«Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Автор: Марина Борисовна Астанина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону Детский сад № 299
Управленческий проект
Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Автор-разработчик:
Старший воспитатель
Астанина М.Б.
г. Ростов-на-Дону
2022г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.
Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.
В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:
- потребность в личностном развитии и креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- принятие современных приоритетов дошкольного образования;
- способность и потребность в рефлексии.
Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.
Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.
В нашем ДОУ мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:
- анкетирование молодых специалистов по темам Определение затруднений педагога и Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности;
- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;
- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;
- экспресс-диагностику Оценка уровня коммуникабельности начинающего педагога с родителями
- анкетирование родителей по теме Отношение родителей к ДОО, где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;
- а также тематический контроль по теме Оценка готовности неопытных специалистов к реализации ФГОС ДО.
Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.
Были выявлены следующие профессиональные дефициты:
Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.
Было принято решение разработать управленческий проект Повышение профессиональнойкомпетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Основная часть
Паспорт проекта
Название и тип проекта
Управленческий проект Повышение профессиональнойкомпетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Автор-разработчик
Тарабанова С.Н. - заведующий
Участники проекта
Тарабанова С.Н. - заведующий
Волошина Е.В. - методист
Астанина М.Б. - старший воспитатель
Воспитатели, специалисты
Сроки реализации проекта
2022-2023 уч. год
Основания для разработки проекта
1. Конец формы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (последняя редакция),
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) с изменениями от 21.01.2019г.,
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,
4.Постановление Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в образовательной организации№75 от 06.08.2020 года,
5. Конвенция ООН о правах ребёнка,
6. Конституция Российской Федерации,
7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"";
8.СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
9.Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01, регистрационный № 5604 от 27.08.2015г.) Выдана Министерством общего и профессионального образования Ростовской области,
10. Устав МБДОУ № 299.
11.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
12.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Цель проекта
Повышение профессиональнойкомпетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения.
Задачи проекта
1. Создать мотивационные условия для профессионального роста неопытного специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.
2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста.
3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога.
Этапы проведения проекта
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.
II этап. Внедренческий
Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности начинающего специалиста.
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональнойкомпетентности начинающего специалиста.
Планируемые результаты проекта
Начинающий педагог:
- знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;
- умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;
- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;
- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;
- умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;
- самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование.
Форма проведения итогового мероприятия
Круглый стол Формирование профессиональной компетентности начинающего специалиста ДОО
Продукты проекта
1. Портфолио начинающего специалиста.
2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога:
- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;
- методические задания и вопросы для педагога;
- тексты консультаций для начинающего специалиста по различным направлениям развития дошкольников;
- презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;
- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;
- сценарии мастер-классов.
Ресурсы проекта:
1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.
3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.
2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.
Пути преодоления рисков:
1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.
2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
5. Материально-техническое обеспечение проекта.
6. Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.
Механизм оценки эффективности проекта
Анкетирование среди родителей.
Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
Анализ реализации этапов проекта.
Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.
Этапы реализации проекта
Этап
Срок
Содержание
I этап. Организационный
Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога
Сентябрь-октябрь
2022г.
1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.
2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.
3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.
II этап.
Внедренческий
Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности неопытного специалиста.
Ноябрь 2022- март 2023
Реализация плана методических мероприятий.
Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.
Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.
III этап.
Аналитико-обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.
Апрель 2023- май 2023
1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.
2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.
3. Отчет педагога-наставника.
4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.
План методических мероприятий
I этап. Организационный

Мероприятия этапа
Ответственные
1.
Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).
Методист
ст. воспитатель
2.
Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника.
ст. воспитатель
3.
Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога.
ст. воспитатель
педагог-наставник
4.
Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста.
ст. воспитатель
педагог-наставник
II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа
Ответственные
1.
Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций):
- Основные направления современного дошкольного образования;
- Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП;
- Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде;
- Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста;
- Активные формы и методы взаимодействия с родителями.
ст. воспитатель
педагог-наставник
2.
Проведение практикумов:
- Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО;
- Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО;
- Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ.
Методист
ст. воспитатель,
педагог-наставник
3.
Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов
Методист
ст. воспитатель,
педагог-наставник
4.
Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога
Методист
ст. воспитатель,
педагог-наставник
5
Организация мастер-классов:
- Развивающие игры для детей дошкольного возраста;
- Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты
ст. воспитатель,
педагог-наставник
6.
Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии Портфолио
ст. воспитатель,
педагог-наставник,
начинающий педагог
III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа
Ответственные
1.
Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога
Методист
ст. воспитатель
2.
Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.
Ст. воспитатель
3.
Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста.
Методист
ст. воспитатель
педагог-наставник
3.
Представление итогов проекта в форме:
- аналитического отчета старшего воспитателя;
- отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;
- представления портфолио начинающим педагогом.
ст. воспитатель
педагог-наставник
начинающий специалист
4.
Итоговое мероприятие: Круглый стол Формирование профессиональной компетентности начинающего специалиста ДОО
Методист
ст. воспитатель
педагог-наставник
молодой специалист
Список источников
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) с изменениями от 21.01.2019г.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,
Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Научно-методическая литература:
Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD). Издательство Учитель, 2016.
Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО. Издательство Учитель, 2016.
Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.