"Урок-размышление по рассказу Леонида Андреева «Кусака»"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Урок-размышление по рассказу Леонида Андреева «Кусака»"
Автор: Любовь Владимировна Резинкина

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…» (урок-размышление по рассказу Леонида Андреева «Кусака»), данного учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ№5 Левокумского муниципального района Ставропольского края Резинкиной Л.ВТема урока: «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…» (урок-размышление по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)Цели урока:Образовательные:Обобщать  знания, полученные в процессе изучения рассказа. Формировать умения оценивать поступки людей.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.\Формировать УУД:Личностные: умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Коммуникативные:  умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение, опираясь на текст  произведения.Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт.Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация «Рассказ Л.Андреева «Кусака»» (на основе фотографий природы Кривошеина, иллюстраций к рассказу), запись музыки «Кавардосси «Тоска». Методические приемы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, составление плана и беседа по вопросам, работа в группе.Методы: иллюстративно-наглядный, словесный, наблюдения.Ход урока:
  • Оргмомент. Слайд1
  • У. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас всё получится.А теперь я попрошу вас открыть тетради, записать число, классная работа. 2. ИнтригаИтак, начинаем урок. Внимание на экран. (фрагмент фильма)-Какую проблему поднимает Гавриила Троепольский в своем произведении? Актуальна ли она? ? (Дети отвечают, что проблема милосердия, сострадания актуальна. О ней нужно говорить.)-Какие факты говорят об актуальности проблемы? (Проблема милосердия заглохла. Люди сегодня не хотят сопереживать чужую боль. Не умеют быть человечными, не всегда добры. Много бездомных животных. К нашим домам бездушные люди подкидывают котят, щенков).-Каково мнение поэтов и писателей по этому вопросу? ( Пушкин призывал быть милосердными к «падшим», Тургенев защищал «сирых и убогих». Литература способна пробудить чёрствое сердце читателя).Какие изменения могут произойти в ходе решения этой проблемы? (Если в человеке будет воспитано милосердие, сострадание, изменится общество. Люди будут добрее. Общество станет гуманнее).Учитель: -Кто является главной героиней фрагмента? Слайд2- Собака.Учитель:- А почему я выбрала именно этот фрагмент?-Потому что главной героиней рассказа Л Андреева тоже является собака и писатель поднимает те же проблемы в своем произведении.Учитель: Леонид Андреев писал: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Леонид Андреев своими рассказами выступает в защиту слабых и обездоленных, несчастных. Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателя к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным.Учитель:- Какова темы и идеи этого произведения? Слайд3Ответ учащихся: Противостояние милосердия и жестокости в мире людей, нравственное, ответственное отношение ко всему живому.Задачи для учащихся (открывать по ходу выведения)3. Задачи урокаУчитель:- Итак, взгляните ещё раз на тему урока и скажите, что мы должны сделать, чтобы выполнить поставленную задачу. Слайд4- Узнать лексическое значение слов- Выбрать эпизоды.- Проанализировать эпизоды- Дать оценку поступкам герояУчитель:- Я очень рада, что ваши задачи совпадают с моими.(открыть )МотивацияУчитель: - Прежде чем мы начнём работать, я бы хотела обратиться к словам Конфуций(древний мыслитель):Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я пойму.Учитель:- Какие слова для нас сегодня будут главными?- Запомню и пойму.Учитель:- Верно. Итак, ваша задача запомнить то, о чём мы будем говорить на уроке , понять, как нужно правильно обращаться с животными. Слайд 54. Лексическая работа. Слайд 6Работа со словарём: Нравственность - внутренние, духовные качества, определяющие этические нормы и правила поведения человека;Отзывчивость, чуткость, участие, сердечность, душевность.Милосердие - готовность помочь кому-либо, простить кого-либо из сострадания, жалости.Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем, страданием.5. Работа с 1 главойРассмотрим 1 главу.В 1 абзаце присутствует только местоимение (указывает на некое существо, не называя его).Она - никому не принадлежала, гонимая голодом, инстинктивною потребностью в общении, показывалась на улице. Найдите слова, передающие панику, смятение загнанного животного.Ответ: не помня себя от страха, перемётываясь со стороны на сторону натыкаясь на загорожи и людей, мчалась, пряталась. Её отгоняли дворовые собаки, ребята бросали в неё камнями, взрослые весело улюлюкали. Кто это? Собака? Человек? Слайд 7В жестоком мире и человек может быть таким же голодным и одиноким, как бездомная собака.Всё становится понятно, когда мы читаем: «Зализывала ушибы и раны». Между тем собака явно очеловечена автором: «инстинктивная потребность в общении», «в одиночестве копила страх и злобу». Почему рядом стоят эти 2 слова: страх и злоба?