Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Шваб Наталья Александровна

Русский язык в школедля детей с тяжелыми нарушениями речиУчебное пособие для студентов средних специальных высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия»Под редакцией доцента А.А. Алмазовой и профессора В.И. СеливерстоваСтатьяЛитература является одним из самых мощных средств приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.Программа начальной школы предусматривает постепенное совершенствование навыка чтения от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объём прочитанного, скорость (беглость чтения), его правильность, осознанность. Сформировать сознательного читателя-ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить учащегося читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно – познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психологические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определённые анализаторы (развивать слух – умение слушать своё и чужое чтение), Рече двигательный аппарат (ибо слово не может быть узнано в тексте, если его буквенные начертания не вызывают слуховых и двигательных представлений). Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро. Психологи выделяют три этапа становления навыков чтения: аналитический, синтетический, автоматизированный.Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильность, беглость, сознательность, выразительность.Беглость зависит от способа чтения и темпа чтения. Выделяют пять способов чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Темп чтения - имеет свои нормативы по каждой возрастной группе учащихся.Правильность – выражается в том, что в чтении присутствуют или отсутствуют: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы, ошибочное ударение в словах.Выразительность – проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно. Выразительное чтение рассматривается как высший тип чтения.Условиями получения положительных результатов развития и совершенствования техники чтения являются следующие:профессионализм учителя: овладение методикой обучения грамоте, доброжелательное отношение к учащимся;саморазвитие: знание теоретических основ современной психолого-педагогической науки;мониторинг динамики техники чтения учащихся;использование дифференцированных заданий;использование различных наглядных средств в процессе формирования у детей навыка чтения;уточнение, обогащение, и активизация словарного запаса, развитие умения грамотно, правильно оформлять предложения, выработка умения связно излагать мысли;развитие любознательности и интереса к чтению.Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеет специфические особенности. Если в 1 классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведётся работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах оно постепенно становится средством обучения и формируется как обще учебные умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за овладением навыком чтения.Важным показателем сформированности навыка чтения у младших школьников является способ чтения, который определён программой на каждый период (полугодие, конец года). Самым продуктивным способом считается чтение целыми словами, что особенно важно для 3-4 классов.В учебнике для 2 класса литературные произведения систематизированы, что позволяет сформировать все стороны навыка чтения. В первой части книги («Учимся читать») помещены произведения, которые способствуют развитию сознательности, правильности, беглости и выразительности чтения (разделы «Читаем – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»).Беглость (скорость чтения к концу года – 30 – 35 слов в минуту); формирование плавного слогового чтения.Сознательность чтения: работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию; нахождение главной мысли, сформулированной в тексте; сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.Правильность: работа над предупреждением искажения звукобуквенного состава слова;Выразительность: работа над передачей основного эмоционального фона произведения; освоение чтения по ролям небольших произведений; формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов.В учебнике для 3 класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации учебного материала: не учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что позволяет усилить мировоззренческую направленность уроков чтения.К концу 3 класса обучающиеся должны уметь.Беглость к концу 3 класса должна составлять 70 – 80 слов в минуту, овладение способом чтения «по догадке».Сознательность: понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано; определять тему и главную мысль произведения; озаглавить иллюстрации и тексты.