Урок "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Автор: Федосеева Лариса Михайловна

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе.Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Цель деятельности учителя: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш., формировать умение учащихся самостоятельно конструировать свои знания.
Планируемые результаты (предметные): овладение речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка.
Личностные УУД: приобретают личный опыт интегрированного обучения.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебную задачу с помощью учителя, выполняют и оценивают учебные действия.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока: Целеполагание и мотивация Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).
Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места).
Начинается урок.Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять, На уроке не зевать, А работать и писать.
- На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.)
Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.)
Ваши головы хорошо…(думают.)
Я рада, что у вас отличное настроение.
Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно.
Откройте тетрадь
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова Классная работа.
Почему мы нашу работу начинаем с чистописания?
Чистописание– (буква Ж, Ш,Щ,Ч)
- Что вы можете сказать об этих буквах? шипящие
Жи ши ча чу ща щу
Лестница- 3 слога ле́стница→[л'эс'н'ица]. В слове ле́стница: слогов—3 (ле-стни-ца), букв—8, звуков—7:... Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъема и спуска.
1. Стадия вызова. Актуализация знаний
Слайд №1 - 2
На какие две группы делятся все звуки (Глас и согл)
А какие особые согласные вы знаете? (Шипящие,)
Какие звуки требуют к себе особого внимания? (Шипящие.) Почему? (Рядом с их буквами находится опасное место.)
Эти звуки учитель записывает на доске.
Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают.
Слайд №2
2. Тема урока: Сочетания жи –ши ча-ща чу-щу
- Вы догадались, какая тема нашего урока?
Целеполагание: Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/
План (примерный).
Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
Графическое обозначение буквосочетаний.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
План урока виде лестницы
Слайд №5
3. Игра Верю - не верю Приём Верите ли вы верите ставите + не верите -
1.Звуки ж ш щ ч шипящие. ДА
2.Звук ж всегда твердый. ДА
3.Звук ч может быть твердым и мягким. НЕТ
4. Сочетания ча ща пиши с буквой а ДА
5.Сочетания жи ши пиши с буквой ы. НЕТ
6.Звук Щ всегда твердый. НЕТ
1
2
3
4
5
6
Выполни самооценку
2. Стадия осмысления
Как правильно писать сочетания жи ши чу щу ча ща? (Составление таблицы в парах)
- Сделаем ввод:
Прочитаем в учебнике? ( стр )
Физ. минутка размика Если я называю жи ши руки вверх если ча ща присядем чу щу хлопаем в ладоши
Шел медведь почаще леса, (присядем)
Щука плавала в пруду. (хлопаем)
В лесучудесном всё кружится, (хлопаем руки вверх)
Всё искрится наяву!
В рощах -шишки, камыши, (присядем руки вверх )
Бегут ежи, ползут ужи!(руки вверх)Задачанаша непроста: (присядем)
Учи правила всегда!
Ча-ща, чу-щу, жи-ши: (присядем хлопаем руки вверх)
Каждымчасом дорожи! (присядем руки вверх)
.
Приём Кубик
Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, номера которых записаны на сторонах кубика.
Один - много
Напиши слова во множественном числе.
Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.
2. Ошибки Незнайки!
Ребята получают листы с текстом и исправляют ошибки.
Жыля рядом с лесом и гулял в леснойчяще.
Разрослись тамвшырькустышыповника.
Укололся я ошыпыи упал какчюрбан.
Смотрю, в кустах –хижына!
Сощюриля глаз и увидел в окнесвечю.
Но на свет не пошёл – вдруг тамжывёт чюдовище!
.
3.
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы.
Чудная картина, как ты мне родна.
Дедушке сшили новый жилет.
У машины резиновые шины.
У нас живёт собака Рыжик.
Вечером мы пили чай с шиповником.
В воздухе кружились пушистые снежинки.
Мыши живут в норке.
4. Припиши справа или слева к слогам сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы получились слова:
На доске:
1 вариант:
2 вариант:
чи
кры
ту
сы
пи
ро
мы
лу
ка
лок
дак
лет
Карточки-таблички:
5. Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Узкий — ш____________,
маленькие — б____________,
свои — ч__________________,
провожает — в_____________,
мёртвый — ж_____________,
редко — ч____________,
постная (пища) — ж__________,
говорить — м__________,
чистый — ч_м_________,
болтун — м__________,
радость — пе__________,
пряч_т — ищ________,
конец — н_______.
