Эстетическое воспитание детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эстетическое воспитание детей
Автор: Загулова Галина Валентиновна

Эстетическое воспитание детей младшего и среднего школьного звена в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры(из опыта работы)Загулова Галина Валентиновна методист МБУ ДО ДЮЦ №1 г. Иваново Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Огюст Роден.Аннотация.Статья посвящена проблеме эстетического воспитания школьников младшего и среднего звена. Содержание статьи раскрывает возможности использования сетевых форм взаимодействия учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и общеобразовательных школ в осуществлении музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Ключевые слова: интеграция деятельности, сетевой проект.Актуальность.Последние десятилетия принесли с собой ускорение темпов общественной жизни, кардинальное изменение предметного мира, рост потока информации, а с ними необходимость постоянного обновления знаний, навыков, ориентаций и установок личности.Ребенок в современном быстро обновляющемся окружающем мире, начиная с семьи и нередко в школе, получает установку «работать на результат»: получить знания, освоить умения которые помогут при поступлении в высшее учебное заведение и дальнейшее продвижение по жизни. Но только ли данный аспект личностного роста можно ставить во главу угла? Воссоздание прерванного в системе образования культурно-эстетического и духовно-нравственного направления воспитания подрастающего поколения будет способствовать повышению культурного уровня обучающихся, восстановлению и обогащению художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей. Именно такие векторы развития ставит перед образованием и культурой Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года и Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.С целью инициации активизации работы по решению современных проблем воспитания детей в рамках сетевого взаимодействия нашего центра и общеобразовательных школ города была создана сквозная программа «Все музы в гости к нам». Данная программа составлена с учетом большого педагогического и методического опыта коллектива МБУ ДО ЦСК «Притяжение» в художественно-эстетическом воспитании детей посредством досугово - развивающей, познавательной деятельности в условиях интеграции деятельности с общеобразовательными учреждениями. Теоретической основой программы является культурологический подход, ориентированный на личность ребенка, на поиск и внедрение инновационных средств, приемов, методов, технологий, направленных на развитие устойчивого интереса к занятиям, вовлечение в творческую, мыслительную, интеллектуальную, деятельность; включение самого ребенка, его субъектного, жизненного и культурного опыта в процесс познания целостной картины мира через освоение культурно - исторических и художественных ценностей.Содержание программы направлено на понимание искусства, помочь ребенку определить свое место в современном мире искусства, занять активную творческую позицию, раскрыться его личностным особенностям. Во всем мире сегодня уделяется все больше внимания раскрытию творческого потенциала ребенка. Креативные люди, способные смотреть на мир свежим взглядом, могут не только найти свое место в жизни, но и создать что-то по-настоящему новое и полезное в самых разных сферах жизни. Программа предполагает использование общедоступных и универсальных форм организации мероприятий.Познание мира искусства происходит посредством художественного образа, выразительного слова, театральной педагогики, музыки и хореографии, создания личностно-значимых ситуаций. Такой подход способствует усилению воспитательного влияния, так как в детском возрасте дети значительнее открыты и восприимчивы прекрасному, чем в более поздние периоды жизни, что имеет большую ценность для развития личности. На современном этапе развития общества идея широкой и достаточно глубокой общекультурной подготовки подрастающего поколения, с учётом интересов и реальных возможностей каждого обучающегося, занимает важное место в стратегии развития отечественного образования. В этой связи вопрос формирования и развития музыкальной культуры школьников становится ключевым. Система школьного образования в рамках уроков музыки из-за малого объема часов не может в полной мере решить поставленные задачи. Зачастую и семейное воспитание не дает ощутимых результатов. В итоге дети не знают многих произведений, их авторов, не умеют и не любят слушать музыку разных жанров. Таким образом, деятельность в рамках проекта становится яркой иллюстрацией и практической составляющей к общеобразовательной программе по музыке и МХК. Одной из форм развития музыкально - вокальной культуры обучающихся является сетевой проект «Спасибо, музыка, тебе!». Занятия и мероприятия данного проекта осуществляются на основе деятельности в рамках договорного пространства со школами нашего района, областной детской библиотекой им. Гарелина, музыкальным колледжем и колледжем культуры.