Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ
Автор: Шваб Наталья Александровна

Статья Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФПолучение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных условий их успешной социализации.   В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.    В современной РОССИИ образование лиц с ограниченными возможностями здоровья опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, которая нуждается в комплексной актуализации.Нормативно-правовые основы Российской Федерации в области защиты прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов строится с учетом существования 5 уровней:
  • международного
  • федерального
  • регионального
  • местного
  • уровень образовательной организации
  • Законодательство Российской Федерации предусматривает принцип равных прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихсяСовременный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья.Для обеспечения качественного образования детей с ОВЗ в условиях массовой школы необходима укомплектованность образовательного учреждения специалистами, имеющими уровень квалификации, достаточный для осуществления обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения этой категории детей.    В программе коррекционной работы должен быть отражен механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной и внеурочной деятельности.     Программа коррекционной работы должна содержать планируемые результаты коррекционной работы.     Остановимся на содержании каждого из трех направлений коррекционной работы:1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья- выявление проблем ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей на начальных этапах его обучения в образовательном учреждении,- диагностике и коррекции нарушений развития у детей,- оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.     На основе выявленных особенностей развития и особых потребностей детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут. Для обеспечения эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего типа необходимо тесное взаимодействие педагогов и специалистов службы сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога, медицинского работника. Данные сотрудники обеспечивают проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.3. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:- наличие в образовательном учреждении службы сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник), в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы.    В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум:- желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;- согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальнойОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.      Специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалыВыводСоздание в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии; проведение специальной работы по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; наличие разработанной программы коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе; наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса; проведение специальной работы по введению ребенка в более сложную социальную среду.Новая и сохраняющая действие нормативно-правовая база содействует качественной работе сложившейся системы специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.