"Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации в современном обществе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации в современном обществе"
Автор: Абгарян Варсеник Арутюновна

"Создание условий для  с перспективой успешной социализации в современном обществе"Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего обществаС каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе  при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатятОчевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективна социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, гражданскую позицию является главной задачей образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования звучат так:ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к самому себе,-обладает чувством достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,- адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты.Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей:непосредственное общение с каждым ребенком;уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей;создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников самостоятельной деятельности;создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через создание условий для овладения культурными средствами деятельности.Необходимым условием нравственного развития детей дошкольного возраста является1. Приведем несколько примеров современных методик и технологии социализации дошкольников:Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» (особо отражены содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей, а также взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах эмоционального развития ребенка) ;Е. В. Баринова «Учимся дружить» (включены разнообразные формы и виды деятельности детей, направленные на активное и творческое усвоение правил общения и поведения, норм речевого этикета, культурно-гигиенических навыков) ;- С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете» (практическое пособие) ;В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед) ;И. А. Пазухина «Давай поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей).2. Соблюдение принципа интеграции нравственного воспитания в различных видах детской деятельности:в игровой: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр- забав. В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;в продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведенийтеатрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)3. Развивающая предметно-пространственная среда, в которой растёт и развивается ребёнок, имеет первостепенное значение, так как на этом пути для него главным примером для подражания является взрослый. Своим образцом поведения он закладывает у ребёнка основные морально-нравственные нормы. А чтобы помочь ребёнку усвоить эти нормы, сделать их ценными, то педагог использует методы и приёмы формирования нравственных представлений и умений. Такие как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, личный пример.Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной для них. Детей можно заинтересовать: красочностью будущего результата, возможностью овладеть новыми умениями, особыми приемами постановки задач педагогом, возможностей детей, уверенностью в успехе. Возникновение успеха побуждает к настойчивости и воспитывает умение не бросать начатое, достигать цели. Наличие же разного рода затруднений создает условия для накопления опыта. Труд в природе является, важным и обязательным компонентом в развитии творческих способностей ребенка, необходимым средством формирования нравственных качеств.Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.