Целевая группа проекта - обучающиеся 1-4-х классов общеобразовательных учреждений.Проект состоит из 2-х блоков:1 блок - тематические программы музыкально - вокального профиля; способствуют творческому развитию музыкально - эстетической культуры школьников. Девиз: «Без музыки не проживу и дня, она во мне, она вокруг меня!»;2 блок - мероприятия цикла «Я музыкантом стать хочу»- знакомство с миром музыкальных профессий в рамках профориентационной подготовки обучающихся.Главная цель проекта: способствовать формированию и развитию музыкальной культуры обучающихся посредством погружения в атмосферу музыкально - вокального искусства. Проект решает следующие задачи:
  • на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
  • формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);
  • формировать любовь и интерес к музыке;
  • расширить общий музыкальный кругозор через овладение новыми музыкальными понятиями;
  • знакомить с музыкальными жанрами, с Ивановскими детскими композиторами, с историей создания Ивановских музыкальных коллективов;
  • воспитать зрительскую культуру;
  • развить творческие способности, потребность общения с миром музыки, искусства.
  • Перечислим некоторые модули данного проекта:«Жанры музыки», «Сказка в музыке», «Музыкальное Иваново», «Музыка для детей».В модуле «Жанры музыки» обучающиеся знакомятся с разными жанрами музыки: народной, классической, эстрадной. В образовательных мероприятиях данного модуля свои произведения представляют хор студии «Элегия» (детские песни), ансамбль, дуэт, трио и солисты образцового коллектива вокального объединения «Романс» (произведения Глинки и Моцарта), образцовая вокально - эстрадная студия «Акварельки» (эстрадные песни), звучат русские народные мелодии, фортепианные пьесы, Познавательное путешествие в мир музыки сопровождается на экране интересными кадрами из истории музыкальных жанров, игрой «Музыкальное эхо» и викториной о музыке.Через реализацию модуля «Сказка в музыке» обучающиеся знакомятся с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка. Сказочный персонаж Оле - Лукойе с помощью волшебного зонтика вместе с ребятами путешествует по сказкам и музыке П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, Э. Грига. Музыкальная сказка – одно из средств формирования основ музыкальной и общей культуры детей. Сказка – один из любимых детьми видов художественного творчества, способствующий обогащению детей впечатлениями, развивающими не только эмоциональную отзывчивость (как важнейшую музыкальную способность и как личностное качество), но и нравственные представления.Дети учатся не только слушать и понимать музыку, но и выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инсценировке сказок.В ходе образовательного модуля «Музыкальное Иваново» - обучающиеся знакомятся с многообразием музыкального мира нашего города, историей создания того или иного учреждения, коллектива, их роли в развитии музыкальной культуры нашего края. Главная идея – показать богатство Ивановской земли, какие у нас знаменитые талантливые люди. В сценарном ходе модуля использован прием театрализации. Главный герой - Незнайка вместе с ведущим путешествует по Музыкальному городу, знакомится с Музыкальным училищем, филармонией, Ивановскими композиторами, детскими коллективами. Содержание мероприятия способствует повышению мотивации детей к изучению истории родного края. Модуль «Музыка для детей» - предполагает знакомство с детскими композиторами, с разнообразными песнями для детского возраста. В результате реализации данного сетевого проекта у обучающихся: будет сформирован интерес к музыкально - вокальному искусству; заложены основы музыкально - эстетического вкуса; возрастёт уровень развития музыкальной культуры, будут расширены знания об истории музыкального Иванова; будут развиты коммуникативные компетенции. А главное в том, чтобы встреча ребенка с музыкой стала важной позитивной отправной точкой их прекрасной дружбы с продолжением на всю жизнь!