"Виды словарной работы на уроках русского языка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Виды словарной работы на уроках русского языка"
Автор: Пасхалова Светлана Николаевна

Тема: « Возвратные глаголы.»Планируемые предметные результаты: Познакомиться с понятием « возвратные глаголы»; научатся образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса –ся.; выписывать из текста возвратные глаголы; правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме; составлять словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными .Метапредметные УУД: Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.Регулятивные: высказывать своё предложение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.Личностные результаты: проводить самооценку своих действий; развивать умение, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Ход урокаΙ.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности -Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение? Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.- Сегодняшний урок я хочу начать  следующими словами: Не то беда, что мы всегдаЧего-нибудь не знаем,А то беда, что иногдаНезнание скрываем.А если знаешь сам, чегоНе знаешь, не умеешь,Тогда добьёшься своего,Узнаешь, поумнеешь.- О чём нам хотел сказать автор?Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока: ( СЛАЙД 1) Грамоте учиться - всегда пригодится.- Что это? (пословица). Что она значит.II. Актуализация знаний.1. Интерактивный метод «Незаконченные предложения»Сейчас мы с вами поиграем в игру «Журналисты», я буду корренспондентом, подходить к каждому из вас, держа в руках микрофон и говорить предложения, но заканчивать их я не буду. Вам необходимо будет продолжить мои фразы. Например, я буду говорить: «Глагол – это…» И вы продолжаете. Только стараться отвечать нужно очень быстро. Поняли задание? Тогда начинаем. Глагол – это… (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)Неопределённая форма глагола – это… (Начальная форма глагола)У глаголов существуют такие времена – …(Прошедшее, настоящее и будущее)Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы – … (Что делать? Что сделать?)Чем чаще всего является глагол в предложении? (сказуемым)Изменение глагола по лицам числам в настоящем и будущем времени называется … (Спряжением)-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием и еще раз повторили всё то, что изучали на предыдущих уроках по русскому языку.А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.2.Чистописание.- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф - По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).- А как по вашему, что может обозначать возвр.ф.?-Хотите узнать?III. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы. Прочитайте строки. На слайде: (СЛАЙД 2) ( читает ученик)Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани ( глаголы вывешиваются отдельно )– Кто автор этого произведения?- Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».)– Назовите глаголы. Какой глагол здесь лишний ? (Нырять.) -Почему он лишний? (Нет ся на конце.)– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.)- На какой вопрос отвечает глагол НЫРЯТЬ?(Что делать? Стоит в н.ф.)-На какие вопросы отвечают остальные глаголы? ( Что делать?)-Значит они в какой форме употреблены? ( в н.ф.)-Все глаголы отвечают на один вопрос, стоят в н.ф. Почему же у одних глаголов есть –ся, а у глагола НЫРЯТЬ- нет?Давайте разберём эти глаголы по составу Нырять- купаться.А как различаются глаголы по составу? У глагола купаться появилось –СЯ.-Что это?-Что мы сегодня должны узнать? ( Что такое –СЯ и как называются такие глаголы?) Сегодня, мы с вами будем исследователями. У вас на столах лежит карта. Посмотрите, что мы должны узнать в ходе нашего исследования. Давайте определим его задачи.ЗАДАЧИ:
  • Узнать, чем является –СЯ.
  • Смысловая роль?
  • Место слога –СЯ в слове.
  • IV. Открытие нового знания.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.- Как мы это будем делать? ( будем сравнивать, наблюдать и анализировать.)- А наши выводы занесём в карту исследования.Прочитайте эти предложения. ( маркером на левой стороне)Сильный ветер качает ветви деревьев.Ветви деревьев качаются. -Выделите грамматическую основу.Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на ветви.Во втором предложении – действие возвращается на сам предмет. -Так, а что же такое СЯ? Глаголы разберём по составу.А как глаголы различаются по составу? Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный –СЯ. Жил-был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причёсывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордилСЯ, что посчитал себя в слове самым главным и …встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричёсывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова, за окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. - Как могут называться такие глаголы? ( ВОЗВРАТНЫЕ)Давайте заполним нашу карту исследования.( Заполняется карта)- Чем является –СЯ? ( суффиксом)-Какова смысловая роль? (возвращает действие предмета)-Место суффикса в слове ( после окончания)Сделайте вывод: (Глаголы с суффиксом ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на сам предмет.)V. ФизминуткаVI. Закрепление материала. ( Работа по учебнику.)Откройте учебник на странице 102. Прочитайте вывод про себя. А теперь вслух.( 2 человека)-Какие глаголы называются возвратными? ( глаголы с суффиксом –СЯ)-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме? ( что делать?, что сделать?)-Когда пишется мягкий знак в возвратных глаголах? (когда возвратный глагол в неопределённой форме) А сейчас давайте проверим нашу карту исследования. (СЛАЙД 6)- Так верно мы заполнили нашу карту? Работа с учебником:Выполнение упражнения №211 ( письменно)Работа в парах: Спишите возвратные глаголы из упражнения 210 и подчеркните (ь) перед суффиксом –ся. Обменяйтесь с соседом, если выполнено верно карандашом поставьте +.Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.Упражнение № 212 ( комментированное письменно)Поиграем в волшебников. Превратим глаголы в возвратные глаголы. (СЛАЙД 7) (СЛАЙД8)Веселить - веселиться Строить - строитьсяПоднимать - подниматьсяОпускать - подниматьсяУчить - учитьсяVII.Итог.-Какие глаголы называются возвратными?-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме?-Что пишется перед –СЯ в возвратных глаголах в возвратных глаголах в неопределённых формах?Д/З УПР № 213 ПРАВИЛО СТР 103VIII.Рефлексия. Сегодня ты искал, творил. Знания новые открыл. Научился применять, Задания теперь легко Ты будешь выполнять.Зажмите руку в кулак и……Кому было интересно - разогните мизинец.Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.Кто хорошо работал – средний.Кто работал в парах – указательный.Кому урок понравился – большой.Значит, как мы поработали ? На 5.МОЛОДЦЫ!