Ответ: страх порождает злобу, озлобленность.Понаблюдаем за поведением человека и собаки: Слайд 8 Вывод, который делают дети, прокомментировав этот эпизод: Собака ведёт себя разумнее человека, благороднее. В основе поведения человека - обида на жизнь. Может быть, судьба и несправедлива к нему, но он разумное существо, должен отвечать за свои поступки. В мире животных нет понятий добра и зла, животное живёт инстинктами, главные из которых - самосохранение и продолжение рода. В данной сцене тёмные инстинкты руководят поведением человека, что в целом укладывается в рамки пессимистической концепции человека в произведениях Андреева. «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать». Весь человеческий род для неё на одно лицо: жестокие, улюлюкающие, бросающие в неё камни, жестоко бьющие, странные, непонятные существа.Как проявляет собака это навязанное, порожденное человеком недоверие?«...иногда со злобою набрасывалась на них, пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её». Почему Андреев говорит «пыталась»? Если собака хочет укусить (зубы - её единственное оружие) - она укусит. Она не стала врагом человеку: «Поселилась под террасой пустой дачи, бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Улегшись, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой». Прокомментируйте эту фразу. Слайд 9Ответ: она ведёт себя так же, как домашняя собака, хотя не пользуется привилегиями домашней собаки (пища, тепло, право чувствовать себя «гордой и сильной своей принадлежностью к дому»). 6. Работа в группах Слайд 10Предлагаем детям группами поработать с текстом 2 - 4 глав и собрать материал:Новые персонажи рассказа. (1 группа)Собака привыкает к людям. (2 группа)Как изменилась Кусака? Как Кусака выражает свою ненависть, как она проявляет свою любовь? (3 группа)Отъезд дачников. Действительно ли дачники - «очень добрые люди»? (4)Выразительное, вдумчивое чтение при анализе результатов поиска поможет создать настроение и закрепить чувства, вызванные рассказом. Выступает 1 человек из группы. Добавления могут быть сделаны любым учеником.1 группа. Новые персонажи рассказа В первом же абзаце «тихая дача огласилась громким говором» целой ватаги взрослых, подростков, детей. Люди поют, смеются. Они здесь ведут себя по-хозяйски, они счастливы своим единством, жадно вдыхают воздух, запахи ожившей земли. Люди привезли сюда часть своей городской, шумной и суетной, жизни. Но это место для них - место временного пребывания.Посмотрим, как рисует автор портрет Лели, «хорошенькой девушки в коричневом форменном платье»: «Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях всё видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьёзно сказала: «Вот весело-то!»Психологический портрет выдаёт жажду удовольствий, впечатлений. У неё «хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щёк, всё её молоденькое, наивно-прелестное личико». «Шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки ртути», бегают по ожившему саду дети. «Приехавшие дачники было очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели всё вокруг себя зелёным, голубым и безоблачным, делало их ещё добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом, расположением ко всему живущему». Поспешат ли они делать добро? Напугавшую их собаку они хотят сначала прогнать, потом застрелить из револьвера, если не уберётся, потом привыкли к лаю. А вскоре «гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей». Видимо, это великодушные и благородные люди.И снова просим детей определить, чье видение, восприятие перед нами. Так картину видит, несомненно, человек: возможно, автор, возможно, кто-то из приехавших. А что же Кусака?2 группа. Собака привыкает к людям Предлагаем поделиться выводами о том, как привыкала к людям собака? Ответ: откуда-то из кустов с распускающимися клейкими листочками, притаившись, в смятении наблюдает она за происходящим. Вот закружилась в радостном танце грациозная Леля - и «в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась в раздувающийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах». Прокомментировать прочитанный отрывок. Это снова демонстрация силы (не укусила за ногу, руку, не бросилась на плечи). «Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на своё место под террасой. Пахло людьми…Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их». Иногда по утрам из уст счастливых и сытых людей звучит незнакомое слово - Кусака, которое теперь станет кличкой бездомной собаки. Ей бросают хлеб, и она, не понимая, что её кормят, бросается прочь, «словно это был не хлеб, а камень». По её поводу шутят, называют её своей собакой, а она «на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей», «присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки», «за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала». Объясните, чего стоил Кусаке поддаться ласке?.