«Роль психологических игр в работе с детьми и подростками"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль психологических игр в работе с детьми и подростками"
Автор: Антонова Елена Евгеньевна

С внедрением нового образовательного стандарта, становится актуальным применение различных инновационных технологий в процессе работы с учащимися. Так, для того, чтобы повысить качество образования в школах, детских садах педагоги, учителя инициаторы, должны уметь использовать в работе новые образовательные технологии. С этой целью, мы хотим предложить, один из распространенных и результативных, всем известных методов в деятельности педагогов практиков — игровую технологию.Да, мы педагоги практики согласны с мнением авторов данного пособия, что сегодня игра, без преувеличения, — самый популярный вид психологической работы как с детьми, так и со взрослыми. И лишь психологические тренинги, являются главным соперником игры в работе психолога практика.Несомненно, что различные подходы в применении тех или иных технологий, как средства в работе с детьми и подростками имеют различные комбинации. Так как, именно в игре, может раскрыться и легко пойти на контакт любой человек, будь он ребенок или взрослый. Можно с уверенностью констатировать, что есть множество видов игр и между ними существуют значительные различия. Но, сегодня, мы хотим обратить Ваше внимание, уважаемый читатель, на разговор о применении игровой технологии в практической работе школьного психолога. Думаем, что будущие педагоги оканчивающие ССУЗ, должны уметь применять такие методы в своей работе. Подробнее об этом.Наш живой интерес привлекла «Большая» психологическая игра — как целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. В игре каждый участник проживает «маленькую жизнь», позволяет получить детям опыт настоящей жизни. Игра как деятельность. Автор Й.Хейзинг, определил суть такой игры: «Мы можем назвать игру, — пишет он в работе «Человек играющий», свободной деятельностью, которая осознается как «не взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой». Как пишет автор, действительно в этом определении есть все исчерпывающие объяснения того, почему игра так привлекательна для любого человека любого возраста и откуда богатство обучающих, развивающих, совершенствующих личность возможностей.Совершенно справедливо приводится сравнение игры, как деятельности, и игры как средства, так как между ними есть принципиальное отличие. Педагогами приветствуется прием использования игры на своих уроках, как средство учебной задачи. В этом случае игра является как, яркая «обертка» учебного материала. Тщательно подбирая игры для урока педагоги держат детей в рамках своих задач и допускают полного всепоглощения детей игрой. Игра здесь лишь как элемент.Есть и другая сторона применения игры — это урок игра. Когда все пространство урока занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и игровой логикой развития событий. А все предметные знания, умения и навыки, которые хотел бы учитель передать ученикам на этом уроке (или проверить степень их усвоения), выступают игровыми средствами. И тут как раз наоборот, игра становится целью, а ЗУНы (знания, умения и навыки) — средством. И что важно, как отметил автор, совершенно правильно с точки зрения развивающего обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образования, а образование ради жизни и деятельности и самопознания. В данном случае игра является проверенным и надежным способом, являясь средством осуществления какой-то деятельности психолога. Игра сама становится деятельностью. Где психолог является сам участником действия. Он играет в свою игру.Какие возможности имеются у психологической игры? Такого рода играм присущи следующие качества, когда человек всецело погружается в него, при этом формируется целостное состояние души. В других играх, например, интеллектуальных, погружаешься лишь умом, испытывая при этом лишь эмоциональный «холод». Танцуя можно лишь всеми чувствами уйти в танцевальное движение, однако думать при этом не получается.Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Это фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношение с другими, свое будущее, будущее мира в безопасной атмосфере и ситуации. Результат при этом – чувствовать себя настоящего.В игре ребенок больше похож на себя, чем в действительности. Хорошая игра – это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, иногда неожиданны, порой болезненны. И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту. Это очень важно в детском возрасте и подростковом.1)      Еще одним важным, характерным признаком игры является то, что дети (да и взрослые) особенно маленькие, испытывают во время игры определенные сильные эмоциональные переживания. Эти чувства охватывают человека всецело, и у него формируется определенное желание, которое он вновь и вновь хочет испытать.2)      Для подростков игра является безопасным «как бы» пространством построения отношений с другими людьми. Мальчики-девочки, последователи-лидеры, отверженные-«звезды» — все это системы отношений, которые подросткам трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. В игре это все им предоставляется.3)      Для некоторых людей (как правило, для старших школьников) характерно восприятие игры как психологической возможности. Возможность понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Игра выступает как лаборатория, средство познания и развития. В группах с таким отношением к игре всегда проходят бурные и длительные обсуждения, сопротивление новым игровым формам – бывает, как отмечает автор, минимальным.