, которой занимается человек.Учитель: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность» Обратите внимание на слово «трудовая».Что это значит? Человек трудиться на благо кого? (семьи, окружающих, своей страны)Мне очень хочется, чтобы вы порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научится определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность.Ребята, а как вы считаете, много ли существует на земле профессий? (Ответы детей)Задание 1. Игра «Профессии от А до Я» (коллективная работа)Учитель: Я вам буду показывать букву, а ваша задача, как можно больше вспомнить профессий (специальностей), которые начинаются с этой буквы.А- адвокат, архитектор, артист, агроном, археолог, авиаконструктор,….Б - библиотекарь, бочар, бухгалтер, брокер, балетмейстер,…В - визажист, вязальщик, ветеринар, водитель, врач,….Г- гончар, геолог, гримёр, геодезист,…Д - дирижёр, дипломат, дрессировщик, драматург, докер, доярка,…Е - егерь,…Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,…З - закройщик, зоолог,….И - инженер, инкассатор, ихтиолог, искусствовед,…К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар, краевед….Л - лётчик, лектор, лоцман,…М - маляр, машинист, менеджер, механик,Н - нотариус, навигатор,…О - овчар, официант, оптик,…П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,…Р - радист, рыбовод,….С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь, сейсмолог,..Т- телеграфист, токарь, технолог, товаровед,…У - учитель, укладчик,…Ф - фармацевт, фотограф,….Х - художник, хореограф, хормейстер, хлебороб,…Ц - цензор,..Ч - часовщик,….Ш - швея, штукатур,…Э – электрик, экономист, эксперт, экспедитор,…Ю - юрист, ювелир,…Я - языковед,…Учитель: Вот, оказывается, сколько бывает профессий. И это крошечная часть всех существующих на земле. В мире насчитывается более 100 тысяч разных профессий.В нашей стране каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так записано в конституции. Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии.Сделать выбор достаточно сложно.А теперь, ребята, послушайте притчу: «Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор"Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.Чтобы сделать в будущем правильно свой выбор, мы пригласили в гости нашего школьного психолога Регину Ринатовну.Психолог: Все профессии ученые разделили на типы.
  • Человек - техника
  • Человек - природа
  • Человек - человек
  • Человек - знаковая система
  • Человек - художественный образ
  • 1. Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.Назовите профессии этой группы. (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.)2. Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.Назовите профессии этой группы. (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод)3. Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другоерегулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.Назовите профессии этой группы. (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор)4. Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.Назовите профессии этой группы. (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)5. Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.Назовите профессии этой группы. (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)Психолог: Я загадаю загадки, а вы внимательно прослушав ее, дадите мне ответ - какая это профессия и к какому типу мы ее отнесем.1.Кто у больной кошки сидит?И как лечиться, он говорит;Кто болен - он капли предложит принять,Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач; человек - природа)2.Ему нужны тиски и клещи,Ключ, напильник и ножовка,А всего нужней - сноровка. (Слесарь; человек - техника)3.Скажите, кто так вкусноГотовит щи капустные,Пахучие котлеты,Салаты, винегреты,Все завтраки, обеды? (Повар; человек - человек)4.Цифры-расчеты.Цифры-отчеты,Кто с компьютером на “ты”.Это профессия хоть куда,И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек - знаковая система)5.Строит дом карандашомНа листке бумажном.Нужно все нарисовать,Вычислить, проверить.Лестницы и двери. (Архитектор; человек - художественный образ)IV. ФизкультминуткаУчитель: Теперь я предлагаю немножко потрудиться, выполнить работу некоторых мастеров и провести физкультминутку. Встали все и вместе выполняем. (слова стихотворения записаны на слайде)У Семена – столяраДело спорится с утра.Он строгал, пилил, сверлил,Гвоздик молотком забил!А шуруп, блестящий верткийБыстро завернул отверткой!- Молодцы! Садимся и продолжаем.Задание 2. А теперь я предлагаю провести ТестированиеПсихолог: Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения.Время выполнения – 1 минута. (музыка, дети выполняют задание)- Теперь подсчитаем количество треугольников.- А теперь слушайте ключ к тесту.Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные людиорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.- Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: Надо – могу – хочуДавайте порассуждаем!1.Профессия должна быть нужна обществу (Надо),т.е. востребована на рынке труда;надо - это все, что нужно для общества, страны.2.У человека должны быть способности и знания (Могу);могу - это все, что мне по силам, по способностям;3.Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа, хочу получать за это достойную зарплату;Задание 3. «Закончи предложение»Сейчас каждый заполняет карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
  • Люди работают ради
  • Настоящий труд – это…
  • При выборе профессии люди часто не учитывают…
  • В любом профессиональном труде самое важное…
  • Счастье – это…
  • Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску. (Записали, зачитали)Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.А. Хочу - своё желание.Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.В. Надо - потребности рынка труда.4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.V. Рефлексия. Подведение итогов занятияУчитель: Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас правильно выбрал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь. На сегодняшний день вы выбрали для себя профессию. Ваши рисунки говорят об этом. У нас впереди еще 6 лет учебы. Интересно изменятся ли ваши желания в выборе профессий? Сегодня я думаю, мы пришли к выводу, чтоВсе профессии важныВсе профессии нужны.Прекрасных профессий на свете не счесть,И каждой профессии слава и честь!Учитель: Закончить наш сегодняшний классный час мне бы хотелось стихами:Тысячи тропок готовит судьба,Сотни загадок в запасе хранит.Какой она будет – тропинка твояЭто тебе доказать предстоит.Будешь ли ты водить корабли,Или секреты веков узнавать,Построишь ли мост от Луны до ЗемлиМожет, ты станешь железо ковать.Вырастешь клоуном – самым смешным –И улыбками мир расцветет.Клоуны тоже на свете нужны –Они отправляют наши души в полет.Выбрать какую тропинку себе –Не узнаешь, пока не откроется дверь.Человеком старайся пройти по тропеСпасибо всем за работу.