Ответ: «второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают». Кусака доверилась прикосновению «маленькой тёплой руки». Это было знаком неотразимой власти. Дружба, любовь, покровительство, защита - вот чего ждала от человека бедная в своей бессловесности и беззащитности собака. И ничего-то не стоит людям их доброта. Просто весна, просто всё хорошо, просто попалась под ноги собака: хочу - застрелю, хочу - приласкаю. Это и есть власть. Много ли места остаётся для доброты? Объясните, что приобрела и что потеряла собака, доверившись людям. Подтвердить свой ответ словами автора. Слайд 11Ответ. «Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу». «Беспомощное ожидание» - кто испытывает это чувство?. Дети высказывают предположение, что приговорённый к смерти. Возможно. Единственную защиту - «непримиримую злобу» - отняли. Но ни заботы, ни искреннего сочувствия, ни любви не дали. Эти «очень добрые люди» просто развлекаются, любуются собой, наслаждаются жизнью. Со-чувствия, со-страдания со-действия здесь нет. Поэтому Кусака «ещё долго вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара».3 группа. Как изменилась Кусака? Как Кусака выражает свою ненависть, как она проявляет любовь? Слайд 12Итогом работы группы стала таблица.Видно, что желанное общение с людьми, их ласки изменили поведение животного. Видимо, это очень добрые люди.4 группа. Добрые ли люди дачники? Слайд 13 Создать языковой портрет слова «добрый». Ответ: многозначное слово. Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь; связанный с кем-либо взаимным расположением (устаревающее); благоприятный, приносящий удачу.Просим найти в 3 главе слова, которые могли бы служить итогом, выводом автора об отношении людей к Кусаке. Ответ: «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в её глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали её, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих в своих неуклюжих и нелепых проявлениях». Совместимы ли с понятием доброты подчёркнутые словосочетания? Ответ.это взаимоисключающие характеристики: доброта - и хохот в ответ на неуклюжие попытки как-то ответить на ласку, доброта - и неспособность увидеть мольбу и страх в глазах. Странной называет Леонид Андреев эту мольбу, не прочитанную людьми в глазах собаки Почему? Теперь они хотят видеть забавную, безмятежную сытую собачку на своём участке, собачку, с которой можно позабавиться, и им не хочется ничем омрачать своего наслаждения жизнью. Какая ещё мольба - когда им так хорошо и спокойно. Итак, какой оттенок имеют эти слова в тексте: «дачники были очень добрыми людьми». ( выборочно пересказать отрывок, касающийся отъезда дачников.)Примерный ответ: взять в город собаку, которая жила летом на даче может не каждый. Это не домашняя, приученная к городскому быту собака. Но можно попробовать пристроить собачку к кому-то из местных жителей. Леля раздумывает о том, как быть с Кусакой, ей жалко собаку. Маму же это не слишком-то волнует: в момент разговора она занята сборами, да и Леля сидит неправильно, сгорбившись, надо сделать ей замечание. А проблему с собачкой мама понимает так: чтобы дочка не капризничала, можно взять породистого щеночка у знакомых: «А эта что - дворняжка!» Леля готова заплакать: «Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и жалко сморщился хорошенький носик». Леле грустно, эту грусть подчёркивает надоедливый, усиливающийся дождь. Девочка зовёт с собой собаку, которая, «смутно предчувствуя беду, убежала в сад и неотступно глядела на видимый ей уголок террасы»: «Ты здесь, моя бедная Кусачка. Пойдём со мной». Где-то по дороге на вокзал собака, видимо, отстала, напуганная чужими людьми, большим пространством, отсутствием привычных уголков, где можно спрятаться. Леля забыла о ней: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой». 6. Возвращаемся к интриге… Слайд 14Известна удивительная способность Леонида Андреева вводить в рассказы неожиданные детали, придающие особенно пронзительное звучание повествованию, определяющие неожиданный поворот размышлениям читателя . Назовите эпизод, сюжетно не связанный с событиями рассказа. Ответ: это маленькая сценка: «У трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу». Протяжно гнусавя, он просит копеечку, а в ответ получает насмешки и предложение колоть дрова. «И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали». Как и в эпизоде неумелых кувырканий и падений Кусаки, людей смешит не нечто забавное или остроумное, а картина унижения того, кто слаб, беззащитен, уродлив, нищ, бесприютен. И на фоне этого уродливого, несчастного, беззащитного существа люди испытывают удовлетворение от ощущения собственной значительности (силу ей придаёт безраздельная власть над беззащитным существом), от вседозволенности (нас много - мы сила, ты - один, ничтожество). Мир толпы жесток не только к бездомному животному. Стая гонит и уничтожает любого, кто «НЕ ПОХОЖ», «НЕ ТАКОЙ», кто беззащитен и не вооружён «непримиримой злобой». Но достойно ли ЧЕЛОВЕКА сбиваться в стаи? И достойно ли жить по волчьим законам? И всегда ли человек руководствуется «нравственным законом внутри».