Эти варианты отношений к игре выступают и как индивидуальные особенности отдельных людей, и как этапы личностного развития. В систематической работе по развитию «игрового потенциала» школьников мы видим большой смысл. И оно рассматривается как одно из важнейших направлений в работе школьного психолога. Без обучающей поддержки взрослого, само по себе такое развитие не осуществляется. Эту работу можно начинать и с седьмого класса, так как в этом возрасте подростки быстро осваивают 1 и 2 этапы «игрового развития».Таким образом, игра как психологический метод в школе может быть использован как минимум для решения трех последовательных задач:
  • Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровое отношение;
  • Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми;
  • Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов;
  • Если внимательно посмотреть на таблицу, мы увидим на сколько ценным является игра как деятельность в образовательном процессе.Игра как деятельность и ее психолого-педагогические возможностиТак же неоспоримы психологические и педагогические возможности применения игры в учебном процессе. Сейчас как никогда это актуально по требованиям нового времени. Когда всюду требуется применение новых технологий в образовательной среде, где качество образования на первом месте.Далее, поговорим о субъектной позиции и возможности игры Рассмотрим перспективный план введения «больших» игр по временной оси школьного обучения   Существуют очень интересные типологии «Больших» психологических игр:
  • Игровые оболочки;
  • Игры-проживания;
  • Игры-драмы;
  • Деловые и проектные игры;
  • Как вид работы – психологические акции.
  •  Рассмотрим подробнее виды «больших» игр, их особенности и возможности О том как создается «большая» игра Вы можете уважаемый читатель найти в самом пособии которую Вы найдете в конце статьи. Существует два предостережения авторов данного метода при использовании «большой» игры применительно в своих условиях: Во-первых: дидактическое прочтение сценария. Как отмечают авторы, замечательно что если в процессе или результате игры удается выйти на какие-то общие выводы относительно того, как правильно или неправильно что-то делать, научить участников определенному виду поведения, взаимодействия друг с другом, какому-либо приему самоанализа и т.д. Но этот результат не возможно запланировать. Так как порой группа участников может быть не готова к процессу игры. И вообще, игра существует и разворачивается для данной группы участников, а не наоборот. Нельзя управлять участниками, если они это почувствуют, тогда уже теряется «живая ткань» игры.Во-вторых: искажение сценария и принятие его в виде развлечения, на котором фальшиво объявляется «уникальный результат» свойства игры, подведение итога в виде вручения призов, а далее все идут чай пить.От авторов, развлекательные игры нужны. Как без них? Это славный атрибут нашего детства. Но ведь по закону психологической игры она изначально не может быть праздником. Она должна быть Событием внутренней жизни, событием в отношениях, в непрерывном процессе познания мира и утверждения себя в нем. Хорошо когда это иногда осознается участниками и они говорят: «Сегодня я почувствовал…», «Сегодня я понял…», «Сейчас мне кажется, что…», «Я теперь знаю как..». Конечно, чаще мы (психологи)  работаем с детьми и события не осознаются, а просто переживаются, просто становится новым опытом. И тогда мы слышим на последнем кругу: «Это было важно для меня..», «Мне было очень приятно..», «Больше всего мне понравилось в игре..», «Я не знаю что сказать, мне хочется подумать об этом одному». Или просто: «А когда мы еще будем играть?»Сама по себе игра событием может и не стать. Чтобы превратить ее в событие для конкретных участников, за каждой строкой сценария нужно видеть возможность рождения опыта, возникновения нового переживания, потребности в поступке.Таким образом, идея данной статьи в том, чтобы студенты готовящиеся к работе с детьми в школе и детском саду, внимательней отнеслись к данной игровой технологии. Хорошо ознакомились с техникой организации, учли все плюсы и минусы предлагаемого метода, смогли его внедрить в своей практической деятельности на различных этапах своего обучения с тем, чтобы успешно его применять в будущей своей педагогической деятельности. Данная книга имеется у нас в библиотеке, ее выходные данные указаны ниже. Успехов Вам дорогие студенты! Использованная  литература: Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М., ; под ред. М.Р.Битяновой. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).