Ремесленники села Русский Камешкир


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ремесленники села Русский Камешкир
Автор: Биккулова Нурия Мигдятьевна

Ремесленники села Русский Камешкир (вспоминания старожилов села)На Белом Ключе было самое раннее кожевенное ремесло. Вода там содержала много серебра, что способствовало хорошей обработке шкур от мездры. Кожа, выделанная мастерами, была мягкая ее красили в черный цвет, поэтому она ценилась далеко за пределами села. Людей, которые занимались выделкой кожи называли скорняки. А выделкой этих шкур занимались в молельном доме, который еще до революции старообрядцы построили для себя этот кирпичный дом. В молельном доме проходили у старообрядцев службы. Старожилы говорили, что было много баптистов, именно на Белом Ключе. Еще их называли староверами. Сапожное ремесло. Так как в Камешкире много было кожи, хрома, из этих материалов шили обувь: сапоги, полусапожки и домашние чувяки. Эта была обувь для лета. А для зимы валяли валенки. Хорошо было развито в Камешкире валяльное ремесло, потому что в каждом хозяйстве были овцы. Валяли валенки, чёсанки (на которые одевали галоши), для дома валяли котики. Из воспоминаний Мартыновой Анны Григ.: - Я родилась в семье, где все мужчины из поколения в поколение занимались этим ремеслом. Также в семье была женщина, которая валяла детские валеночки. Их одевали на детей с годовалого возраста.Портняжество. Шили одежду: шубняки, полушубки. В основном из овечьей шкуры, которая тоже обрабатывалась. Также шили рукавицы, безрукавки, шапки. Этим ремеслом занимались Одинцовы, Ермаковы, Бородины.Бондарское ремесло. Занимались изготовлением бочек, кадушек. Это ремесло называлось бондарское, а ремесленники были бондари. Еще из липы изготавливали щепу, который шел для покрытия крыш домов. Но позволить это себе могли только богатые люди. Так как не разрешалось рубить лес, он был под охраной государства.Семья Осиповых занимались изготовлением мочалы. Изготавливали ее из дерева липа. С липы снималась кора тонким слоем, затем вырезали из коры лыко. Из лыка плели также лапти, их называли лапотники, плели кнуты для выгона скота на пастбище в основном коз, овец. Также из лыка изготавливали мочалки, мазилки.Гончарное ремеслоВ Камешкирском районе более 7 разновидностей глины. В Лутковке имелись большие запасы голубой глины. Слой глины из Лутковки пролегал в сторону Лапшова. Жители сел Озерки, Кафтыревка, Чемизовка, Дмитриевка пользовались этими запасами. Озерские брали глину ближе к своему селу это в лесу. Ермаков Матвей Петрович занимался гончарным ремеслом. Это тяжелейший труд. Запрягали корову и ехали за глиной. Она залегала под пластом обычной земли. Были случаи берег обваливался и глиной могло убить человека. Поэтому по одному не ездили за глиной. Дома глину нужно было размочить, раскрошить, а потом измять сначала ногами, а потом руками, чтобы она была без комочков. Делали изделия в сенках на круге, который крутили руками. Изделия сначала сушили, а потом были выжигательные горны вдали от села. Туда возили горшки, складывали в горн и выжигали. Когда они были готовы имели серый цвет. Нужно было много сжечь дров. Потом еще нужно было продать. Возили в основном в соседний Неверкинский район в татарские села Кунчерово, Могилки, в Кузнецкий район. Матвей Петрович изготавливал трубы для печки, кувшины, корчаги, крынки, всю посуду для изготовления пищи, для воды, для скота , маслобойки, черепушки для цветов. А для детей изготавливали свистульки в виде собачек, гусей, уточек, для девочек куколки. Для мытья лица и рук были рукомойники тоже из глины. Ни одна семья не обходилась без крынок, в них хранилось молоко. Они были 2-х, 3-х литровые и 1 литровые для сметаны, ковшики для бани и дома. Женщины пряли и вязали шали и пуховые платки. В семьях держали пуховых коз. Это было трудоемкое ремесло. Чтобы приготовить пряжу к вязанию, много нужно трудов. Вырастить пух, снять, расчесать, выбрать волосы, тонко и ровно напрясть, а потом кропотливый труд связать каждую петельку, а их не сосчитать.Вышивальчицы вышивали полотенца гладью, косичкой и крестиком. Вышивали рубашки мужчинам, а женщинам кофточки. На швейной машинке выполняли технику решелье. Им украшали приданое для невесты: подзорники и боковинки для кровати, украшали церковный уголок, который был в каждой избе. Вышивали полотенца и салфетки. К празднику светлой Пасхи украшали зеркало новым веночком, которые делали из бумаги. Ни одна свадьбы не обходилась без роз, они были красные и розовые, их тоже делали из бумаги. Эти розы прикалывали на левую сторону к груди сватьям с обоих сторон.Вязали для всей семьи носки, варежки, свитера, кофточки. Модно было дарить носовые платочки, обвязанные крючком, своим женихам.Кровельное ремесло (жестянщики) – Кондашкин (труба в музее). Покрывали крыши домов железом. Это уже после соломы и деревянной щепы. Могли себе позволить купцы, торговцы, богатые люди.В Камешкире была артель «Прогресс», которая находилась на Белом Ключе. Где занимались изготовлением сбруи для лошадей, коров . Был там верченочный цех, где изготавливали из соломы верченки для хомутов, Был раскроечный цех- готовили сыромятину юфту для пошива по размеру животного. Был шорный цех, где шили сбрую: хомуты, черезседельники, седелки, подпруги, вожжи, седла. В этой же артели был на весь район Чесальный цех. Там работал Мартынов Егор Петрович. В каждом хозяйстве были овцы, козы. Чесали шерсть. После этой обработки уже можно было прясть пряжу, она была ровной без комочков. В этой же артели был швейный цех. Шили верхнюю одежду как взрослую, так и детскую. Хорошей мастерицей была Ермакова Антонина Александровна. Также шили одежду летнюю: мужскую, женскую, детскую одежду, постельное белье, занавески для дома, стегали матрацы, одеяла.Во многих домах мужчины занимались ремонтом валенок. Их подшивали, если они худились. Подшивали большими иголками с помощью шила. Для подшива была специальная нить, она называлась «дратва». ЕЕ изготавливали из конопли. Пряли ровно, брали среднюю часть с конопли, она была крепкой. Дратву смолили специальным клеем – варом, чтобы нитки были гладкими и крепкими. Еще для крепости в швы забивали деревянные гвозди. Подшитые валенки были очень теплые. Кузнечное ремесло. В Камешкире по ул. Нагорная находилась кузница. Это было небольшое здание, с широкой дверью, которая открывалась как ворота. Там работал Гужов Василий Андреевич. В кузнице занимались изготовлением… Внутри была большая печка. Там было всегда жарко. Железо, когда покраснеет, его отбивают молотком, а человек, который работал молотком, называли молотобойцем. Там после войны работал Ермаков Григорий Матвеевич. Когда железо принимает нужную форму, большими железными чипсами брали заготовку и опускали в большой котел с холодной водой. Вода шипела и было интересно смотреть на это занятие. Все готовили для нужд колхоза- это петли для ворот, защелки, затворы, засовы. Много готовили и для нужд колхозников. Там же изготавливали подковы для лошадей- чтобы не стирались копыта. Недалеко от кузницы вблизи дороги на Кузнецк была небольшая пожарная часть. Там стояла телега с водой на случай пожара. Но пожаров не было, люди работали с соблюдением пожарной безопасности. Ведь температура в кузнице была очень высокая.