Кто же главный герой рассказа? Слайд 15Просим аргументировать ответ.Ответы:Главный герой - бездомная собака Кусака. Аргументы: 1 и 5 главы полностью посвящены ей, в остальных главах значительная часть размышлений автора связана именно с развитием этого персонажа. Строки, посвящённые Кусаке, её переживаниям, вызывают живой отклик. Наконец, сам автор признавался: «В рассказе «Кусака» героем является собака».Главный герой - автор. Аргументы: в центре внимания - цепь размышлений автора. Его отношение к героям и событиям высказано прямо, исчерпывающе.Главный герой - человек с его бесприютной и непредсказуемой судьбой в этом мире. Аргументы: в рассказе представлены разные жизненные позиции людей. Авторская - гуманистическая, он никого не осуждает, объективно рассматривает каждого персонажа. Случайного прохожего, пропойцы-мужика: все виноваты в неудачах моей жизни (и «добрые люди», обидевшие меня, обманувшие мои надежды, и жена, и беззащитная собака, на которой я сорвал тупую злобу, накопившуюся за долгие годы бессмысленного существования). «Добрых людей»: «теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живому (желательно, чтобы всё живое не доставляло хлопот, не требовало заботы, да и нечего особенно беспокоиться по поводу беспородной собаки). Толпы: ату его!Главный в рассказе - читатель. Аргументы: автор обращается к его совести, к его нравственной позиции. Рассказ вызывает ответное чувство, заставляет задуматься.Обратимся к эпиграфу: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Леонид Андреев). Слайд 16Мы видим: главный герой прочитанного рассказа - человек с его бесприютной судьбой, так как «всё живое имеет одну и ту же душу, всё страдает одними и теми же страданиями». Человек, как любое другое живое существо, бесприютен и одинок в этом мире, «и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».Попробуем разгадать символический смысл финала рассказа (как часто у Андреева - открытого финала). Ответ: «Собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем». «Зорко только сердце». Мы не владеем языком животных, птиц, растений. Если не научимся понимать сердцем, скудны будут наши возможности в понимании окружающего мира. Что слышится нам в этом вое собаки? мольба о помощи, и просьба вернуться, и упрёк, и тоску, и отчаяние, страх. Никто не назвал проклятий. Видимо, в представлении детей, животные великодушны и умеют прощать нас. - Примирилась ли Кусака со своим одиночеством? ( В основном дети сказали: нет. Невозможно забыть предательство, равнодушие).А вот ещё одна история о собаке. Её написал Сергей Грубов. Называется она «Собачье сердце». (Читает ученик)От самолёта трап отходит.Взлохматив холку напослед,От пса родного взгляд отводит Его предавший человек.А пёс ещё не понимает,Он ждёт команды и молчит.А самолёт уж в небе тает, И белый след за ним кипит.Собака села поудобней,Где приказали ей сидеть.Проходит время – пить охота- Придётся потерпеть…А к глотке подступали слёзы.Он выполнял команду «ждать».С такой отличной родословной Нельзя при людях зарыдать.И в голове его собачьейНе умещается пока,Что друг его сегодня бросилИ не окликнет никогда.Уж пасть от жажды пересохла,И мысли всё трудней собрать..Искал в толпе лицо родное,С надеждой продолжая ждать.Смешались дни, смешались ночи…И обходя его, толпаБросала хлебушка кусочки,Которых ему есть нельзя.Облезла шерсть, крошатся зубы…Скиталец встал и напрямик – Никто не скажет, что трёхлетка, - На трассу выползал старик.«Эх, люди, люди, мне вас жалкоИ этот мир не для меня» - Так думала три дня собака,Хлебнувшая людского зла.Собрав остаток сил и злости,С обочины, что было сил,Под грузовик – и к Богу в гостиОн без приказа сам решил. 7. Рефлексия. Слайд 17-Какой проблемой объединены эти два произведения?Что же такое милосердие? Что значит быть милосердным?Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Такой бывает она при встрече с чужой бедой. Ты не можешь пройти равнодушно.- Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?- Помог ли сегодняшний урок осознать своё отношение к животным? Как?Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор. Всё в твоих руках.Послушайте притчу «Всё в твоих руках». Слайд 20Жил в одном городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».Быть милосердным и сострадательным – это твой уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви». 8. Подведение итоговУчитель: - Теперь давайте подведём итог нашей работы. Откройте свои дневники и выставьте оценки. (Учитель объявляет оценки)9. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд 21Учитель: -А теперь запишите задание на дом, выбрав то, которое вам понравилось и с которым вы сможете справиться. У вас появилась возможность проявить себя в качестве художника:1.Подумайте и нарисуйте иллюстрацию обложкиУчитель:- Так как финал рассказа открытый и немного мрачноватый, то у вас появилась возможность проявить себя в качестве писателя:2.Напишие продолжение рассказа « Неделю спустя»Учитель: - Также у вас есть возможность попробовать себя в роли литературного критика:3.Напишите отзыв о рассказе