6. Допиши слово или отгадку
Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща.Кот живет у нас на крыше,А в чулане живут _ _ .***Не поедет без бензинаНи автобус, ни _ _ _ .***Если с крыши потеклоИ сугробы ниже –Значит, солнце припекло,Убирайте _ _ .***По полям бегут ручьи,На дорогах …Скоро выйдут муравьиПосле зимней _ _.***Покружилась в воздухеЗвездочка немножко,Села и растаялаНа моей ладошке. (Это _ _ _ )***Белые горошкиНа зеленой ножке. (Это _ _ )
***Клубок, да не пуш_стый.Колючий, да ерш_стый. (Это _ )
*
Стадия рефлексии ВОПРОСЫ
Шипяшие
Самостоятельная работа.
Составь таблицу в тетради, заполни.
ж..раф, ч..чело, могуч..я, угощ..ть, малыш.., кувш..н, ч..жой, зайч..та, щ..ка, печ..ть, ч..щ.., рощ.., ж..тель, ч..сы, ош..бка, ч..мазый, маш..на, ч..до, ч.. шка, ш..рокий.
Слова с сочетаниями
ЖИ-ШИ
Слова с сочетаниями
ЧА-ЩА
Слова с сочетаниями
ЧУ-ЩУ
Составь таблицу в тетради, заполни.
ж..раф, ч..чело, могуч..я, угощ..ть, малыш.., кувш..н, ч..жой, зайч..та, щ..ка, печ..ть, ч..щ.., рощ.., ж..тель, ч..сы, ош..бка, ч..мазый, маш..на, ч..до, ч.. шка, ш..рокий.
Слова с сочетаниями
ЖИ-ШИ
Слова с сочетаниями
ЧА-ЩА
Слова с сочетаниями
ЧУ-ЩУ
Спиши предложение:
1. Выпиши все гласные буквы из предложения.
2. Выпиши слово, в котором 3 слога.
3. Найди в предложении слово к схеме
Выпиши его, раздели на слоги, поставь ударение.
Определи сколько букв и сколько звуков.
4. Выполни взаимопроверку.
Оценочная деятельность
Закончи предложение:
-На сегодняшнем уроке я узнал …
-После урока мне захотелось…
-Сегодня я сумел…
Игра "Живые звуки".Я приглашаю сюда столько детей, сколько звуков в слове МИШКА. Каждый из вас становится живым звуком. Вы становитесь по порядку, а я буду звать вас к себе, но только нужно быть очень внимательными. Итак, ко мне подойдет первый гласный звук в этом слове.(И)А теперь ко мне подойдет второй согласный в этом слове(Ш), и т.д. Вы молодцы! Справились с заданием неплохо.
6. Дифференцированная работа.
1 вариант. Вставьте пропущенные буквы.
Ешь молч… . Ч…ще проветривай класс. Дыш… глубоко и ровно. Малыш… ходили в рощ… . Ч…десно искрятся снеж…нки.
Составь и заполни таблицу.
ж..раф, ч..чело, могуч..я, угощ..ть, малыш.., кувш..н, ч..жой, зайч..та, щ..ка, печ..ть, ч..щ.., рощ.., ж..тель, ч..сы, ош..бка, ч..мазый, маш..на, ч..до, ч.. шка, ш..рокий.
Чу-Щу
Составь и заполни таблицу.
ж..раф, ч..чело, могуч..я, угощ..ть, малыш.., кувш..н, ч..жой, зайч..та, щ..ка, печ..ть, ч..щ.., рощ.., ж..тель, ч..сы, ош..бка, ч..мазый, маш..на, ч..до, ч.. шка, ш..рокий.
Чу-Щу
Составь и заполни таблицу.
ж..раф, ч..чело, могуч..я, угощ..ть, малыш.., кувш..н, ч..жой, зайч..та, щ..ка, печ..ть, ч..щ.., рощ.., ж..тель, ч..сы, ош..бка, ч..мазый, маш..на, ч..до, ч.. шка, ш..рокий.
Чу-Щу
ЗАПОМНИ:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
---------------
пиши с буквой
---------
Например:
ЗАПОМНИ:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
---------------
пиши с буквой
---------
Например:
ЗАПОМНИ:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
---------------
пиши с буквой
---------
Например:
ЗАПОМНИ:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
---------------
пиши с буквой
---------
Например:
ЗАПОМНИ:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
----------------
пиши с буквой
---------
Например:
---------------
пиши с буквой
---------
Например:
6. Допиши слово или отгадку
Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .
***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .
***
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )
***
Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _ )
***